Силич Светлана
Конспект ООД по развитию речи детей в старшей группе «От зернышка до хлебушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи детей в старшей группе "От зернышка до хлебушка"
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель. Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи детей в старшей группе „От зернышка до хлебушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Углублять и расширять знания детей о долгом пути хлеба от зернышка до хлеба.
Пополнять литературный запас пословицами, поговорками, чистоговорками.
Упражнять детей в отчетливом произношении слов со звуками ж-ш, ч.
Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным.
Развивающие :
Совершенствовать навыки связной речи.
Активизировать воображение.
Развивать слуховую и зрительную память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Интеграция образовательныхобластей : «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Словарная работа:шеница, рожь, ржаной, пшеничный, плуг, борона, хлебобулочные изделия.
Предварительная работа:разучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение сказок «Мальчик с пальчик», «Колосок», «Мужик и медведь», чтение отрывка из произведения А. Владимирова «Земля на зернышке стоит».
Оборудование: зерно пшеницы и ржи, колосья пшеницы и ржи, мука черная и белая, хлеб пшеничный и ржаной, каравай, картинки с последовательно развивающимся действием.
Форма проведения: совместная деятельность.
Методические приемы:Словесный – (беседа, загадка, пословицы, поговорки, чистоговорки, вопросы к детям, поощрение).
Наглядно — демонстрационный – (видеослайды, картина И. Шишкина «Рожь», колосья пшеницы и ржи, зерна пшеницы и ржи, ржаная и пшеничная мука).
Игровой – игра «Узнай по запаху».
Мотив детскойдеятельности : мотивация общения.
Ход организованнойобразовательной деятельности
Воспитатель: (Слайд 1) Ребята, сегодня к нам пришли много гостей, давайте поздороваемся.
(Дети садятсяна стульчики.)
— А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Рос сперва на воле в поле
Летом цвел и колосился
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна в муку и тесто
В магазине занял место.
Дети. Хлеб.
Воспитатель. Да, правильно. Хлеб, хлебушек, хлебушко, с румяной корочкой. Он самый главный на столе. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостей встречают хлебом и солью. (А вы любите хлеб) Какой хлеб любите?
Дети. (Белый, черный, мягкий, душистый, ароматный, горячий, воздушный)
Воспитатель. Ребята, хлеб, действительно, бывает разный. Но обязательно полезный и вкусный.
Ребята, а кто из вас знает, откуда хлеб к нам пришел?
Дети. (В магазине, из зерна.)
Воспитатель. Давайте сегодня вместе разберемся, откуда же хлеб к нам пришел на стол. Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорится «Земля матушка, а хлеб – батюшка». Зерно проходит долгий путь, прежде чем превратиться в хлеб. Зернышки бывают пшеничные и ржаные.
Давайте посмотрим и скажем, чем похожи зернышки.
Дети. Они желтые.
Воспитатель. А чем отличаются?
(Рассматриваем зерна)
Дети. У пшеницы — зерна круглые, а у ржи — продолговатые.
Воспитатель. Итак, ребята, прежде чем посадить маленькое зернышко, (Слайд 2) надо весной вспахать землю. Посмотрите на экран. Вот трактор с плугом пашет землю.
Воспитатель. (Слайд 3) Вот вспахали землю. Комья большие, а зернышки маленькие.
Надо разбить комья. К трактору прицепляют борону. Она рыхлит землю, чтобы земля была мягкой и зерна засевались лучше. Борона похожа на большую широкую расческу.
Воспитатель. (Слайд 4) Вот теперь можно в мягкую землю посеять зерно. Рабочие привезли зерно на поле. Они засыпают зерно в сеялки и сеялки станут рассеивать зерно по полю. В сеялке есть маленькие отверстия, оттуда зерно падает на землю.
Воспитатель. (Слайд 5). Зерно взошло. Чтобы молодые ростки росли крепкими, и их не съели насекомые вредители, для этого надо обрызгать удобрением. Вот летчик рассыпал над полем удобрение и насекомые погибнут.
Воспитатель. А теперь давайте отдохнем. Встали в круг, и мы с вами превратимся в маленькие зернышки.
Физкультминутка.
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко
Потянулось к солнышку
С ветерком оно играет
Ветерок ее качает
К земле низко прижимает
Вот как весело играет
Потянулся наш росток
Превратился в колосок.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Присаживайтесь.
Вот наши зернышки превратились в колосья.
Ребята, давайте посмотрим колоски. Этот колосок пшеницы, а вот этот колосок – ржи.
Чем они похожи? (Они желтогоцвета).
А чем отличаются? (Усики у ржи длиннее,чем у пшеницы.)
Воспитатель. (Слайд 6) Многие художники в своих картинах изображали красоту русского поля.
Вот посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь».
В своей картине он изобразил поле с рожью.
Какого цвета поле? (Желтое, золотое.) Ветер наклонил к земле колосья. Они стали тяжелые, потому что колоски наполнились зерном.
Воспитатель. (Слайд 7). Колосья поспели. Пора убирать урожай. На поля выезжают комбайны. Они скашивают колосья и обмалачивают их. Потом высыпают зерно в машины.
(Слайд 8) Машины везут зерно на элеватор.
На элеваторе зерно сушат, хранят и на большой электромельнице мелят на муку. (слайд9)
Давайте посмотрим и сравним муку. Эта мука из пшеницы – значит как называется мука – пшеничная. А это мука из ржи и называется она – ржаная.
Ребята, а по цвету одинаковая мука или разная?
Воспитатель. (Слайд 10).Потом муку отправляют в пекарню, где из нее пекут хлеб.
Из пшеницы (какой) хлеб пекут – пшеничный, а из ржи – ржаной хлеб.
(Слайд 11). А что еще можно испечь из муки?
Дети. Сушки, баранки, батон, печенье и др.
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху».
Воспитатель. У меня на тарелке лежат 2 кусочки хлеба. Вы должны угадать по запаху — какой это хлеб : пшеничный или ржаной?
Молодцы! Хорошо знаете запах хлеба.
Воспитатель. Ребята, а сейчас вам предлагаю стать пекарями, а в роли теста у нас будет наш язык.
Язычок мы разомнем, пирожок мы испечем.
Тесто мнем, мнем, мнем. (покусать языкзубами та-та-та)
Тесто жмем, жмем, жмем (пошлепать губамипя-пя-пя)
После скалку мы возьмем (закусить языкзубами)
Тесто тонко раскатаем
Выпекать пирог поставим
1,2,3, 4,5.
Не пора ли вынимать. (протаскивать сквозьзубы с усилием).
Молодцы, ребята. Мы подготовили наш язычок для произнесения чистоговорки:
Жок – жок –жок –это пирожок
Шки – шки –шки – мама жарит пирожки
Чи – чи – ч и- пекутся в печке калачи
Ач –ач – ач — вкусный будет наш калач.
Ребята, о хлебе сложено много стихов, пословиц и поговорок.
Воспитатель. А вы какие пословицы приготовили о хлебе?
Пословицы.
1. Без хлеба – нет обеда
2. Много свет а- много хлеба.
3. Хлеб – всему голова.
4. Будет хлеб – будет и обед.
5. Без труда хлеба не вырастишь.
6. Хлеб – наше богатство.
7. Черный хлеб на столе – нет вкусней на земле.
Итог.
Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Сегодня мы с вами узнали какой долгий путь проходит хлебное зернышко до того прежде чем окажется у нас на столе.
Ребята, давайте вспомним и закрепим то, о чем сегодня говорили на занятии, разложив последовательно картинки о хлебе. (Слайд 12)
Мы узнали, как много труда надо приложить, чтобы у нас на столе был хлеб.
Поэтому, мы должны бережно относиться к хлебу.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Бери столько, сколько съешь.
Вот наше занятие подошло к концу.
А теперь пришло время угощения. (Слайд13)
А этот свежий, ароматный, вкусный каравай попробуем сейчас.