Анна Иванчина
Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в подготовительной группе Волшебное электричество
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества
Образовательные задачи:
Обучающие:
• Дать первоначальные знания об электричестве и электроприборах;
• Формировать знания детей о пользе и опасности электричества;
Развивающие:
• Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
Публикация «Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Экспериментальная деятельность
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• Создавать условия для развития мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим бытовым электрическим приборам и использовании полученных знаний на практике в жизни.
Материал и оборудование:
- воздушные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые линейки - по количеству детей;
- тарелочки, мелкие кусочки бумаги, соль, перец;
- ноутбук, мультимедийная презентация;
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
-карточки с рисунками бытовых электрических приборов;
-игрушечная электрическая бытовая техника.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Вступление
Дети заходят в группу здороваются.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте мы поздороваемся с ними.
2. Проблемная ситуация:
Воспитатель: Обратите внимание, что лежит на столе?
Воспитатель: Да, здесь лежат разрезанные кусочки какой-то картинки. Сейчас мы разделимся на две команды.
А Марсель будет работать у компьютера. Ваша задача будет заключаться в том, что каждый из команды возьмет одну часть картинки, подумает, где она будет расположена в общей командной картине. Чья же команда соберет картинку быстрее? (дети собирают у стола, у компьютера собирает один ребенок). Что получилось? (электрическая лампочка).
Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей).
А сейчас мы отправимся в путешествие по времени – в прошлое и узнаем, как же люди в разные времена освещали свое жилище, и когда появилась электрическая лампочка. (Показ презентации «История электрической лампочки»)
Дома, дворцы давным-давно освещали лучинками - тонкими деревянными щепками, которые вставляли в светцы – специальные подставки для лучин. Светцы можно было переносить в нужное место.
Света от такой лучины было мало, светло было только рядом с ней. Вечерами пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины прогорали быстро, и постоянно приходилось их менять, а чтобы не загорелся пол, под светцы ставили емкость с водой.
Дети, а как вы думаете, удобное было это освещение? (ответы детей).
Большие дворцы освещали факелами. Позже люди замечали, что если обмакнуть в масло кусочек верёвки, то она горит долго.
Так появились масленые светильники, но масло разливалось, и начинался пожар.
Тогда люди придумали свечку. Но она тоже не была удобной – она давала мало света.
Потом появились керосиновые лампы, которые больше походили на нашу лампу. Она заливалось керосином. Они тоже не сильно освещали дома, керосин имел неприятный запах и надо было постоянно покупать керосин, и доливать в лампу. И тогда придумали электрическую лампочку.
Теперь наши дома, детские сады, улицы, школы, больницы освещает электрическая лампочка. Самая удобная и надёжная.
Вот мы с вами окунулись в прошлое и узнали, как появилась лампочка.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. (Показ презентации)
Воспитатель комментирует:
Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество.
Также электричество вырабатывают тепловые электростанции, где получают энергию сжиганием нефти или угля.
Есть атомные электростанции.
Также электричество можно получить от солнечной энергии.
В мире существуют еще электростанции, где энергию получают используя силу ветра.
Электричество подаётся в специальные подстанции, а от них ток по проводам или по кабелю под землей бежит дальше.
Цепочка опор с натянутыми на них проводами называется линия электропередачи (или просто ЛЭП).
Электроэнергия, прежде чем попасть в каждый дом, по проводам поступает на разные энергообъекты. Самый крупный - высоковольтные распределительные подстанции. Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Как вы думаете, что означает «Высоковольтный»? (Электричество здесь очень высокой силы.)
Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она изменяет сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. Эти домики из кирпича, бетона или металла ничем не примечательны, но тоже представляют опасность. Не зря на каждой двери нарисован предупреждающий знак – желтый треугольник с молнией.
Дальше электрический ток идет в дома. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности! Ребята, помните: энергообъекты – не место для игр и развлечений!
Вот только потом электричество попадет в наши дома и квартиры.
Воспитатель: На что похож электрический ток?
Ответы детей: на прутики, ниточки.
Воспитатель: Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами.
-Как называются маленькие частички? (индивидуальное и хоровое повторение)
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом.
3. Физкультминутка «Провода»
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? ( предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
Сюрпризный момент Входит Золушка.
Золушка: Не справиться мне с этой тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит моих всех стараний!
Мне так не хватает машины стиральной.
Руками приходится дом убирать,
Но где пылесос, чтобы мне помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед…
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присяду недолго – ну как все успеть?
На бал бы в окошко хоть мне посмотреть!
Однако за дело, сил не жалея,
Надежда вся только на добрую Фею.
(Золушка садится и плачет)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да это же Золушка!
Что случилось? Почему ты плачешь?
Золушка: Мои сестрицы уехали на бал, а мне оставили столько работы, что я и за неделю не управлюсь! И конечно же на бал не попаду!
Воспитатель: Дети, поможем Золушке? А я вам подскажу, как это можно сделать.
Золушка: Как же вы мне поможете?
Воспитатель: А ты садись и слушай!
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? ( предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
4. Игра «Что есть, что было».
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару.) А ты, Золушка, посмотри, как справятся с этим заданием дети (дети делятся на две команды, идут ко второму и третьему столу и по команде начинают подбирать пары картинок)
• Пылесос – веник;
• Холодильник – погреб
• Магнитофон – музыкальные инструменты
• Лампочка – свечка
• Стиральная машина – стиральная доска
• Электрический утюг –угольный утюг;
• Телевизор – книга с картинками
• Компьютер – пишущая машинка
• Электродрель – молоток
• Фен - солнце
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас. Золушка, видишь сколько помощников придумал человек, которые работают с помощью электричества. Человек научился создавать это электричество. А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество.
5. Сообщения 2 детей – об электрическом скате и электрическом угре
- Есть такая рыба - электрический скат. Об этой рыбе нам сейчас расскажет Давид.
1 ребенок: Электрические скаты обитают в водах теплых зон. По внешности они похожи на других скатов. В хвосте электрических скатов накапливается электрический ток, который он использует для того, чтобы убить или оглушить свою добычу - мелких рыб. Электричеством одного ската могли бы работать 12 электрических лампочек. Человек может случайно наступить на ската, получить заряд тока. Но смертельных случаев столкновения с электрическим скатом не наблюдалось.
- А есть еще электрический угорь. И о нем расскажет Зарина.
2 ребенок: Электрические угри живут в Южной Америке. Они внешне напоминают змей. У них скользкая кожа, похожая на кожу змеи. Часто их длина тела достигает 2,5 метра. Их вес – около 20 кг. Электрического угря легко можно легко узнать по длинному телу со сплюснутой головой. Питаются они рыбой, земноводными, маленькими птицами. Человеку лучше держаться подальше от электрических угрей, так как они могут наносить повторяющиеся электрические удары, которые могут приводить к судоргам. Также не рекомендуется держать электрических угрей в качестве домашних питомцев.
6. Рассказ о молнии и технике безопасности
- Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы.
-А какие правила безопасного поведения во время грозы вы знаете?
-Я хочу познакомить вас с правилами, которые нужно знать, чтобы избежать опасности во время грозы.
1. Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
2. Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
3. Лучше всего грозу переждать в кустарнике. Туда молния не попадет.
4. Во время грозы нельзя пользоваться телефоном.
5. Лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков.
7. Опыты
- А есть электричество неопасное. Оно живет повсюду, и если его поймать, то с ним можно поиграть. А вы хотите научиться создавать электричество?
-И мы заодно поможем Золушке быстрее попасть на бал.
1 опыт.
-Нужно собрать мусор, разбросанный на этом столе. (Дети подходят к столу)
-Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бумажкам. Что вы видите?
-А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите шерстяную ткань и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось?
- Почему?
-Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик кусочкам бумаги, бумага начала притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в кусочках бумаги стремились переместиться и прилепились к палочке. Это электричество называется статическим.
Вывод: Электричество живет, в одежде.
-Давайте соберем все кусочки бумаги и поможем Золушке убраться.
Физкультминутка
Просыпаюсь рано-рано, потянусь.
Я сегодня раньше мамы поднимусь.
Я включаю телевизор на столе.
Говорит он: «С добрым утром!» - мне.
Радио включаю
Под музыку мечтаю.
А потом умоюсь,
Феном обсушусь.
Раньше всех сегодня в садик соберусь.
2 опыт.
-Посмотрите, что же в этих тарелках?
-Сестры Золушки специально перемешали соль и перец и сказали, что она поедет на бал в том случае, если разделит каждый кристаллик соли от перца. -Можно ли теперь разделить соль и перец?
-Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстянойткань, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества.
-Что же произошло?
-Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
8. Дидактическая игра «Угадай, какую бытовую технику опишу»
-А сейчас поиграем в игру. Ко мне подойдет один человек. Он подходит к столу и выбирает одну карточку с нарисованной на ней бытовой техникой. Не показывая вам он будет описывать этот прибор, расскажет о его назначении. А вы должны угадать, что это за бытовая техника.
-А давайте эти приборы подарим нашей Золушке, чтобы они помогали ей (дарят игрушечную технику).
Золушка: Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли и рассказали много интересного об электричестве. Теперь я не опоздаю на бал. До свидания!
9. Итог занятия
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового вы узнали?
-Что происходит при появлении статического электричества?
10. Рефлексия
-А теперь скажите, кто был у нас активным на занятии и давал правильные ответы?
-А мне понравились ответы …. Остальные ребята тоже принимали участие в играх, опытах. Молодцы!