Лопарева Зинаида
План-конспект НОД «Почему осенью листья опадают»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширение знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «План-конспект НОД „Почему осенью листья опадают“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
1. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
2. Развивать внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
3. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации, практические
Приё мы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Оборудование и материал: Мультимедийная техника: ноутбук, телевизор. Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? Тогда надо передать его всем гостям, чтобы у всех было доброе утро и хороший день.
- Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень:
«Всем привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся
- ДОБРОЕ УТРО!
Видео Послание.
Здравствуйте, мои маленькие друзья, в моей лаборатории произошел взрыв, и я прошу у вас о помощи, вдруг все листья поменяли свой цвет и опали, кажется произошла катастрофа на планете Земля, я прошу вас выяснить причины и рассказать их всему миру.
Ребята что же мы будем делать? (Ответы детей)
Уважаемый профессор оставайтесь на связи, а мы с ребятами постараемся ответить на все ваши вопросы!
Что нам необходимо сделать? Как мы ответим на все вопросы нашего профессора?
Правильно говорите, необходимо отправится в лабораторию, прежде чем приступим к работе, повторим меры безопасности в лаборатории.
• ничего нельзя нюхать, и пробовать на вкус
• нельзя шуметь, необходимо слушать друг друга и не перебивать
• быть наблюдательным
• работать только на своем месте
Сейчас мы проходим к своим местам и приступим к работе.
" Мы проведем опыты, чтобы получить ответы на вопросы профессора. И ваше первое задание: Рассмотрим, как устроен лист.
А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся умным увеличительным прибором — лупой. Исследование строения листа с помощью лупы.
Сначала исследуем черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Найдите на своих листочках черешок?
Теперь переходим к верхней поверхности листа. Видите, жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Найдите жилки на своих листочках?
Верхняя поверхность листа вбирают в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя поверхность листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
У листа есть край и он называется «кромка». Найдите кромку листа на своих листочках? Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Опрос детей.
Какие выводы можно сделать из этого опыта? Какие части листа мы рассмотрели? (Черешок, жилки, верхняя и нижняя поверхность листа, кромка)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Рук коленями коснитесь.
Вправо, влево повернитесь,
А теперь друзья садитесь.
Переходим к следующему опыту: «Почему лист зеленый?»
Возьмите маленький зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Ребята вы видите на своих белых кусочках ткани зеленые пятнышки? Это и есть вещество которое называется «ХЛОРОФИЛ»
Но наступает такое время года как осень, и листья начинаю желтеть, и сейчас мы с вами посмотрим, почему это происходит?
Опыт «Почему листья желтеют»
и для этого мы будем с вами использовать МИКРОСКОП
посмотрите, что вы видите? (точечки зеленого, желтого и красного цвета)
Осенью дни становятся короче, листьям не хватает света для того чтобы вырабатывать хлорофилл, и тогда его становиться меньше, проявляются другие вещества и лист меняет свой цвет.
Да дети, это вещества, которые находятся в листе
Зеленый – хлорофилл
Желтый – кератин
Красный – актоциан
И в это же время года листья становятся хрупкие. и в этом можно убедится как?
Опыт «Листья хрупкие»
Возьмите листок бумаги и сомните его, а теперь распрямите, лист бумаги, он остался мятый, ну с ним ничего больше не случилось.
А если взять сухой осенний листочек, и его смять, что с ним произойдет?
Какие выводы можно сделать? Осенние листья очень хрупкие, потому деревья готовятся к зимнему сну и забирают всю влагу в себя, а листву сбрасывают. Поэтому с осенним листиком нужно очень аккуратно обращаться.
Я выхожу с разносом и предлагаю детям подойти ко мне.
возьмите по одному листочку.
Эксперимент «Как листья опадают»
Кладем листочек на ладошку, и подуем тоненькой струйкой воздуха, не надувая щеки.
Листик осенью ослабевает ветер, его легко переносит по воздуху.
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Предлагаю вам разбиться по парам с тем листиком, который похож на ваш.
Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Подводим итог: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите ваш листочек, и определите с какого он дерева и подберите картинку. Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Листья когда опадаю, где они находятся? А что же делают листочки на земле? (Ответы детей) Как вы думаете? как вы считаете я правильно думаю: Листочки помогают деревьям и траве укутаться от зимних морозов, застилая золотистым осенним ковром.
Ребята, я предлагаю вам взяться всем за руки,
• Скажите мы нашли все ответы на вопросы профессора?
• Ребята разве на нашей планете произошла катастрофа?
• Почему же листочки меняют цвет и опадают?
• В связи с чем это происходит?
я предлагаю вам выбрать тот листочек, который вам больше всего понравилось, и рассказать своим близким и друзьям про это волшебное время года Осень.