Получи документы

«По мотивам башкирских народных легенд и сказок». ООД по развитию речи дошкольников через реализацию регионального компонента

Саниахметова Ильмира
«По мотивам башкирских народных легенд и сказок». ООД по развитию речи дошкольников через реализацию регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по развитию речи дошкольников через реализацию регионального компонента.

По мотивам башкирских народных легенд и сказок.

«Путешествие в сказку»

Составила и провела: воспитатель Саниахметова И. Р.

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: - воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.

воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.

Обучающие: Учить узнавать детей знакомые башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок. Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказок.

Развивающие: Развивать связную речь, воображение детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам.

Предварительная работа: рассматривание картин, чтение башкирских сказок, беседы по прочитанному.

Словарная работа: устное творчество, поэты- сказители, легенда.

Материалы оборудование: ИКТ, иллюстрации к легенде «Урал батыр»

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро ребята! Посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: (вместе с воспитателем здороваются) «Здравствуйте!».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Давайте мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись

Ты попробуй «ииии» скажи

Свой заборчик покажи!

Справа друг и слева друг – улыбнёмся всем вокруг и подарим улыбки и нашим гостям

Воспитатель:

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Все плохое прочь уходит

— Вы любите сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (умная, волшебная, добрая, поучительная, радостная, мудрая, интересные, увлекательные, и т. д.)

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (ответы детей: потому что, их сочинил народ)

Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста.

Что такое уста? (Ответ детей) —

Поэтому сказки — это устное народное творчество. —

Воспитатель:

-Ребята, недавно мы с вами познакомились с башкирскими народными сказками. Мы с вами читали, пересказывали и инсценировали эти башкирские народные сказки. Вам нравятся башкирские сказки? (Ответы детей) Читая башкирские народные сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Давайте мы с вами откроем наш волшебный сундук, возьмём книгу с башкирскими сказками.

— Ой! Что такое! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?

Ночью прилетел злой сказочный Дэв и спрятал все сказки

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой сказочный Дэв? (Злой сказочный герой). Правильно. Он такой же злой, как Баба - Яга в русских народных сказках. Ну что, будем выручать башкирские сказки из беды? (Ответы детей).

А вот и письмо — это от «Дэва». (Воспитатель читает).

«Чтобы вы смогли помочь вашим башкирским сказкам, я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки, если нет- останутся сказки в дремучем лесу».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с этим заданием?

Дети: (да)

Вот и первое задание.

Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Второе задание

Загадки про героев сказки

Третье задания задание.

Разрезанные картинки башкирских сказок

Четвертое задания

Задания про сказку – «Курай»

Молодцы ребята вы справились с заданиями Дэва и сказки вернулись на свои страницы.

Игра – «Курай»

Воспитатель: А теперь садитесь на свои места

Мы сегодня познакомимся еще одним видом устного народного творчества – с легендой Урал Батыр

Много сказок, легенд, дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа - это легенда «Урал Батыр».

«Урал Батыр» -это легенда народных сказителей. Эти поэты не только сочиняли, но и запоминали, передавали из поколения в поколение старинные сказки. Но кто же такой Урал Батыр, чем же он прославился, что даже горы носят его имя. Так вот слушайте, ребята.

Рассказ воспитателя

На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген. Младший был послушным и сдержанным, Шульген же, напротив, непокорным и упрямым, он не раз перечил своему отцу. Семья занималась охотой на диких зверей, рыбным промыслом, так они и коротали деньки, не зная невзгод.

Когда сыновья выросли, отец отправил их на поиски «живой воды», а вместо коней, он дал сыновьям по льву.

Благородный Урал Батыр, уступил безопасный путь старшему брату, а сам направился по дороге, на которой на каждом шагу его подстерегает смерть. Но даже следуя безопасной дорогой Шульген не справился с соблазнами и перешел на сторону зла. После этого Шульген становится одним из главных злодеев и врагов Урала.

Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком, а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.

Но главным и последним подвигом Урала стала победа над старшим братом Шульгеном, который похитил волшебный посох и пытается устроить всемирный потоп. Но Урал по маленькому клочку отвоевывает сушу для людей, и в конце концов исчезает безбрежное море, остаётся только небольшое озеро.

Терпя поражение Шульген вместе со своими дивами решает укрыться от брата в озере. Но это не остановила Урала - он решил выпить всю воду из озера. Долго пил Урал воду, но вместе с водой Урал глотал и злых дивов которые разорвали его сердце изнутри. Урал умирает, но вместе с ним гибнут и все злодеи.

Урал-батыр мог исцелиться и даже стать бессмертным выпив живой воды, но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что никто кроме нее не должен жить вечно. Так он возродил землю, истощенную злом, но сам пал в схватке со злом.

Рефлексия. Вопросы

Вам понравилась легенда «Урал Батыр»? Чему учат народные легенды и сказки?

Да, легенда учит любить Родину, семью, учит мужеству, бескорыстию, великодушию, справедливости, жизни по совести, добру, дружбе, миру, единству, труду, благодарности.

Публикации по теме:

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Фотоотчет о пальчиковых играх в младшей группе по мотивам русских народных сказокФотоотчет о пальчиковых играх в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Пальчиковые игры" занимают в жизни и развитии ребенка самую важную роль! В процессе пальчиковых игр у детей развивается не только мелкая.

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«По мотивам башкирских народных легенд и сказок». ООД по развитию речи дошкольников через реализацию регионального компонента
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 09:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««По мотивам башкирских народных легенд и сказок». ООД по развитию речи дошкольников через реализацию регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Саниахметова Ильмира (УИ 3507682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД