Наталья Полшкова
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе детей с ОНР «Подарки для зайчика»
▼ Скачать
Цель: закреплять знания детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда».
Задачи:
1. Активизировать словарный запас по темам:«Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда». Закреплять обобщающие понятия, упражнять в классификации.
2. Отрабатывать умение ориентироваться в пространстве, определять местоположение предметов; правильно употреблять предлоги: на, под.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе детей с ОНР „Подарки для зайчика“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Упражнять в: образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа, образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; образовании относительных прилагательных, составлении предложений по опорной схеме.
4. Закреплять умение составлять рассказы- описания об овощах и фруктах с опорой на схему.
5. Развивать внимание, зрительную память, целостность зрительного восприятия; развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Поддерживать интерес к логопедическим занятиям. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Оборудование: игрушечный телефон, кукольная мебель, игрушки: зайчик, ворона, Буратино, корзины, муляжи овощей и фруктов, макет лесенки, картонные тарелки, проектор, мольберт.
Материал: карточки, картинки, схемы предлогов, рассказа - описания.
Литература: Киселева Г. А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Издательсво «Книголюб», 2007.
Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи,игры-занятия. - М. -ТЦ Сфера, 2005.
ПОДАРКИ ДЛЯ ЗАЙЧИКА
I. Орг. Момент.
Дети входят в группу за логопедом и встают полукругом. У логопеда звонит игрушечный телефон.
Логопед: Мне пришло сообщение для всех нас. Послушайте: «Дорогие ребята, я прогнал хитрую лисичку из своей избушки и приглашаю вас к себе на новоселье». Подпись: Зайчик.
Пойдем к Зайчику в гости? У него домик новый, пустой. Ему надо обустроить домик: купить мебель, посуду. Согласны?
Девочки и мальчики! Смело топайте вперёд, Зайка нас всех в гости ждёт!
Проходите на свои места. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Где мы можем приобрести мебель и посуду? (В магазине)
II. Основная часть
А вот и магазин, а продавец здесь Буратино.
На экране изображение меблированной комнаты. На столе перед экраном кукольная мебель.
Логопед берёт в руки игрушечного Буратино.
1) Буратино: Я дружок ваш, Буратино,
В мячики играл с Мальвиной,
Мячики все разбежались
И куда-то потерялись.
Где какой, отвечайте,
Быстренько мне называйте!
Логопед: Поднимите руку, кто видит мячик. Где мячик? Покажи и нам скажи (Мячик на диване).
2) Буратино: Мячик тихо тут скакал,
Эту мебель поломал.
Без чего она ждать ремонта должна? ( Картинки на мольберте: стул без ножки, диван без спинки, шкаф без дверцы)
3) Буратино: Какая мебель вам нужна? У меня есть большая и маленькая.
Логопед: Зайчику нужна маленькая мебель (Показывает на игрушечную мебель). Я выбираю креслице, кладу в корзинку.
Теперь вы выбирайте и называйте.
Спасибо тебе, Буратино! До свидания!
4) Логопед: Мебель мы купили. Теперь пойдем в магазин посуды. Чтобы отправиться дальше, нужно подняться по лесенке. По ступенечкам шагайте, предложения составляйте ( На полу макет лесенки: Кто? –Что делает? –Короткое слово- помощник –Название мебели). Кто на первой ступеньке? (Буратино) Поднявшись на вторую ступеньку, нужно сказать, что делает Буратино. На третьей – слово- помощник (на, под, за). Мы эти слова называли, когда искали мячики. На четвертой- название мебели. Поднимитесь по лесенке и скажите предложение ( Например: Буратино спит на кровати).
5) Логопед: Вот мы и пришли в магазин посуды.
На мольберте плакат с изображением обеденного стола, подноса, кухонного шкафа, разной посуды.
Чашки, кастрюли, тарелки ждут ребят, что ребята выбрать из этого хотят?
Сначала мы выберем столовую посуду для обеда и поставим её на обеденный стол! (Дети выходят по очереди к мольберту и маркером проводят линию от посуды к столу)
А потом купим чайную посуду и поставим на поднос (дети выходят по очереди к мольберту и маркером проводят линию от посуды к подносу).
Зайчику ещё нужна посуда, в которой он будет готовить. Такую посуду хранят в кухонном шкафу (дети выходят по очереди к мольберту и маркером проводят линию от посуды к шкафу).
Из чего сделана кухонная посуда? (Из металла)
Из металла посуда какая? (Металлическая)
Для чего нужна сковорода? (Чтобы жарить)
Для чего нужна кастрюля?
Для чего половник?
Для чего кухонный нож?
А чайная посуда сделана из фарфора. Значит она какая? (Фарфоровая)
6) Логопед берё т в руки игрушечную ворону: Ой, ой! Ворона! У неё в клюве какой-то пакет! Наверное тоже летит к Зайчику на новоселье и несет подарок.
Ворона роняет пакет. Логопед высыпает из него «расколотые» картонные тарелки.
Ворона разбила тарелки, которые она приготовила для зайчика. Помогите их собрать.
7) Звонит игрушечный телефон.
Логопед: Минуточку, ребята, на телефон опять пришло сообщение. Это от Зайчика! Он пишет: «Ребята, не пройдите мимо сада и огорода, соберите, пожалуйста, урожай».
Давайте поможем собрать урожай!
Физминутка «Мы по саду шли»
Мы по саду шли, к яблоне пришли.
Будем яблоки мы рвать и в корзину собирать.
Мы по саду шли, к груше пришли.
Груша так высока, не дотянуться без прыжка.
Мы по саду шли, клубнику нашли.
Ягода поспела, снимай её смело.
Мы по огороду шли, капусту нашли.
Руби, не зевай. Мешок полон, набирай.
Мы по огороду шли и морковку нашли.
Подойди к ней, наклонись, дергай, дергай, не ленись.
Мы по огороду шли и картошку нашли.
Бери лопату и копай. Ох! Весь собрали урожай!
8) На экране изображение чудо-дерева.
Логопед: Наш Зайчик - любитель-садовод. А в его саду смешное чудо-дерево растёт. Что за овощи и фрукты созрели на нём? (Ответы детей)
Растут ли овощи и фрукты на дереве одном? (Ответы детей) А разные фрукты растут на одном дереве? (Ответы детей)
Дайте срочно мне ответ: так бывает или нет?
Где растут овощи?
Где растут фрукты?
А что из этих предметов не растёт ни в саду, ни в огороде? (Гриб)
Где растёт гриб?
Сильный ветер подул, урожай в корзину сдул (показывает корзину с муляжами овощей и фруктов, дерево убирает).
9) Логопед: Дети, нужно разложить овощи и фрукты в две корзины (дети называют и раскладывают).
Что можно приготовить из овощей? (Рагу, пюре, суп, салат)
Салат из овощей какой? (Овощной) и т. д.
А что чаще всего готовят из фруктов? (Соки)
Сок из апельсинов какой? (Апельсиновый) и т. д.
10) Ворона прилетела.
Логопед: Опять Ворона прилетела. Ой, она схватила что-то из корзины. Наверное, хочет поиграть с нами в игру «Чего не стало». Ворона забирает по одному предмету, дети говорят, чего не стало.
Спасибо, Ворона, за игру.
11) Логопед: Ребята, давайте отнесём Зайчику угощение. Каждому из вас дам овощ или фрукт. Нужно будет рассказать Зайчику, что вы принесли. А поможет вам схема ( на экране: Что? –Какой по форме? –Какой по цвету? –Какой на вкус? –Овощ это или фрукт?
Логопед берёт в руки игрушечного зайчика.
Зайчик : Здравствуйте, ребята, я вас ждал!
Логопед: Здравствуй, Зайчик! Мы с ребятами приготовили тебе угощения. Ребята сами расскажут тебе о них.
Я дарю тебе свёклу. Она круглая, с хвостиком, бардовая, сладкая, свёкла- это овощ.
Дети рассказывают о своих предметах.
А еще мы принесли тебе в подарок мебель и посуду.
III. Итог
Зайчик : Спасибо, ребята, за подарки и угощения. Я тоже хочу вас угостить! (Протягивает корзинку с конфетами)