Матвеева Людмила
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР с использованием мнемотехники на тему «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №3
Муниципального образования Динской район
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»
Подготовила
воспитатель
Матвеева Л. П.
2020г
Цель: Использование мнемотехники при составлении описательных рассказов.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР с использованием мнемотехники на тему „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей о диких животных и использовать их при составлении рассказа ; совершенствовать умения составлять описательный рассказ о диких животных с помощью мнемосхемы; учить подбирать условные заместители, соотносить знакомые образы с символами; обогащать словарь притяжательными прилагательными, образованными от названий животных; формировать грамматический строй речи с помощью приёмов словоизменения и словообразования существительных.
Развивающие : Развивать нестандартность мышления путём создания проблемных ситуаций; развивать связную монологическую речь детей; развивать творческую активность детей, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Воспитательные: Воспитывать любовь к животным, желание прийти на помощь, совершать добрые дела.
Словарная работа:
Обогащение словаря: длинноухое, короткохвостое, длиннохвостое, коротконогое
Активизация словаря: лисий, беличий, ежиный, медвежий, заячий
Предварительная работа: составление описательных рассказов по мнемо- таблицам; беседы о диких животных,их среде обитания, названия детёнышей, жилищ; разучивание пальчиковой гимнастики «У кого какая шуба»; кинезиологического упражнения «В лес пойдём»; просмотр мультфильма «Доктор Айболит»; чтение произведений И. Соколова – Микитова «Медвежья семья», К. Скребицкий «Заяц», «Ёж», «Белка», «В зелёной чаще».
Используемые технологии : Здоровье – сберегающие технологии. Технологии игрового обучения. Личностно – ориентированные технологии. Информационно – коммуникативные технологии.
Используемые материалы :
Демонстрационные: Мультимедийное оборудование, ноутбук, флэшка со слайдами. Аудиозапись «Голос доктора Айболита». Аудиозапись песни «Паровоз – Букашка». Панно из фетра с изображением леса и спрятанными дикими животными.
Раздаточные: Предметные картинки диких животных : волк, лиса, заяц, медведь, белка, кабан, лось, ёж; игровые атрибуты: «билеты», «чудесный мешочек» с фетровыми фигурами диких животных на каждого ребёнка : лиса, белка, заяц, ёж, медведь; цветные карандаши.
№ п/п
Время Содержание Материалы
1.
3 мин
(I этап -
мотива-
ция) Вводная часть
В. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя хорошее настроение, доброту и красоту. А выдохните через ротик обиды, переживания, огорчения.
Молодцы, присаживайтесь на стульчики.
В. Дети, посмотрите на экран, нам в детский сад на электронную почту пришло письмо. Вы узнали кто это?
Д. Это доктор Айболит.
В. Правильно. Послушайте, что он рассказал.
«Здравствуйте, дорогие дети! У меня случилась беда. Звери леса заболели и шли ко мне лечиться. Но их злой волшебник напугал,
Сразу всех заколдовал.
Звери забыли, кто они есть,
Что им пить и что им есть.
Выручайте, помогите,
И о них все расскажите».
В. Ну что, дети, поможем животным, расколдуем их?
Д. Да, поможем. (Слайд 1)
(Аудиозапись
«Голос доктора
Айболита»)
2 часть
25мин
(II этап- реали-
зация)
Основная часть
В. Для того, чтобы у нас все получилось, мы должны сосредоточиться и разбудить свои мысли.
Кинезиологическое упражнение «В лес пойдём»
Мы тихонько в лес пойдём (пальцы шагают по коленям)
Что же мы увидим в нём? (одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют (одна рука «растёт»через отверстие, образованное пальцами другой руки и наоборот)
Тики –ти, тики – ти (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза кулаками)
Животных мы хотим найти (одна рука – ребро, вторая рука – кулак)
В. Дети, чтобы помочь животным, нам надо отправляться в лес. Как вы думаете, на чем мы поедем?
Д. На машине, поезде, автобусе.
В. Отгадайте загадку:
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)
Поедем на электричке?
Д. Да, поедем!
В. Для того, чтобы сесть в электричку, вам нужны билеты, а билет я дам тому, кто назовёт животных, которых мы можем встретить в лесу.
(Дети называют диких животных, получают билеты и становятся «паровозиком»)
Динамическая пауза
(Дети движутся паровозиком под песню «Паровоз – Букашка»)
В. Вот мы и приехали. Храните ваши билеты, они нам ещё пригодятся.
(Дети подходят к панно)
Посмотрите, как много здесь деревьев и кустарников. Но где-то здесь спрятались животные. Давайте их поищем.
Д. Я вижу заячьи уши, значит, за пригорком спрятался заяц.
Я вижу лисий хвост, значит, за деревьями спряталась лиса.
Я вижу медвежью спину, значит, за кустами спрятался медведь.
Я вижу беличий хвост, значит, на дереве спряталась белка.
Я вижу ежиные иголки, значит, за пнём спрятался ёж.
В. Молодцы, дети! Но звери боятся выходить, что бы нам придумать, чтобы они вышли?
Д. Можно их ласково назвать.
Заяц – зайчик, лиса– лисичка, медведь – медведюшка, белка – белочка, ёж – ёжик.
В. Звери немного осмелели и вышли из своих укрытий. Они спрятались в наш волшебный мешок.
(Достают фигурки спрятанных животных на панно и помещают их в «чудесный мешочек»)
В. Давайте поиграем с ними, чтобы они не боялись.
Игра «Угадай по описанию»
(дети поочерёдно на ощупь достают по одной фетровой фигурке животного из «чудесного мешочка» и кратко описывают его по основным признакам, остальные угадывают)
Д. Это животное длинноухое, короткохвостое, трусливое (Заяц)
Это животное пушистое, длиннохвостое, хитрое (Лиса)
Это животное косолапое, сильное, неуклюжее (Медведь)
Это животное резвое, ловкое, запасливое (Белка)
Это животное маленькое, коротконогое, колючее (Ёж)
В. Молодцы дети! Все правильно отгадали загадки. Вот вам картинки животных, найдите среди них тех, про которых были загадки и поместите на магнитную доску.
(Дети размещают картинки на доску)
В. Дети, чтобы окончательно расколдовать зверей, надо составить про каждого из них рассказ. Звери послушают его, и вспомнят, кто они. Но для этого нам надо возвратиться в детский сад. Приготовьте свои билеты и занимайте места в электричке.
(Дети двигаются «паровозиком» и садятся за столы)
В. Для составления рассказа нам поможет вот такая схема-описание.
Давайте вспомним, что обозначает каждая картинка этой таблицы.
- Название животного
- Части тела животного (уши, лапы, хвост, рога, копыта)
- Внешний вид (шерсть, окрас)
- Где можно встретить это животное
- Чем питается
- Какую пользу приносит человеку
Чтобы вам легче было составлять рассказ, давайте попробуем обозначить каждую картинку символом, «зашифруем» её. Вот здесь нам и пригодятся ваши билеты, они не простые, а с секретом. На одной стороне билета изображено животное, о котором вы будете рассказывать, а на другой стороне расчерчены квадраты, в которые надо внести символы.
В. Обратите внимание на схему- описание на экране.
Как можно обозначить название животного?
Д. Можно его схематично изобразить: овальное туловище, круглая голова, уши, лапы.
В. Как изобразим части тела животного?
Д. Можно нарисовать основные признаки животных : у зайца длинные уши, у лисы длинный хвост, у медведя большие лапы, у белочки пушистый хвост, у ежа короткие лапки.
В. А как покажем окрас?
Д. Закрасим квадрат цветом, соответствующим окрасу животного.
В. Где живут?
Д. Можно схематично нарисовать дерево, куст, траву.
В. Как изобразим, чем питаются животные?
Д. Для каждого животного нарисуем любимое лакомство: зайцу- морковь, медведю - мёд, белке- орех, ежу -гриб, лисе- мясо.
В. Как можно обозначить их отношение к человеку?
Д. Можно нарисовать шубу, шапку.
В. Молодцы дети! Но вначале давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, (поочерёдно загибают
Шуба ёжика в иголках, пальцы на руке,
Шуба рыжая – лисы перечисляя диких
Удивительной красы. животных и окрас их
Шуба белая у зайца, шкур)
У медведя – бурая,
Не страшны ему дожди (качают головой
И погода хмурая. вправо, влево)
Дети заполняют карточки – схемы.
В. Молодцы, вы все справились с заданием, теперь вам будет легко составить рассказ о своём животном.
Дети составляют описательные рассказы с опорой на свои схемы.
Д. Это заяц. У него длинные уши и короткий хвост. Тело зайца покрыто мягкой, пушистой шерстью. Летом его окрас серый, зимой белый. Заяц живёт в лесу, это дикое животное. Он питается травой, корой деревьев, любит морковь и капусту. Для человека ценен его мех.
Дети поочерёдно рассказывают о своём животном. В конце каждого рассказа появляется изображение животного на экране.
В. Вот мы и расколдовали животных. Давайте напомним доктору Айболиту, что у них болит.
Д. У зайчонка болит ушко, а у зайца – ухо.
У медвежонка болит лапка, а у медведя лапа.
У бельчонка болит хвостик, а у белки хвост.
У лисенка болит зубик, а у лисы зуб.
У ежонка болит носик, а у ежа нос.
Массаж лица «Заяц»
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
(приставить ладони козырьком ко лбу)
Жалко мне зайчишку,
Носит зайка шишку.
(делать вращательные движения кулачками по крыльям носа)
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
(раздвинуть указательный и средний палец и массировать уши)
В. Дети, пока мы с вами отдыхали, доктор Айболит прислал ещё одно письмо на электронную почту. Он благодарит вас за помощь и пишет, что вылечил всех зверей. Животные так обрадовались, что прислали ему свои фотографии. Посмотрите на них и скажите, кого вылечил Айболит?
Д. Айболит вылечил двух зайцев и двух зайчат.
Айболит вылечил двух медведей и двух медвежат.
Айболит вылечил одну лису и двух лисят.
Айболит вылечил одну белку и двух бельчат.
Айболит вылечил двух ежей и двух ежат.
В. Правильно, молодцы.
3часть
2 мин
(IIIэтап-
рефлек-
сия) Заключительная
В. Дети, давайте вспомним, где мы были?
Д. Мы были в лесу, делали добрые дела, помогли доктору Айболиту и диким животным.
В. Как мы помогли животным?
Д. Мы составили рассказ о каждом из них при помощи схемы -описания и звери вспомнили, кто они.
В. Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень хорошо потрудились! Вы все меня очень порадовали.