Анна Вицко
Конспект ООД по конструированию по схеме в старшей группе «Машина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе : конструирование по схеме
Автор: воспитатель МБДОУ №1 «Колокольчик» г. о. Краснознаменск
Вицко Анна Васильевна
Тема: Конструирование по схеме. «Машина».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Цель: формировать умения создавать объект из строительного материала и на плоскости в соответствии со схемой.
Задачи:
1. Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели машины по схеме.
2. Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали: куб, кирпич, пластина, цилиндр.
3. Расширять представления о машинах, их строении и функциональном назначении.
4. Способствовать развитию умения анализировать свою постройку и постройки товарищей.
5. Обогащать словарный запас у детей, ввести в лексикон новые слова: бригада, сборочный цех, испытательный цех, лаборатория, склад.
6. Воспитывать умение работать в коллективе и подгруппах.
Оборудование и материалы: схемы транспорта (автобус, легковой автомобиль, грузовик, схемы легкового транспорта на каждую подгруппу детей, схемы грузового транспорта для детей подгруппы среднего дошкольного возраста, иллюстрации транспорта, наборы деревянного строительного материала на подгруппу детей среднего дошкольного возраста, кубики Никитиных на каждую подгруппу детей старшего дошкольного возраста, презентация.
Предварительная работа: наблюдение за различными видами грузового и легкового транспорта; рассматривание иллюстраций различных видов транспорта; рассматривание частей грузовика; наблюдение за тем, как на грузовиках перевозят грузы, игры с машинами различных видов; игры со строительным материалом; строительство-конструирование по условиям, по замыслу на тему «Городской транспорт» (пассажирский и грузовой); использование во время строительства схем, чертежей, рисунков, знакомство с разными видами конструирования.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, объяснение, рассматривание, анализ готовых построек, моделирование.
Ход ООД:
I. Организационно-мотивационная.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Поприветствуем их. (Здравствуйте)
Ну-ка, дети, встанем в круг!
Ты - мой друг и я - твой друг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вот с такой улыбкой, хорошим настроением желаю провести весь день.
Сегодня в нашу группу спасателей поступило новой видео обращение с просьбой о помощи. Прослушайте его?
II. Основная часть:
1. Определение темы образовательной деятельности. Обозначение проблемной ситуации.
(Слышится звонок вызова)
Воспитатель: Дети, посмотрим на экран.
( ЭКРАН: Слайд 2. Видео обращение детей младшей группы с просьбой о помощи)
Воспитатель: Детки из младшей группы просят помочь починить машинку. Вот и деталь нам передали.
(Воспитатель из-за экрана достаёт раму от машины)
Как нам поступить? (Дети предлагают помочь малышам)
Воспитатель: Чтобы помочь малышам, нам надо знать, как правильно собирать машины, а также, какие детали нужны для сборки. Для этого предлагаю посетить автомобильный завод. Дети садимся в машины и вперед!
3. (ЭКРАН. Слайд 3. Дети в машине)
Физкультминутка «Колесики, колесики» (фонограмма)
Колесики, колесики и красивый руль.
Дворники работают, водичка льет буль-буль.
Включаем зажигание и левый поворот,
На карте расстояние. Поехали! Вперед!
4. Чтение чертежей (ЭКРАН. Слайд 4. Завод. Речь главного инженера)
Воспитатель: Приехали! Внимание на экран. Нас встречает главный инженер.
Главный инженер (с экрана. В это время воспитатель за дверью надевает халат рабочего завода с бейджиком, каску.) Добро пожаловать на автомобилестроительный завод. Здесь множество людей создают машины. Вы получите необходимые детали, пройдете по всем цехам и сделаете свой первый опытный автомобиль. Только будьте внимательны: при передвижении по заводу необходимо соблюдать меры безопасности. Для этого разбейтесь на небольшие группы - бригады, выберите в группе бригадира - человека, который будет помогать остальным. Старший мастер? (воспитатель переодетый появляется с касками) Выдайте всем бригадирам каски и начинайте обучение новых мастеров!
ЭКРАН Слайд 5. Конструкторское бюро.
Воспитатель: В начале мы с вами попадаем в конструкторское бюро. Как вы думаете, что здесь делают? (Инженеры-конструкторы конструируют машины, разрабатывают их чертежи и схемы, т. е. чертят, рисуют детали машины на бумаге). Сегодня вы сможете стать конструкторами и внимательно изучить чертежи. Все ли на них верно изображено. Чтобы Вам было лучше видно – чертежи будут выводиться на экран. Оператор, пожалуйста, представьте первый чертеж.
Дидактическая игра «Чего не хватает?». На экране выводятся чертежи по очереди. На схеме легкового автомобиля нет кузова, дверей и фар, на схеме грузового автомобиля не нанесены руль, дверца. (После определения неточностей на экране появляется чертеж с исправленными ошибками)
Воспитатель: Правильно! Какие вы молодцы! Настоящие конструкторы. Бригадиры, возьмите чертежи – задания для создания новых автомобилей согласно цветовой метке вашей бригады.
(Под чертежами дети находят квадратные колеса для автомобиля)
Воспитатель: Ой! Что это такое? Эти колеса какой-то странной формы. Ребята, какой формы колеса?
Воспитатель: Интересно, а может ли машина ехать на квадратных колесах, или на треугольных? (Ответы детей) А давайте проверим! Пройдем в испытательный цех.
5. Экспериментирование
(ЭКРАН. Слайд 6 с изображением колес разной конфигурации)
Воспитатель: Каждая группа берет контейнер с образцами опытных образцы колес согласно цветовой метке вашей бригады. Вначале попробуем квадратное колесо. Как оно катится? А теперь треугольные? А еще можно попробовать прямоугольное…Теперь пробуем круглое. Какое колесо лучше катится? Почему?
Дети берут по колесу и пытаются прокатить его. После чего делают вывод, что круглое колесо передвигать удобнее, чем остальные, т. к. у них нет углов.)
Воспитатель: Отлично! Значит, квадратные колеса мы заменим круглыми! (меняет квадратные колеса на круглые от модели машинки для малышей)
6. Воспитатель: Нам пора приступать к сборке опытных моделей. Бригада, пройдите к своим рабочим местам (столы также маркированы цветовыми ярлыками). Бригадиры, получите на складе детали, необходимые для сборки.
Бригадиры подходят и выбирают по цвету коробок кубики для конструирования : наборы деревянного строительного материала на подгруппу детей среднего дошкольного возраста, кубики Никитиных на каждую подгруппу детей старшего дошкольного возраста.
(Среди кубиков дети находят кузов для автомобиля малышей)
7. Физкультминутка «Едем, едем на машине»
(ЭКРАН Слайд 7. Дети делают зарядку)
Воспитатель: Ребята, у вас есть схемы сборки и детали. Перед началом работы – производственная гимнастика. Повернитесь ко мне лицом.
Накачаем дружно шины, сядем вместе мы в машины,
Вы машину заводите, в руки руль скорей беритесь.
Нажимаем на педаль, и машина едет вдаль. Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники работают то направо, то налево. Чистота!
Волосы взъерошил ветер. Мы – шоферы хоть куда!
8. Самостоятельная работа в подгруппах. (ЭКРАН Слайд 8. Сборочный цех)
Воспитатель: Отлично! Теперь вы готовы? Приступаем к сборке своих опытных машин!
В одном из комплектов дети находят заготовку кузова автомобиля младшей группы.
Дети в подгруппах собирают машины по схемам. Воспитатель помогает тем, у кого возникают затруднения.
Воспитатель (вопрос для детей младшей подгруппы у стола, когда им помогаю) : Из каких деталей вы строили? (из кубиков, пластин, цилиндров, кирпичиков)
9. Представление изделий детьми:
Воспитатель: Какие машины собрали? Для чего нужны грузовые машины? Для чего нужны пассажирские машины?
(На столе дети находят лишнюю деталь – кабинку)
10. Сборка машины для младшей группы.
Воспитатель: Отлично потрудились! Вы настоящие мастера! Мы научились по схемам собирать машины. Всё ли выполнили? Правильно! Молодцы! Сейчас мы соберем машинку для малышей! Вспоминаем, что надо сделать:
Речедвигательная гимнастика.
Мы возьмем сначала раму и четыре колеса.
1,2,3,4 –потрудились мы не зря!
Сверху кузов и кабина
Получается машина.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Эту машинку вы возьмите с собой и передайте малышам. Но время пребывания на заводе заканчивается, вам пора возвращать в сад!
Под звуки гудения автомобилей дети на «машинах» едут обратно. Воспитатель переодевается.
III. Итог:
Блиц опрос: Если останется время.
• Кто управляет автомобилем? (водитель)
• Горючая жидкость для заправки автомобиля? (бензин)
• Кто ходит по тротуару? (пешеход)
• Кто управляет автомобилем? (водитель)
• Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта) Где пешеходы должны переходить дорогу?
• Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью и одновременно затормозят, какой автомобиль проедет дальше? (грузовой, его масса больше, соответственно тормозной путь будет длиннее)
• На каком асфальте быстрее затормозит автомобиль: на сыром, на сухом, на скользком? А проедет дальше?
Воспитатель: Ой, ребята, где вы пропадали? Что видели? Какие виды машин вы собирали? (Грузовую и пассажирскую) А малышам смогли помочь? Какая машина у вас получилась?
Воспитатель: Прекрасно! Вы хорошо потрудились и узнали много нового. За отличную работу вам с завода передали настоящий документ. (Слово заведующему МБДОУ для вручения свидетельства, в котором говорится, что ребята самые настоящие автостроители и могут собрать любую машинку.) А машинку, которую вы собрали, давайте передадим малышам! Ура! Наш отряд спасателей совершил еще одно доброе дело, и теперь можно немного отдохнуть. Но сначала мы попрощаемся с нашим гостям, им пора уходить. ( Дети: «До свидания!»)