Наталья Тарасенко
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему : «Путешествие «Финансовая грамотность».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о назначении денег.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
2. Познакомить с видами денежных знаков и их временными изменениями.
3. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
4. Развивать у детей связную речь.
5. Развивать у детей воображение, внимание, мышление.
Методы и приё мы:
1. Игровой
2. Словесный
3. Практический
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказки «Муха-цокотуха», стихотворения К. И Чуковский «Телефон»; чтение сказки «Лисичка со скалочкой»; беседа семейный бюджет, о профессиях родителей; сюжетно-ролевая игра «Магазин»; рассматривание денежной банкноты и монеты; привлечение родителей к изготовлению денежных купюр.
Словарная работа: отрез, бартер, деньги, рубль, монета, кредитная карта, банкир, брокер, реклама, базар.
Оборудование: экран, сундук с бумажными купюрами и металлическими монетами, мешочки с солью, крупой, зерном, сахаром, чаем; отрез ткани; стакан с водой доска с магнитами, 2 – с монетами, с купюрами; кошельки.
Ход ОД
Вводная часть
Воспитатель: Тарасенко Наталья Александровна
Организационный момент
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у меня сундучок. А что там внутри, вы узнаете, отгадав мою загадку.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
Размышления детей.
Воспитатель: Действительно, деньги – это средство для жизни, особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей (покупка продуктов питания, оплата проезда в транспорте, покупка каких – либо подарков и многое другое)
Воспитатель: А как вы думаете ребята, а деньгами всегда расчитывались?
Размышления детей
Воспитатель: А чтобы это узнать, мы отправимся в путешествие «Финансовая грамотность».
Воспитатель: Друзья, а как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Размышление детей
Правильно, на автобусе. Ну что, поехали?
Дети: Да!
Звучит музыка. Дети имитируют звук автобуса.
Основная часть
Воспитатель: Вот и началось наше путешествие по финансовой грамотности.
Воспитатель: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать, что в них может храниться.
Высказывания детей.
Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим. (В мешочках лежат соль, зерно, сахар, чай, рис)
Как вы думаете, могли ли все это служить деньгами?
Высказывание детей
Конечно, могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег. Обмен одной вещи на другую называется бартер.
Ребята, а как вы думаете, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в использовании? Представим, идет древний человек в магазин, и несёт корову или мешок соли. Это удобно?
Ответы детей.
Да, это неудобно, потому что они занимают много места. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа.
Воспитатель: Что такое полотно?
Размышление детей
Воспитатель: Да, это длинный кусок ткани, свернутый в трубочку. От слова «полотно» пошло слово «платить». Приходил человек на базар, хотел что-то купить, отрезал большой кусок ткани.
(Взять небольшой рулон ткани и отрезать при детях). Отсюда и название «платить»
Затем стали употребляли и слитки серебра и золота. Слиток — это форма для хранения драгоценного металла, обладающего материальной ценностью. Они были разного размера
(показать на пластилине, обмотать разные куски пластилина в фольгу).
Люди отрубали небольшой кусок и отдавали продавцу. Отсюда и название «рубль». В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Но позже и такие деньги стали неудобными.
Воспитатель: Давайте посмотрим дальше, что есть ещё интересного.
Воспитатель: .
И вот со временем, когда люди научились работать с металлом, стали появляться металлические монеты.
Посмотрите, они отличаются от современных монет?
Дети рассматривают картинки и высказывают своё мнение.
Ответы детей (неровные края, отсутствие округлой формы)
Воспитатель: Такие монеты стали быстро распространяются по всему миру. Это можно было легко объяснить, т. к. монеты удобно хранить, транспортировать, дробить и объединять. Они имеют большую стоимость при небольшом объеме и весе. В России был такой царь – Иван Грозный. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты - копейки. То есть копье – копейка.
Дети рассматривают картинки.
Физкультминутка
«Карманов много у меня»
На ладошку я монетку из кармана положу
Где орел, а может, решка? У монетки я спрошу.
Раз, два, три, монетку обратно в карман положи.
Воспитатель: Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете, почему?
Предположение детей.
Воспитатель: Да, их нужно было очень много и монеты были тяжелые и занимали много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры, банкноты. Первые деньги из бумаги появились в Китае.
Слайд Первые бумажные деньги Китая.
А в России первые бумажные деньги были введены при императрице Екатерине II в 1769 году.
Слайд. в России первые бумажные деньги.
Воспитатель: Деньги у людей появлялись путём обмена, продажи.
Ребята, а как вы думаете, каким образом можно было еще заполучить деньги? А за что получают деньги ваши родители?
Дети размышляют.
Воспитатель: правильно, за работу. Люди позже стали за выполненный объём работы брать деньги. Получается, деньги стали не только средством покупки каких – либо вещей, но и оплачивали результаты труда людей. Поэтому к деньгам нужно относиться очень бережно.
А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?
Ответы детей (Монеты, бумажные деньги, банковские карты).
Слайд Современные деньги.
Воспитатель: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? А как вы думаете, где в наше время безопасно хранить деньги?
Дети высказывают своё мнение (безопасно хранить деньги в Банках и на пластиковых картах).
Воспитатель: Как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры? Давайте провидём опыт. Встаньте так, чтобы было всем удобно. Пришло время открыть мой сундучок. Посмотрите, что в нём лежит?
Ответы детей: Монеты и купюры.
Воспитатель: Как настоящие исследователи, мы будем делать записи всех наших результатов на доске: разделим ее на 2 части - монеты и купюры. Посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Купюры, монеты, стакан с водой.
Воспитатель: давайте проведём 1 эксперимент.
1. Эксперимент.
Воспитатель: Бумага мнётся, рвется; монета – нет. Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит, здесь монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент. [
Воспитатель: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она легко порвётся.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
Ответы детей. Монета.
Воспитатель: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит.
3. Эксперимент.
Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как вы думаете?
Дети размышляют.
Воспитатель: Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что тяжелее? Давайте подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
Ответы детей
Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент.
На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети проверяют, исследуют.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Хранить в кошельке купюры гораздо удобнее.
Воспитатель: Ставим фишку – магнит напротив купюр. А теперь давайте посчитаем количество магнитов.
Дети: Одинаковое количество фишек у монет и купюр.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним достоинствам выигрывают монеты, а по другим - купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Воспитатель: Действительно, нам нужны и монеты, и купюры.
Ребята, мы с вами путешествие совершили, опыты провели. Я вижу, что вы много теперь знаете о деньгах и для чего они нужны. Нам пора возвращаться!
Заключительная часть
Воспитатель: ребята:
1) всё ли вы узнали о деньгах, что хотели?
2) что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
3) какие трудности возникли
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Спасибо за внимание!