Елена Несмеянова
Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Символика России»
Цели:
закрепить и расширить знание детей о государственной и народной символике;
развивать способность выражать сочувствие и желание проявлять эмоциональную поддержку и помощь людям;
воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Символика России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Материал и оборудование: плакат с государственной символикой; скипетр, держава; географическая карта; карта древней Руси; картины «Святой Георгий Победоносец», «Иван III»; фото с предметами изготовленные из березы: веник, мыло, лучина, чага, береста, березовая роща, матрешки; элементы узоров, для украшения матрешек, гуашь.
Предварительная работа:
работа по географической карте,
заучивание стихотворений гербе, гимне, флаге, о березке.
рассматривание альбома “Символика стран”
Ход занятия
- Дети, мы сегодня с вами отправляемся еще в одно путешествие. Посмотрите на карту и скажите, где же мы будем путешествовать? (по России)
- Как называют людей живущих в России? (россияне)
- Покажите границы нашего государства, нашей страны.
(во время показа ребенком границ России, воспитатель как бы фоном читает стих)
- Как велика моя земля! Как широки просторы:
Озера, реки и поля, леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна – в другом снега и вьюга.
- Да, Россия величественная и прекрасная страна! И этим нужно гордиться!
Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и малых. Всего их больше двухсот.
- Назовите, какие страны вы знаете? (ответы детей)
- И у каждого из этих независимых государств есть свои государственные символы. Назовите их. (гимн, герб, флаг)
- Для чего каждой стране нужны государственные символы? (по этим специальным знакам мы можем узнать любую страну; объединяют людей, живущих в этой стране)
- Сегодня мы будем говорить о государственных символах нашей Родины. И первый символ – гимн России.
- А что такое гимн? (торжественное музыкальное произведение)
- Что в переводе с греческого означает слово «гимн»? (торжественная песня)
- Кто же создатели Государственного гимна России? (поэт Сергей Михалков, композитор Александр Александров)
- А вы, дети, слышали когда-нибудь Государственный гимн? А где? (при поднятии российского флага, во время парада на Красной площади в День Победы – 9 мая, во время международных соревнованиях, при награждении медалями российских спортсменов, под Новый год после боя курантов)
- Какие чувства вызывает вас гимн? (гордость, радость)
- Второй государственный символ России – флаг. Давайте посмотрим в энциклопедии флаги народов мира. У каждой страны свой собственный флаг.
- Найдите флаг России.
- Сравните флаг России с флагами других государств, есть ли одинаковые? (нет)
- Некоторые из них похожи, но совершенно одинаковых мы не найдем. Каждый флаг особенный, со своей историей. У российского флага очень интересная история.
В старину флаг не был похож на современный и носил другое название – стяг, что означает «стягивать к себе». (выставляются картинки) Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Под одним стягом объединялось определенное количество воинов, и по количеству стягов можно было судить о величине войска.
- Рассмотрите стяги и скажите, что изображено на них? (солнце, звезды, лики святых)
- А как выглядит современный российский флаг? ( три полосы: белая, синяя, красная)
- Как называется деревянная часть флага? (древко)
- Как называется часть флага, сделанная из ткани? (полотнище)
- Что обозначают цвета российского флага (белая полоса – чистота, мир, справедливость, напоминает белые стволы берез; синяя полоса обозначает верность и правду, цвет воды: рек, озер, морей; красная полоса обозначает отвагу, красоту, смелость, мужество, любовь).
- Где можно увидеть российский флаг? (в Кремле; на границе; в праздничные дни на улицах, стадионах; на самолетах и поездах – флаги показывают какой стране они принадлежат)
- Третий государственный символ – герб. Герб – эмблема государства, глядя на которую мы тоже узнаем о истории России что – то интересное. Больше 500 лет назад страной правил князь Иван Васильевич III. Князья в его государстве часто ссорились, воевали. Чтобы объединить маленькие княжества в одно могучее государство, он приказал величать себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. А каждое государство должно иметь свой символ - герб. Прошло более 500 лет, а изображение герба не изменилось.
- Почему Иван III выбрал в качестве символа орла? (орел – могучая птица, обозначает, что наше государство сильное, непобедимое; в представлении древних славян он связан с солнцем)
- Опишите орла на гербе России (На красном щите расположен двуглавый золотой орел. Одна голова орла обращена на Восток, другая на Запад. Над головами орла – три короны. Правой лапой орел сжимает жезл, украшенный резьбой золотом и драгоценными камнями. Это скипетр. В левой лапе – держава, золотой шар с крестом наверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.)
- Что такое скипетр? (скипетр – символ власти, знак государственности)
- Что такое держава? (держава – знак законности и права)
- Что мы видим на груди орла? (на груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона)
- Давайте, дети, рассмотрим всадника и расскажем, что нам с вами о нем известно. (Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развивается плащ. В правой руке серебряное копье, которое помогло победить дракона. Конь воина топчет дракона копытами.)
- В этом гербе отразилась борьба добра и зла. Послушайте стихотворение “Чудо Георгия о змие”.
Прожорливый и злой Дракон когда-то жил на свете.
Дрожали в страхе перед ним и взрослые и дети.
Он в жертву требовал детей невинных каждодневно,
И на съеденье отдана была ему Царевна.
Стоит Царевна вся в слезах и ужасом объята,
А к ней на встречу, словно вихрь, летит Дракон крылатый.
Она в отчаянье, и вдруг к ней с неба всадник мчится,
И озарилось все вокруг. Иль это только снится?
Прекрасный всадник неземной спешит на помощь смело.
Плащ синий вьется за спиной, а конь, как пена, белый.
Дракона жадного пронзил копьем Святой Георгий,
Царевну спас, и наступил конец кровавых оргий.
Веков немало пронеслось, но не забудут люди
О происшедшем в той стране невероятном чуде.
Святой Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества, поэтому его увековечили на гербе России.
- В каких случаях используется герб России? (на государственных печатях, официальных документах; на границе, при въезде на территорию нашей страны; на паспорте гражданина России; на российских монетах)
- Кроме государственной символики есть еще и народная символика. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы – красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Ангелина почтет сейчас стих о березе.
Березка моя зелененькая, кудрявая, веселенькая,
Близ тебя, березонька, трава шелковая,
Близ тебя, березонька, вода ключевая,
На тебе, березонька, соловьи поют,
Под тобой, березонька, красны девушки хоровод ведут.
- Под русской березкой часто проводили хороводные песни и игры.
- Ребята, какую пользу люди получали от березки? (полено березовое)
- Верно, люди топят печки и получают много тепла, самое жаркое тепло от березовых дров. А еще давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали березовую лучину, она меньше всех коптила. Из бересты плели лапти, туески, лукошки, игрушки. (показ предметов)
- Это березовый веник, он нужен в бане чтобы париться, а в избе – пол подметать.
- Это береста, на ней можно писать, раньше не было бумаги и люди писали на бересте, а потом научились из нее делать бумагу.
- Береза – лечебное дерево. Это почки из них делают настойку и натирают больные места.
- Это гриб – чага, можно заваривать, как чай и пить, очень полезно!
- А это березовое мыло – очень помогает от кожных заболеваний. Еще березу используют при изготовлении целебных мазей.
Вот сколько пользы от нашей березки! Живет березка около 150 лет.
- Еще один символ – русская матрешка. Когда приезжают иностранные гости, то обязательно покупают матрешку. Всем она нравится. Нигде в мире нет такой игрушки.
- Из чего делают матрешки? (Делают матрешек из липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала вытачивают самую маленькую матрешку, затем больше и больше.)
- Посмотрите, сколько у нас матрешек. Расписаны они по-своему, розами да узорами, одна краше другой.
- Вот какое путешествие интересное мы с вами совершили. И теперь нам с вами надо вспомнить все то, о чем сегодня шла речь. А помогут нам в этом Костя, Даша и Никита.
- Когда я слышу гимн России,
То сердце начинает биться
И рвется из груди как птица,
В простор небес высокий, синий.
- Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!
- Золотой орел двуглавый –
Символ силы, символ славы
И могущества державы.
- Итак, дети, мы с вами сегодня говорили о….(символах России) Назовите государственную символику (герб, гимн, флаг)
- Зачем нужны государственные символы? (служат опознавательными знаками каждой страны, объединяют людей, живущих в этой стране; обозначают единство и независимость страны)
- А что относится к народной символике России? (русская береза и матрешка)
-Ребята, посмотрите, у меня на столе матрешки бесцветные, помогите им стать нарядными, красивыми, а потом наши матрешки смогут завести хоровод вокруг вот этих замечательных березок.