Галина Горбань
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Закрепление знаний по сказкам.
2. Развитие память, мышления, наблюдательности, речи.
3. Воспитание эмоционального отклика на хорошо знакомые и любимые сказки.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
1. Обучающие: Закреплять знание детей о русском фольклоре на примере русских сказок. Закреплять знания о сказках и о сказочных героях. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
2. Развивающие : Развивать связную речь детей, продолжать знакомить детей с литературным творчеством – загадками, сказками;
Обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе; развивать воображение, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе.
3. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе. Воспитывать лучшие человеческие качества - сочувствие, сопереживание, честность, доброту, готовность оказать помощь.
4. Оздоровительные: Физкультминутка
Методы и приемы:
1. Игровые: игровые действия, упражнения.
2. Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
3. Наглядные: демонстрационные пособия, активные действия детей.
4. Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение произведений, беседы о творчестве разных поэтов.
Оборудование:
«Письмо» от сказок, конверты с заданиями, «портал», разрезные картинки по мотивам сказок («По - щучьему велению», «Снежная королева», мяч, иллюстрации к сказкам («Дюймовочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Айболит», «Буратино», «Теремок», «Колобок»).
Ход занятия:
Дети заходят под веселую музыку «В гостях у сказки», становятся в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: «Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!»
От ваших улыбок в группе стало светлее.
Воспитатель: Ребята вы с самого раннего детства слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы, бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
А давайте мы с вами пройдем в нашу библиотеку, возьмем какую – нибудь книжку со сказкой и почитаем её. (Дети ищут, найти не могут)
А где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей).
Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно (открывается конверт и читают письмо)
“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетал злой волшебник и унес нас далеко –далеко, за моря и горы, в дремучий лес и вернёт нас только тогда, когда вы выполните все его задания. Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам. Ваши сказки. ”
Воспитатель: Ребята, будем выручать сказки из беды? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, конечно, мы поможем сказкам, выручим их. Но только, как мы это сделаем? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в тёмный, дремучий лес.
Ребята, как вы думаете, что нам поможет попасть в дремучий лес?
Ответы детей (ковер-самолет, волшебный поезд, воздушный шар и т. д)
Воспитатель: а еще можно попасть в дремучий лес через волшебный портал! Давайте мы с вами пройдем через этот портал и попадем в лес. (Проходим сквозь обруч).
Воспитатель: вот мы и на месте. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
Воспитатель: (достаёт конвертик с первым заданием)
Первое задание «Ответьте на вопросы»
Воспитатель: Что такое сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Кто придумывает сказки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Почему некоторые сказки называются Русские народные?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Верно, эти сказки придумывал русский народ и передавались они от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
Воспитатель: Что в сказках происходит необычного?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, как начинаются сказки, какими словами?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием! Посмотрите, а следы –то нас дальше ведут (идут по следам и находят второй конверт)
Второе задание «Узнай сказку по загадке» (воспитатель читает загадку, ответ появляется на экране)
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
2. Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
3. Кто-то по лесу идёт
Короб за спиной несёт
Вкусно пахнет пирогами
Что за сказка перед нами?
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
4. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
5. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
6. Домик Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
7. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со вторым заданием!
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, вставайте и повторяйте за мной
Физминутка:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили (Повороты головы)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали (Наклоны в стороны)
Вперевалочку ходили (Перешагивание с ноги на ногу)
И из речки воду пили (Присесть)
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали. (Поочерёдное поднятие ног)
Воспитатель: Отдохнули немного? (ответы детей). Тогда продолжим…следы ведут нас дальше.
Третье задание «Узнай сказку по картинке»
(дети по иллюстрациям определяют название сказки)
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, для этого нам нужен мячик
Игра: «Ты мне – я тебе»
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: коза – сказка «Волк и семеро козлят».
Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Воспитатель: Молодцы! Идем дальше по следам… (находим конвертик с четвертым заданием) Тихо садимся.
Четвертое задание «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба» - «…»
«Даша и медведь» - «…»
«Волк и семеро ягнят» - «…»
«Утки – лебеди» - «…»
«Лисичка с кастрюлькой» - «…»
«Заюшкин домик» - «…»
«Царевна Индюшка» - «…»
«Мальчик с кулачок» - «…»
«Курочка в полосочку» - «…»
«Сестрица Гуленушка» - «…»
«Змей Равниныч» - «…»
«Кощей Бесстрашный» - «…»
«Василиса Преглупая» - «…»
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. Продолжаем наше путешествие …. (по следам находят следующий конверт)
Пятое задание «Чьи это слова?»
(Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки)
- «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(ответы детей)
- «Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(ответы детей)
- «Печка, матушка, спрячь нас!»
(ответы детей)
- «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная
(ответы детей)
- «Не пей братец, козленочком станешь»
(ответы детей)
- «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(ответы детей)
- «Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском»
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, у вас все получается. (дети идут дальше по следам и находят последний конвертик с заданием)
Шестое задание «Сложи картинку»
Дети собирают картинки и объясняют, что у них получилось.
(«По - щучьему велению», «Снежная королева»)
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все задания мы выполнили. Ребята, смотрите, а вот и наши сказки. Тут еще и письмо есть…
«Забирайте свои сказки, но если вы не будите их беречь, снова заберу и никогда не отдам вам. Злой волшебник.»
Воспитатель: Ну что, ребята, сказки мы нашли и теперь можно возвращаться домой.
(Через портал возвращаются в детский сад)
Рефлексия
Ребята, а где мы с вами сегодня были?
А для чего мы отправились в дремучий лес?
Что мы с вами там делали?
Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы злой волшебник больше не забрал наши книги,
что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы очень хорошо поработали, и я хочу вам подарить новую сказку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на столе лежат веселые и грустные колобки. Если вам понравилось наше путешествие и у вас хорошее настроение, то возьмите веселого колобка. Если же вам грустно, то грустного колобка. (Дети выбирают себе колобка по своему настроению).