Щанкина Галина
Конспект ООД по развитию речи «Основы грамотности»
Занятие №25 Варенцова Н. С. Стр. 75
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой 3. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Основы грамотности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения, состоящие из 3–4 слов, дети графически изображают их в тетрадях. Например: «Наступила зима», «На снегу следы», «На деревьях птицы», «У лисы лисята», «Костя и Петя дружили» и др. Воспитатель работает у доски.
Работа с предложением «За окном зима», «У Зины роза».
Дети самостоятельно составляют схемы следующих предложений, определяют количество слов в предложении, называют 1-е, 2-е, 3-е слово.
Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено).
Физкультминутка «Зарядка».
Эй ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все - в веселый круг
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Шаг назад и два – вперед
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным нам кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались!
Воспитатель знакомит детей с буквой 3 (зэ, обозначающей пару звуков: з и зь.
В-ль: Сегодня мы поговорим с вами о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ».
В-ль: показывает карточки с заглавной и строчной буквой:
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3
Буква З на вид как змейка
Разглядеть её сумей-ка!
В-ль: давайте пальчиком в воздухе на печатаем буку «З»
В-ль: Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)
Чтение текстов.
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Д/И «Не ошибись.»
В-ль: Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] и [ЗЬ], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующую фишку: синюю или зеленую.
ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ
ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.
В-ль: Молодцы!
Игра «Назови слова со звуками п и пь».
Например, перец, капуста, пенал, лопата, помидор, платок, пальто, пылесос, посуда, петух.
Итог НОД.
О какой букве и о каких звуках мы сегодня говорили ( Предполагаемый ответ:«Мы сегодня говорили о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ»).
- Чем эти звуки отличаются между собой ( Предполагаемый ответ:«Эти звуки отличаются между собой тем, что звук «З» твердый, а звук «ЗЬ» - мягкий).
- В какие игры с этими звуками мы играли? ( Предполагаемый ответ: Игра «Телеграф», Д/И «Не ошибись», «Назови слова со звуками п и пь».
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой 3. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.
Ход занятия
Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения, состоящие из 3–4 слов, дети графически изображают их в тетрадях. Например: «Наступила зима», «На снегу следы», «На деревьях птицы», «У лисы лисята», «Костя и Петя дружили» и др. Воспитатель работает у доски.
Работа с предложением «За окном зима», «У Зины роза».
Дети самостоятельно составляют схемы следующих предложений, определяют количество слов в предложении, называют 1-е, 2-е, 3-е слово.
Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено).
Физкультминутка «Зарядка».
Эй ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все - в веселый круг
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Шаг назад и два – вперед
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным нам кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались!
Воспитатель знакомит детей с буквой 3 (зэ, обозначающей пару звуков: з и зь.
В-ль: Сегодня мы поговорим с вами о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ».
В-ль: показывает карточки с заглавной и строчной буквой:
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3
Буква З на вид как змейка
Разглядеть её сумей-ка!
В-ль: давайте пальчиком в воздухе на печатаем буку «З»
В-ль: Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)
Чтение текстов.
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Д/И «Не ошибись.»
В-ль: Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] и [ЗЬ], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующую фишку: синюю или зеленую.
ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ
ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.
В-ль: Молодцы!
Игра «Назови слова со звуками п и пь».
Например, перец, капуста, пенал, лопата, помидор, платок, пальто, пылесос, посуда, петух.
Итог НОД.
О какой букве и о каких звуках мы сегодня говорили ( Предполагаемый ответ:«Мы сегодня говорили о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ»).
- Чем эти звуки отличаются между собой ( Предполагаемый ответ:«Эти звуки отличаются между собой тем, что звук «З» твердый, а звук «ЗЬ» - мягкий).
- В какие игры с этими звуками мы играли? ( Предполагаемый ответ: Игра «Телеграф», Д/И «Не ошибись», «Назови слова со звуками п и пь».
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой 3. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.
Ход занятия
Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения, состоящие из 3–4 слов, дети графически изображают их в тетрадях. Например: «Наступила зима», «На снегу следы», «На деревьях птицы», «У лисы лисята», «Костя и Петя дружили» и др. Воспитатель работает у доски.
Работа с предложением «За окном зима», «У Зины роза».
Дети самостоятельно составляют схемы следующих предложений, определяют количество слов в предложении, называют 1-е, 2-е, 3-е слово.
Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено).
Физкультминутка «Зарядка».
Эй ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все - в веселый круг
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Шаг назад и два – вперед
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным нам кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались!
Воспитатель знакомит детей с буквой 3 (зэ, обозначающей пару звуков: з и зь.
В-ль: Сегодня мы поговорим с вами о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ».
В-ль: показывает карточки с заглавной и строчной буквой:
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3
Буква З на вид как змейка
Разглядеть её сумей-ка!
В-ль: давайте пальчиком в воздухе на печатаем буку «З»
В-ль: Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)
Чтение текстов.
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Д/И «Не ошибись.»
В-ль: Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] и [ЗЬ], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующую фишку: синюю или зеленую.
ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ
ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.
В-ль: Молодцы!
Игра «Назови слова со звуками п и пь».
Например, перец, капуста, пенал, лопата, помидор, платок, пальто, пылесос, посуда, петух.
Итог НОД.
О какой букве и о каких звуках мы сегодня говорили ( Предполагаемый ответ:«Мы сегодня говорили о букве «З» и о звуках «З» и «ЗЬ»).
- Чем эти звуки отличаются между собой ( Предполагаемый ответ:«Эти звуки отличаются между собой тем, что звук «З» твердый, а звук «ЗЬ» - мягкий).
- В какие игры с этими звуками мы играли? ( Предполагаемый ответ: Игра «Телеграф», Д/И «Не ошибись», «Назови слова со звуками п и пь».
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок
Зина роза
Лиза розы
Зима коза
козы морозы
земля глаза
заноза гроза
мороз замок