Галина Быкова
Занятие по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с социальным миром в средней группе
Тема: «То, что называют одним широким словом – Русь»
Цели: познакомить детей с историей нашего государства, сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказкам и с изображением древних поселений, игрушка медведь, записи русских народных песен.
Публикация «Занятие по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия
Звучат русские народные песни «Ходила младшенькая по борочку» (в обработке Н. Римского – Корсакова, «Я по лугу» (в обработке Н. Метлова). В руках у воспитателя игрушка медведь.
Воспитатель. Ребята, кто знает, в какой стране мы живем? (В России).
Выслушав ответы, медведь говорит:
- Я расскажу вам, как появилась Россия, или, как раньше ее называли Рось.
Давным – давно, когда еще не было городов, жили люди небольшими селениями, обрабатывали землю, жали с помощью серпов рожь, пшеницу, собирали в лесу вместе с детьми ягоды и грибы. Мужчины с помощью лука и стрел охотились на мелкого зверя: белку, куницу, соболя, бобра. Медведь тогда считался священным животным и назывался россом. Нельзя было даже произносить вслух это имя, чтобы не навлечь беду, так считали наши древние предки. Поэтому и называли его не россом, а медведем – «мед ведающим».
Со временем название росс забылось и осталось лишь почтительное прозвище медведь. Место, где жили россы – медведи, стали называть Рось, потом – Русь, Россия. Наши предки думали, что они от медведей произошли. Правда, потом поняли, что это не так, и перестали бояться косолапых. Это нашло отражение и в сказках. Сначала медведя изображали этаким особенным животным, которое наказывает людей за непочтительное отношение к себе.
- Вспомните сказку «Медведь – Липовая нога». Что произошло с героями сказки? Почему? (ответы детей.)
Но потом медведь превратился в сказках в глупого, смешного простофилю. Его стали высмеивать, как бы говоря: «Чего такого бояться, смех один!»
- В каких сказках мы видим медведя, которого легко обманывает человек?
(Ответы детей)
Это одна версия, почему наша страна называется Россией. Вторая версия – что название пошло от маленькой реки Россы, около нее жили наши предки. Росса впадает в большую реку Днепр, которая протекает через всю нашу страну. Вот что рассказал вам об истории Родины медведь.
-Какие вы знаете сказки с участием медведя? («Три медведя», «Колобок», «Теремок».)
- Как ласково можно назвать медведя? (Мишенька, мишутка, медведюшко.)
- А как называют большого и грозного медведя? (Медведище).
- Как назвать его уважительно? (Медведюшко – батюшка, Топтыгин, Михайло Иванович, Михайло Потапович).
- А если в сказке медведь глуповатый, смешной как его можно назвать? (Косолапый, медведь – простофиля).
- А как называют детеныша медведя? (Медвежонок, мишутка.)
- В названии каких животных есть звук «ш»? (Мышка, лягушка, шмель, петушок.)
Воспитатель произносит скороговорку «Пыхтит, как пышка, пухлый мишка» и предлагает прочитать ее детям в разных вариантах. (Тихо, чтобы мишка не услышал; громко; спокойно и важно, как переваливается мишка; смешно ковыляет мишка – со смехом.) Дети произносят скороговорку в разных темпах и прощаются с мишкой.