Наталья Синягина
Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление словаря существительных, прилагательных.
Задачи
Образовательные: закреплять словарь (существительные, прилагательные, обобщённые понятия «овощи», «фрукты»); согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с однородными членами, элементарные описания (внешние характеристики) овощей и фруктов (состоящие из двух-трёх предложений).
Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в средней группе „Урожай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Воспитательные: стимулировать умение слушать друг друга, говорить по очереди, не перебивать говорящего.
Оборудование: игрушки-овощи и фрукты по количеству детей, полумаски, платок для воспитателя, корзинка с овощами, тазик для овощей, ваза для фруктов, карточки «Овощи» и «Фрукты»
Предварительная работа: рассматривание иллюстративного материала по темам «Овощи», «Фрукты», «Сбор урожая», дидактическая игра «Раздели овощи и фрукты», подвижная хороводная игра «Вот какой огород».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Ход ОД.
1. Вводная часть. Организационный момент. (Воспитатель вносит корзину с настоящими овощами)
– Посмотрите, какой богатый урожай созрел у меня в огороде!
2. Основная часть.
– Скажите, что созрело в огороде? (Овощи).
Д/и «Кто знает, продолжает»
Я сейчас буду читать вам стихотворение и показывать овощ из корзины, а вы должны добавить слово.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку)
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий (кабачок)
И красавец великан темно-синий … (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
– А теперь послушайте сказочную историю.
Жила-была бабушка Катерина. Всё лето она трудилась на своём огороде, ухаживала за своим садом. И уродился у бабушки Катерины богатый урожай. Взяла бабушка корзину (воспитатель берёт корзину) и пошла собирать овощи и фрукты. Ходит она по саду и огороду, каждый овощ, каждый фрукт осматривает. Выбирает только самые спелые, самые красивые, самые хорошие. Ходит бабушка Катерина, приговаривает: «Кто себя похвалит, о себе расскажет, того я в корзинку положу».
Всем овощам и фруктам хочется в бабушкину корзинку попасть. И решили они сами себя похвалить, о себе рассказать, кто они и какие.
– Я хочу стать бабушкой Катериной, вы согласны? А вы превратиться в овощей и фруктов. Скажите мне, кем вы хотите быть в сказке. (Дети дают примерные ответы: «Я буду помидором», «Я буду яблоком», «Я редиска» и т. д. Воспитатель раздает полумаски овощей и фруктов в соответствии с выбранными ролями и игрушку-овощ или фрукт ребенку в руки.)
Воспитатель обходит детей и спрашивает: «Ты кто? Ты какой?» (Примерный ответ: «Я помидор. Я большой, круглый, красный, спелый».) При необходимости педагог задаёт наводящие вопросы, после которых подводит ребёнка к итоговому высказыванию.
После беседы ребёнок получает одобрение («Такой помидор мне нужен. Полезай ко мне в корзинку»). Ребёнок кладёт свой овощ (фрукт) в корзинку и идёт вместе с воспитателем к другим детям.
Д/и «Собираем урожай». Дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».
Педагог говорит от имени бабушки Катерины:
–Урожай я собирала да очень устала. А потом урожай надо разобрать: овощи – в тазик, фрукты – в вазу. Вы мне поможете?
– Какие вы молодцы, все правильно разделили! Дети, назовите одним словом то, что лежит в тазике, и то, что лежит в вазе.
– Все верно. В тазике – овощи, а в вазе – фрукты.
– Ой, молодцы. И я отдохнула. Давайте поиграем в хороводную игру
Огородная-хороводная
Музыка - Б. Можжевелов; Слова - А. Пассова
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета кладет игрушку-морковь в корзинку, возвращается в круг.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета кладет лук в корзинку, возвращается в круг.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета кладет капусту, возвращается в круг.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!
Выходит «шофер» с машиной и пляшет в кругу, по окончанию куплета кладет корзинку с овощами в кузов и увозит.
(По Мироненко С. Ф. : Сборник «Музыка в детском саду»)
Д/и «Как убирают овощи?» Подбор слов-действий.
– Дети, кто знает, как убирают овощи?
– Картофель (выкапывают)
– Лук (выдергивают)
– Редис (выдергивают)
– Помидор (срывают)
– Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
– Баклажан (срывают)
– Перец (срывают)
– Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
– Капусту (срезают)
–А кто знает, что можно приготовить из овощей. (Суп, салат, винегрет)
– А как можно назвать суп, если он приготовлен из овощей (Овощной)
– А как называется салат из огурцов (помидоров, капусты?
– Кто знает, как можно заготовить овощи на зиму? (Мариновать, солить)
– Давайте мы попробуем вспомнить как солят капусту.
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим рубим (Ручками показываем, как мы рубим капусту) Мы морковку трём, трем (Ручками показываем, как мы трем морковку)
Мы капусту солим солим. (Пальчики щепоткой – солим)
Мы капусту мнем, мнем (Ручками «мнем» капусту).
– А что можно заготовить на зиму из фруктов? (Компот, варенье)
Упражнение «Один-много»
Здесь всех фруктов по одному, а нам для компота надо много
Воспитатель:
– В вазе одна груша, а надо много (груш).
– В вазе одно яблоко, а надо много (яблок)
– В вазе одна слива, а надо много (слив)
– А еще я буду варить варенье.
Из яблок сварю яблочное варенье. А из слив какое? (Сливовое). А из груш? (Грушевое)
3. Заключительная часть
– Чем мы сегодня занимались? (Собирали урожай)
– Кому мы помогали? (Бабушке Катерине)
– Где выросли овощи? (В огороде на грядках)
– Где выросли фрукты? (В саду на деревьях)
– Все вы молодцы! Очень хорошо справились со всеми заданиями!
Литература
Гризик Т. И. Речевое развитие детей 4-5 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2015. – 168 с.