Вишневецкая Маргарита Ивановна
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Станичные ремёсла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить детей со станичными ремёслами.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с названием станичных ремёсел казаков, предметами домашней утвари. Обогащать словарный запас. Закреплять знания детей о станичных ремёслах, о жизни казаков.
Развивающие : Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к труду казаков.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Станичные ремёсла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Словарная работа :Бочка, ушат, бадья, корзинщик, вентиль, бондарь, колесник, чеботарь, кожевник, кожемяк, красильщик, шорник, сидельник, нагаечник, валяльщик, шерстобит, кашемы, бурки, балахон, войлок, булат, гончар, мельник, садовник, бахчевник, лозоходец, колодезник, копатель, обет, Псалтырь.
Предварительная работа. Беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок, рассматривание репродукций, иллюстрации, старинной казачьей утвари.
Методы и приё мы: Игровой приём, вопросы, художественное слово, ответы детей.
Индивидуальная работа: Закреплять с детьми словарные слова -Лиза С. Миша Х.
Оборудование. Модели, один кувшин, предметы домашнего обихода, колодец, казачка. использование слайдовой презентации.
Технологии : Информационно-коммуникативные, образовательные, педагогические, социоигровые.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, недавно мы читали рассказ о станичных ремёслах. Сегодня Мы отправимся на необыкновенную выставку-экскурсию в краеведческий музей, там вас ждет много интересного. С собой мы возьмём хорошее настроение и отличное поведение. А на каком транспорте мы поедем, сейчас узнаете, если выполните это задание (сложить из мелких квадратов автобус)
Собирают картинку, приобретают билеты усаживается, едут. Подъезжают к музею, у входа детей встречает казак с казачкой, на рушнике хлеб, соль.
Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Мы ждём, встречаем Вас хлебом, солью. Но прежде чем пойти в музей отгадайте загадку:
Мнут и катают
В печи закаляют
А потом за стеклом
Нарезают ножом
Дети: Это хлеб
Казачка: Молодцы ребята!
Угощает хлебом, затем казачка сопровождает детей в музей и она же является экскурсоводом.
Казачка: В нашем музее два больших зала.
Дети приходят в первый зал становятся полукругом.
Казачка: Дети, как называется наш музей?
Дети: Краеведческий музей.
Казачка: Ребята, а что такое ремесла?
Дети: Это профессии, это то, чем занимались люди в старину.
Казачка: Правильно, молодцы. Вы уже обратили внимание, что в этом зале расположены иллюстрации, картины фото- экспонаты отражающие жизнь, быт, труд казаков. Вы, наверное, знаете, ребята, что были не только кубанские казаки, живущие на Кубани, но и донские, терские, тверские, датские, урюпинские. Кто из вас знает, как раньше называлась наша станица?
Дети: Наша станицы называлась Уманская.
Казачка: Верно. Каждая семья строила себе дом - курень (показывает слайды). В казачьих семьях трудились все: дети помогали взрослым, и в поле, и в огороде. (Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд).
Здесь изображены казаки Урюпинского юрта.
Вспомните, чем занимались эти казаки?
Дети: На протяжении столетий разводили пуховых коз, плели красивые пуховые платки.
Казачка: Верно, какие ещё вы знаете ремесла?
Дети: Были станицы бондарей, колесников, чеботарей, кожевников.
Казачка: А что же делали кожевники?
Дети: Это мастерство включало в себя много специальностей: кожемяки, красильщики. Заканчивалось кожевенное производство мастерством шорников. Шорники изготавливали конскую сбрую из сиденья.
Казачка: Молодцы. А что делали валяльщики?
Дети: Валяльщики, шерстобиты катали валенки, и валяли кошмы, бурки, тонкие войлоки, из которых шили и валяли непромокаемые балахоны.
(рассматривают следующие слайды изображающие этих ремесла)
Казачка: Дети, а кто же мог подковать коня?
Дети: По всем войскам славились кузнецы – ковали. Они могли подковать любого коня, и мастера оружейники которые давали булат. (рассматриваются следующие репродукцию)
Казачка: Как вы думаете ребята люди, каких ремесел изображены здесь? (показывает следующий слайд)
Дети: Терские казаки владели всеми секретами плетения из тонких нитей. Они запекали, закаливали булатные клинки.
Казачка: Кроме станичного деления внутри каждого хутора, каждой станицы, на каждой улице жили мастера самых разных профессий. А кого было больше всего?
Дети: Больше всего было гончаров и корзинщиков. Гончары делали глиняную посуду, а корзинщики плели корзины, сети для ловли рыбы, плетеную мебель. (На следующем слайде изображены виноделы)
Казачка: Дети, как вы думаете, чем занимаются эти люди?
Дети: - Это виноделы.
Казачка: Правильно. Первое русское шампанское было изготовлено на Дону. Кубанские и терские вина славились со времен хазарии и с той поры винодельческие традиции не прерывались. У нас на Кубани выращивают специальный виноград, целые плантации.
Казачка: Что вы можете сказать, об этом слайде?
Дети: Здесь изображены пасечники, они очень много добывают мёда.
Казачка: Ребята, а кто же молол муку?
Дети: Муку мололи мельники, которые хотели поймать в степи малейший ветер в крылья ветряков, и молотили даже в ураган (рассматривают слайд)
Казачка: А кто из вас знает, как называется ремесло, выращивания фруктов, арбузов?
Дети: Эти ремесла назывались садовники, бахчевники.
Казачка: Знаете ребята есть ещё профессия лозоходец, что же делал лозоходец?
Дети: Это был мастер с ореховой рогулькой в руках, по дрожанию прутика отыскивал воду в степи.
Казачка: Все ремёсла были важны и нужны. Но кто же пользовался особым уважением?
Дети: Это копатели колодцев. Это работа была тяжелая и опасная связана с риском овеянная страхом. Часто колодцы копались по обету молчания людьми замаливающими грех. Во время копания колодца копатель не прикасаться не к деньгам не к еде.
Казачка: Правильно, молодцы. А ещё колодезник требовал, чтобы во время работы читался Псалтырь. Степной колодец был бережно хранимым чудом.
Прежде чем перейти в следующий зал предлагаю вам поиграть в игру
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Мимикой и жестами дети изображают станичные ремесла а водящий угадывает. (копатель, кузнец, мельник, лозоходец, корзинщик).
Далее следует упражнение «Мельница». Затем дети проходят в следующий зал, где расположены предметы быта, домашняя утварь. Казачка обращает внимание детей на колодец, стоящий у входа, загадывает загадку.
В жаркий полдень или в зной
он напоит нас водой (колодец)
(дети угадывают)
Казачка: Это колодец необычный, давайте заглянем в него. Поворачивает ручку достает кувшин (старинный, а в нём задания-загадки на каждый предмет.
1 Всех кормлю, а сама голодная. (Расписная деревянная ложка).
2 Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар).
3 Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)
4 Наточи ее острее, быстро лук она побреет (Коса)
5 В Гости он к дровам явился
Я пришел к вам по делам
Над поленом наклонился
И полено па-па-лам (топор).
6 Стоит за печкой в углу
сама похожа на крюку клюку (кочерга).
7Делаю я нитки тонко и красиво
Чтобы были бы носочки для дочки для сына (прялка)
8Чтоб не уставали руки, повесим ведра мы на дуги (Коромысло)
9Плывет пароход, То назад, то вперед,
а кругом тонкая гладь, ни морщинки не видать
(Чугунный утюг)
После каждой отгадки дети рассматривают тот или иной предмет, (описывают внешний вид, для чего служит)
Далее дети направляется к выходу, обнаруживает плетёную корзину, в которой угощение. Казачка благодарит детей, раздает угощения.