Хрипкова Наталья Васильевна
Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи детей через обучение рассказыванию по сюжетной картине.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, рассуждать над её содержанием. Учить придумывать название картине. Учить правильно задавать вопросы.
Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в средней группе, Составление рассказа по картине „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать воображение : представлять возможные звуки, запахи, ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать свои представления в коротком рассказе. Развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на образец воспитателя.
Воспитательные:
- Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них. Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, художественное слово, вопросы, сообщения, побуждение к диалогу, введение игрового персонажа.
Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами».
Предварительная работа. Проведение цикла игр по технологии ТРИЗ: «Цепочка слов», «Доскажи словечко», «Что было, что будет?», «Да – нет», «К нам пришел волшебник».
№ Этапы занятия Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей
1 Вводная часть.
Введение в игровую ситуацию. Приходит игрушка Филя с картиной, повернутой к детям обратной стороной.
Филя. Всем привет! Какую красочную картину я вам принес, вы согласны? Дети не видят, что художник изобразил на картине.
2 Проблемная ситуация.
Игра «Да-Нет-Ка». Педагог. Ребята, Филя, наверное, шутит. Посмотрите на картину. Кого или что изобразил художник на картине мы не видим.
Ф. Давайте поиграем в игру «Да-Нет-Ка». Вы мне задавайте вопросы. Я вам отвечу «Да» или «Нет». Правило: не повторять неправильные вопросы.
Да.
Нет.
Нет.
Да.
Нет.
Нет.
Да. Ура!
Воспитатель открывает картину, на которой изображены кошка с котятами.
Дети задают вопросы:
Это живое?
Это растение?
Это люди?
Это животное?
Оно дикое?
Может там собака?
Кошка?
3 Основная часть.
Игры с «подзорной трубой» Детям предъявляется картина для рассматривания и предлагается перечислить все объекты на картине.
Дети рассматривают картину при помощи «подзорной трубы», называют один объект, описывают его.
4 Вхождение в картину «Окажись около объекта».
К нам пришел волшебник «Я только слышу».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками».
Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.
Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему : «Я только слышу звуки на этой картине».
Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых запахов и обозначить их словами. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему : «Я чувствую запахи».
Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему : «Я ощущаю лицом и руками». Несколько детей по очереди «входят» в картину и описывают то, что видят «рядом с собой».
Дети сосредоточены на объектах картины.
Несколько детей имитируют звуки, которые «слышат» и составляют рассказ («Я слышу, как белый котенок лакает молоко. Кошка тихо мурлыкает.» и т. д.)
Дети описывают запахи, которые можно почувствовать после того, как «вошли» в картину («Я чувствую запах пирогов, которые печет бабушка.» и т. д.)
Несколько детей описывают ощущения («Я чувствую пушистую мягкую шерсть кошки.»
и т. д.
5 Физкультминутка «Кошка»
В. Ребята, давайте с Филей поиграем в игру, а для этого мы все превратимся в кошечек.
Вы со мной знакомы близко
(дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я – приветливая киска.
(останавливаются, лицом в круг)
Кверху – кисточки на ушках,
(делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках.
(«коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу,
(вновь и дут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно – (останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно.
(показывают «коготочки»)
В. Стоянов
6 Рассказ по картине. Образец рассказа воспитателя.
В. Вернёмся к картине.
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Вот послушайте как у меня получилось:
«Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было трое котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами самый озорной - опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Котенок стал играть с ними и всё запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.»
Филя хвалит детей за интересные рассказы и прощается.
Рассказы детей.
7 Заключительная часть.
Итог занятия. Рефлексия деятельности. В. Дети, я предлагаю встать в круг. А сама встану в центре. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот, кто его поймает - даёт ответ, и возвращает мяч мне.
Чему учились сегодня?
О ком составляли рассказы?
Какая игра больше всего понравилась? Почему?
Какое задание было самым трудным? Почему? Отвечают на вопросы, ведут диалог с педагогом.
Самоанализ.