Раиса Загирбекова
Конспект ООД по развитию речи с детьми средней группы «Путешествие в сказку»
▼ Скачать +Заказ
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
динамическая пауза, пальчиковая игра
Публикация «Конспект ООД по развитию речи с детьми средней группы „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Игровая
игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)
Познавательно - исследовательская
решение проблемных ситуаций: на чем можно отправиться в «сказочную страну»? как починить «ковер-самолет»?
Коммуникативная
Беседа, словесные игры, вопросы, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок
Восприятие художественной литературы и фольклора
Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко», загадки, художественное слово
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель активизирует внимание детей.
В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.
В: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
В: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте»
Дети обращают свое внимание, здороваются.
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Ответы детей: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья. Дети соглашаются.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т. Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
В: Молодцы.
Дети сопровождают стихотворение жестами и движениями.
Дети показывают «крылышки»
Показывают солнце.
Показывают небо
Показывают «ветерок»
Показывают «дубок»
Жест вправо
Жест влево
Разводят обе руки в стороны
Проявляют познавательный интерес, любознательность
Дети умеют соотносить речь с движением
Постановка цели.
Воспитатель предлагает отправиться в гости к сказке
В: Ребята, хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт,
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Дети с удовольствием соглашаются.
Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.
Повышается мотивация к совместной деятельности.
Развивается внимание, логическое мышление.
В: Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Ой, смотрите, ребята, прохудился наш ковер-самолет.
Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию:
Что нужно сделать для того, чтобы наш ковер-самолет взлетел?
Дети предлагают разные варианты: починить, сделать заплатки.
Развивается логическое мышление, воображение, познавательная активность, умение рассуждать.
Д/и «Починим ковер-самолет»
- Молодцы, ребята! Теперь садись поудобней, и мы помчимся, как ветер, вперёд.
«1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать»
Дети (выборочно 4 чел.) вставляют заплатки из геометрических фигур.
Дети садятся на «ковер-самолет»
Умеют соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Закрепляют представления о геометрических фигурах.
Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель побуждает помочь Сказочнице.
Встречает сказочница : Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех сейчас.
Ведь давно ждала я вас.
Я добрая Сказочница.
Вот пришел и сказки час.
Проблемная ситуация.
- Но в моей сказочной стране случилась беда. Злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки. Ребята, может быть, вы поможете мне их расколдовать?
Сказочница : Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? У меня есть волшебный клубок. И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным клубком.
Дети встречают «Сказочницу», здороваются.
Дети внимательно слушают и соглашаются
Развивается эмоциональная отзывчивость.
Игра «Волшебный клубок»
Педагог бросает клубок.
Сказочница : - Ребята, вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку.
Дети в группе находят первое задание.
Игра «Калейдоскоп сказок» (с показом иллюстраций)
Педагог предлагает детям отгадать названия сказок и выбрать соответствующую иллюстрацию.
(«Сказочница» читает загадки)
1. Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушал ты Кота
Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса»)
2. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. («Красная Шапочка»)
3. Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки и три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
5. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. («Айболит»)
6. Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Сказочница : - Молодцы, справились!
Дети садятся на стульчики.
Дети по одному находят иллюстрации-отгадки к каждой сказке.
Умеют внимательно слушать, отвечать полными предложениями.
Закрепляют в памяти знакомые сказки, узнают их по фрагментам, иллюстрациям.
Воспитатель кидает клубок
Сказочница : - Но сундучок закрыт на замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задание.
Педагог предлагает поиграть.
Игра «Дополни имя»
Сказочница : У некоторых сказочных персонажей есть двойные имена. Я буду каждому кидать клубок и называть первую часть имени, а вы называйте вторую часть имени.
Винни (Пух)
Сестрица (Аленушка)
Доктор (Айболит)
Красная (Шапочка)
Иванушка (Дурачок)
Крошечка (Хаврошечка)
Муха (Цокотуха)
Баба (Яга)
Почтальон (Печкин)
Конек (Горбунок)
Дети находят волшебный сундучок, рассматривают его.
Дети стоят в кругу, играют с клубком, добавляют слова.
Дети правильно называют вторую часть имени. Закрепляют представления о главных персонажах сказок.
Педагог хвалит детей, открывает сундучок.
В сундучке находятся предметы, принадлежащие героям сказок.
Д/и «Из какой сказки эти предметы?»
Воспитатель-Сказочница достает по одному предмету и показывает детям.
Скалочка (Лисичка со скалочкой,
Денежка (Муха-Цокотуха)
Яйцо (Курочка Ряба)
Колосок (Колосок)
Воздушный шарик (Винни Пух)
Золотой ключик (Приключения Буратино)
Бобы (горох, фасоль) (Петушок и бобовое зернышко)
Дети рассматривают предметы и называют, какому герою этот предмет принадлежит, и называют название сказки.
Развивают диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и детьми.
Сказочница : Ну, молодцы.
Педагог предлагает показать сказку.
- А теперь хотите её увидеть и сами показать?
4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Действующие лица: Петушок, Курица, Хозяйка, Хозяин, Корова, Кузнец.
Звучит фонограмма «Утро в деревне»
Дети соглашаются.
Дети показывают драматизацию сказки.
Умеют использовать жесты и мимику.
Развивается связная речь, обогащается словарный запас.
Воспитатель побуждает детей принять участие в диалоге.
Беседа по сказке.
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
2. К кому курочка обращалась за помощью?
3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила?
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе?
5. Смогла ли курочка вылечить петушка?
6. А почему смогла?
7. Какая курочка? (подбор эпитетов)
7. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чему учит нас сказка?
Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы.
Ответы детей:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
- К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.
-Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же.
- Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
- Да.
- Потому что ей все помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.
- Эта сказка учит всех не торопиться во время еды. И всегда приходить на помощь в трудную минуту.
Умеют владеть речью, как средством общения.
Правильно строят фразы, активно отвечают на вопросы.
Динамическая пауза.
Сказочница : С помощью волшебной палочки я буду превращать вас в сказочных героев!
Подражательные движения.
- Начинаются наши превращения! В кого? Конечно в Лису. (Взмах волшебной палочкой).
«Лиса»
Вот идет лиса-краса,
Рыжая плутовка.
Мягко так ступает,
Хвостом следы заметает.
А теперь изобразим Петушка.
«Петух»
Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Дети выполняют подражательные движения.
Ходят с носка на всю ступню, руки у груди, кисти рук опущены.
Ходят, высоко поднимая колени, носок тянут вниз, руки-крылья поднимают и опускают, подражая петуху.
Умеют выполнять подражательные движения.
Проявляют творческое воображение в движениях.
Владеют разными видами движения.
7. Игра «Добавлялки».
- Вы должны правильно и в рифму закончить предложение.
Ок-ок-ок-стоит в поле …. (теремок)
Ок-ок-ок- покатился….(колобок)
Су-су-су-петушок прогнал (лису)
Цо-цо-цо-снесла курица (яйцо)
Ёк-ёк-ёк-не садитесь на ….(пенек)
Ят-ят-ят-серый волк не съел ….(козлят)
Дети в рифму добавляют слова.
Дети правильно и четко произносят звуки в чистоговорках.
8. Возвращение в группу.
Сказочница благодарит детей и прощается с ними. Дарит им гостинцы.
Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились, и помогли героям сказок. Но нам пора в детский сад возвращаться, а поедем мы на автобусе.
Би-би-би – гудит автобус.
Тук-тук-тук мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колёса,
Та-та-та - вперёд стучат
Дети друг за другом двигаются по группе и все вместе повторяют чистоговорку.
Произносят четко соответствующие звукоподражания хором, проявляют внимание.
Итог деятельности.
Воспитатель формулирует вывод и дает оценку деятельности детей.
Воспитатель: Вот мы снова с вами в нашей группе.
Вот как весело играли
И нисколько не устали
Играли мы все дружно
Нам ссориться не нужно.
- Чем мы сегодня занимались?
-А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель - Вот наше сказочное путешествие закончилось. И мы с вами скажем спасибо нашим гостям.
Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении. Называют, что понравилось больше всего во время деятельности. Дети благодарят гостей.
Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми.