ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с Конвенцией по правам ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД «Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка»
Цель: Развивать у детей основы правового сознания и правовой культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с основным документом по защите прав ребенка - «Конвенцией о правах ребенка».
- Формировать представление о праве ребёнка на отдых, на медицинское обслуживание, семью, жильё, имя, образование.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Знакомство с Конвенцией по правам ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о правах ребёнка.
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Оборудование: «Конвенция о правах ребёнка» (в картинках, цветок - «Цветик-семицветик», колокольчик, презентация, магнитная доска, магниты, геометрические фигуры.
Ход ООД
1. Орг. Момент.
СЛАЙД 1. - Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей» (показываю книги СЛАЙД 2). И сегодня мы поговорим о ваших правах, которые записаны в этой книге.
Эта книга не простая. Развернешь – как хороша
Где написано что можно. Где написано нельзя.
Ребенком считается человек в возрасте до 18 лет (Статья 1). С 18 лет человек считается взрослым. У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности. Ребята, Вы знаете, что такое права? А обязанности? А знаете ли Вы свои права? А обязанности?
Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает их для своих граждан возможность пользоваться различными благами.
Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка, например, это уважать и почитать взрослых.
СЛАЙД 3. Изображение "Цветика - семицветика".
(Воспитатель вносит магнитную доску с цветком, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 7).
- Из какой сказки этот цветок? ("Цветик - семицветик".)
- Давайте вспомним с вами эту сказку. Каким волшебством обладал цветок (Исполнял желания девочки Жени). У нас с вами тоже распустится «Цветик - семицветик», который поможет нам узнать, какими же правами обладают дети. (Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано мама с ребёнком).
СЛАЙД 4. - Что же это за право, которое изображено на этой картинке? Это право на жизнь. Это главное право любого человека. Почему?
- Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Берем второй лепесток.
СЛАЙД 5. Второе основное право дают при рождении малышу его родители. Что это (Имя). - Молодцы! У нас у всех разные имена, давайте послушаем, как они звучат (игра проводится в кругу. Дети, называя ласково имена друг друга, звонят в колокольчик и передают его тому, чье имя произнесли).
- Как красиво звучат ваши имена. И недопустимо давать друг другу клички и прозвища - этим вы нарушаете право на имя! Найдите лепесток соответствующий этому праву. (Дети выполняют).
А давайте с вами вспомним имена сказочных героев. Я буду называть только первую часть имени, а вы будете продолжать его дальше.
Игра: «Назови сказочного героя».
Гуси-… Аленький-… Муха- …
Конек-…. Гадкий-….
Красная-…. Царевна-….
Крошечка-…. Мальчик-….
Цветик-…. Доктор-…
СЛАЙД 6. - Дети, благодаря кому, вы появились на свет (Благодаря нашим родителям). Семья - самое дорогое, что есть у человека. Произнесите слово "семь-я", как вы думаете, что оно значит (Много людей живут вместе, заботятся друг о друге. Они родственники). А зачем люди создают семью? (Помогать друг другу, растить и учить детей). Да, дети, в народе говорится: "Не нужен клад, коли в семье лад". Как вы понимаете эту поговорку (Объяснения детей). Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова:
• Бабушка – (бабуля, бабулечка).
• Дедушка – (дедуля).
• Сын – (сынок, сыночек)
• Мама – (мамочка, мамуля).
• Дочь – (дочка, доченька).
• Брат – (братишка)
• Сестра – (сестренка).
• Папа - (папочка, папулечка).
СЛАЙД 7. - Дети, как вы понимаете следующее право - право на охрану здоровья (Ответы детей). Хорошо ли быть здоровым? Почему? (Ответы детей). Поэтому в народе говорят: «В здоровом теле, здоровый дух".
- А что же помогает людям быть здоровыми? (Зарядка, сон, витамины).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Каждый день у нас ребятки начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз. Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно, чтоб зарядку делал каждый!
СЛАЙД 8. - Какое право обозначает этот символ? (Право на жилище, дом).
СЛАЙД 9. - Посмотрите на картинку, на которой нарисованы 2 дома. Найдите и назовите отличия этих домов друг от друга.
- Кто из вас сможет на магнитной доске составить дом из геометрических фигур? Какой формы будет у дома крыша? Окно? Дверь и т. д.
СЛАЙД 10, 11. Посмотрите на этот лепесток, на котором символ – дети за партами с книгами. - Что же это за право? Право на образование и на получение информации.
- А где человек получает образование? (В детском саду, в школе, в университете).
- Я хочу предложить следующую ситуацию: кто из вас докажет нам, что образование необходимо человеку? (высказывание своей точки зрения).
- Образование необходимо человеку всегда и вы сейчас это доказали. А знаете ли вы пословицы об учении, образовании? (Ученье свет, а не ученье – тьма. Учиться – всегда пригодиться. Человек без знаний, что птица без крыльев).
Упражнения для глаз: «Кискины глазки» и «Ищем уголки в группе».
Цель: снятие зрительного напряжения от просмотра слайдов презентации.
Воспитатель предлагает взять следующий лепесток и объяснить, какое право спрятано за ним.
СЛАЙД 12. - Каждый человек имеет право на отдых и развлечения и я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Угадай сказки, в которых нарушались права» (Проводится игра по иллюстрациям на слайдах).
- Какие литературные герои мог ли бы пожаловаться, что нарушены их права на дом, на неприкосновенность жилища? (Слайд 13 с иллюстрациями к сказкам“Заюшкина избушка”, «Три поросенка», «Кошкин дом», «Теремок»).
- В какой сказке даже животные имели право на бесплатную медицинскую помощь, где бы они не находились? (Слайд 14 с иллюстрацией из произведения К. И. Чуковского “Айболит”).
- Какое право было нарушено в сказках «Колобок», «Красная шапочка», «Муха Цокотуха», «Волк и семеро козлят»? (Право на жизнь. Слайд 15 с иллюстрациями к сказкам).
- В какой сказке главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был, и каким правом он не воспользовался? (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Слайд 16 с изображением Буратино, продающего азбуку). Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование.
- Верно ли утверждение, что в сказках «Золушка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка» было нарушено право на имя и проживание в семье? Почему? (Слайд 17 с иллюстрациями к сказкам).
СЛАЙД 18, 19. В Конвенции о правах ребенка есть статьи, предусматривающие их защиту от жестокого обращения. Как вы понимаете, что это значит?
Иногда дети могут так набезобразничать, что их необходимо наказать. Какое же наказание могут использовать взрослые? (Высказывания детей).
Воспитатель обращает внимание на то, что листочки на Цветике-семицветике закончились, а это означает то, что основные права мы с вами знаем очень хорошо, но на самом деле в книге Конвенция о правах ребенка статей значительно больше: их 54, с некоторыми из них вы познакомитесь на других занятиях и в школе.
- Сегодня с помощью Цветика-семицветика мы закрепили с вами права ребёнка. Если их нарушают, то дети растут несчастными. СЛАЙД 20. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга, ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы. Закончить наше занятие мне хочется такими словами:
Как хорошо, что есть права, закон нас строго охраняет
И в нем важны нам все права. Они великой силой обладают!
СЛАЙД 21. Благодарим за внимание!