Ирина Александровна Малышева
Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Поможем Капельке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
закрепить представление детей о значимости воды в жизни человека, в природе;
дать представление о том, что вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар);
прививать навыки проведения несложных исследований.
2. Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе „Поможем Капельке“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
развивать у детей познавательный интерес через проведение опытов с водой;
способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности;
развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать.
развивать связную речь, обогатить словарь детей: жидкость, жидкая, замороженная, пар.
3. Воспитательные:
воспитывать умение работать в группе, сообща;
прививать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
игрушка «Капелька»;
демонстрационные картинки (дерево, человек, цветок, собака, рыбка, птичка, бумажные капельки, магниты, магнитная доска;
таз с водой, оборудование для игр с водой (желоб, стаканчики, лейки, поднос с кубиками льда, термос с горячей водой, стекло в рамке, таз, полотенца, карточки с условными обозначениями;
игрушки для игр с водой.
Методические приемы: организационный момент, создание проблемной ситуации, игровая ситуация, беседа-диалог, экспериментирование, физкультурная минутка, анализ, подведение итогов.
Приоритетная область: «Познавательное развитие : исследовательская деятельность».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие : ознакомление с миром природы», «Социально – коммуникативное развитие : формирование основ безопасности, социализация».
Предварительная работа:
Беседы о воде, ее роли в жизни человека, природы.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Дидактические игры «Где живет вода», «Кому нужна вода».
Чтение художественной литературы по теме «Вода», разучивание стихов, потешек о воде, загадки.
Наблюдение за водой в группе, на прогулке.
Игры с водой.
Опыты с водой.
Ход организованной образовательной деятельности:
- «Доброе утро!» - я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
И тогда игра пойдёт
Просто замечательно!
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
К нам в гости капелька воды пришла.
(показ игрушки Капелька)
- Ребята, давайте рассмотрим нашу гостью. Нравится вам Капелька? Как вы думаете, какое у Капельки настроение? (грустное, печальное) Почему вы так решили?
- Ой, ребята, Капелька что – то говорит мне на ушко. Воспитатель подносит игрушку к уху и говорит от лица Капельки.
Здравствуйте, ребята!
Я маленькая капелька,
Так сказали мне.
Сижу, грущу на листике,
Не зная о себе,
Кто такая и от куда,
Для чего нужна?
Расскажите мне, ребята,
Буду рада я!
- Теперь ребята понятно от чего Капелька грустит. И почему она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то знаете о Капельке и можете ей рассказать.
- Ребята, поможем капельке? (Да.)
- Как вы думаете, где живет капелька? (Капелька живет в воде.)
- Молодцы! А где можно встретить воду? (В кране, луже, реке, море, океане и т. д.)
- Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Да.) А давайте не только расскажем, но и покажем Капельке, кому нужна вода.
Дидактическая игра «Подари капельку». (На магнитной доске висят картинки с изображением дерева, цветка, рыбы, животного, птицы, человека. На подносе лежат «капельки». Нужно подарить капельку тому, кому необходима вода.)
- Матвей, кому ты подарил свою капельку? (цветку).
- Зачем цветку капелька? Правильно, чтобы цветок не засох.
- Настя, кому ты подарила свою капельку? (дереву). Зачем дереву капелька? Правильно, чтобы дерево росло. И т. д.
- Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные и птицы тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот Капелька, как ты важна для всех!
- Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, и теперь предлагает нам поиграть.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
- Ребята, а теперь давайте покажем нашей гостье, что умеет делать водичка и во что она может превращаться. И тогда, может быть, наша Капелька станет радостной и веселой.
- Давайте подойдем к столу. (На столе стоят тазики с водой, оборудование для игры с водой (стаканчики, воронки, желоб, лейки). Ребята, прежде чем проводить опыты с водой, я хочу напомнить вам правила безопасности: опыты выполнять только с моего разрешения, необходимо аккуратно пользоваться ёмкостями для воды, поддерживать порядок на рабочем столе.
Кто с водой не осторожен,
Намочит быстро их она.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Если разлилась вода-
Тряпка под рукой всегда!
- Ну, а теперь приступим к нашим исследованиям. (Воспитатель льет воду из лейки в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по желобку.)
- Посмотрите, что делает вода? (Вода течет.)
- Ребята, воду можно налить во что-нибудь? (В стакан, в кружку, др.)
- У нас на столе стоят стаканчики с водой, возьмите их и аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. (Дети переливают воду.)
- Ребята, что делает вода? (Течет, переливается.)
- А теперь, вылейте воду из стаканчика в тазик. (Если при переливании воды в тазик образуются брызги, обратить внимание детей на то, что вода может брызгаться.)
- Ребята, мы с вами выяснили и показали Капельке, что вода может течь, переливаться, ее можно наливать, выливать. Почему так происходит, почему вода льется?
- Вода льется, потому что она жидкая. Поскольку вода жидкая, ее можно наливать, переливать, её называют жидкостью. Давайте вместе повторим : «Вода жидкая». (На стол выставляется символ «капелька».)
- А теперь, ребята давайте расскажем и покажем нашей гостье, во что умеет превращаться вода. Перейдем к следующему столу. (На столе под салфеткой лежат кубики льда.)
-Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось. (Воспитатель раздает детям кубики льда.)
- Что это? (Это лед.)
- А как он получился? (Когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.)
- Правильно, ребята.
-Лед, какой он? (Твердый, холодный).
- Давайте положим льдинки на поднос. Посмотрите, кубики льда постепенно уменьшается и на подносе появляется… вода. Почему так происходит? (Лед тает и снова превращается в воду.)
- Значит, лед – это тоже вода, только замороженная. Давайте вместе повторим : «Лед — это замороженная вода». (На стол выставляется символ «лед».)
- Ребята, мы показали и рассказали Капельке, что вода может превращаться в лед. Теперь, давайте перейдем к следующему столу.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Термос.)
- Для чего он нужен человеку? (В нем можно долго сохранять воду горячей).
- Смотрите, я открываю крышку термоса. Что вы видите? (Из термоса идет пар.) Как вы думаете, из чего состоит пар?
- Чтобы узнать, из чего состоит пар, я предлагаю провести опыт. Я сейчас воду из термоса перелью в тазик и накрою его вот этим стеклом. Но перед тем, как я это сделаю, хочу вам напомнить, что вода в термосе горячая и поэтому я прошу вас тазик с водой руками на трогать и не опускать руки в воду. Почему нельзя опускать руки в таз с горячей водой?
- И так, опыт начинается. (Воспитатель переливает воду из термоса в таз и накрывает его стеклом.)
- Ребята, посмотрите, что появилось на стекле? (Капельки воды.)
- Откуда взялась вода?
- Маленькие капли воды от нагрева превратились в пар и полетели, попали на холодное стекло, остыли и превратились обратно в воду. Ребята, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. Ребята, мы показали Капельке, что большого нагрева вода превращается в пар, а пар при остывании превращается в воду. Давайте вместе повторим : «Пар – это тоже вода». (На стол выставляется символ «пар».)
- Ребята, мы завершили с вами все опыты, и посмотрите, наша гостья улыбается. Теперь она все о себе знает. Какое настроение теперь у Капельки? (Веселое, радостное.)
- Давайте напомним Капельке, все, что мы знаем о воде.
- Какая бывает вода? (Жидкая.)
- Что умеет делать вода? (Течь, переливаться.)
- Во что может превратиться вода? (Лед, пар.)
- Правильно, ребята, вода может быть жидкой, твердой, превратиться в лед и газообразной, превратиться в пар. (Символы переносятся на магнитную доску.)
- Кому нужна вода? ( Всем: растениям, животным, человеку.)
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Воспитатель подносит игрушку к уху и говорит от лица Капельки.
- Ребята, вы мне очень помогли. Я теперь все знаю о себе. В благодарность я дарю вам игрушки для игры с водой. Спасибо вам и до новых встреч!