Губкина Марина
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Моя семья»
I. Программное содержание:
• формировать нравственно-патриотические качества ребёнка, путем приобщения к традициям и обычаям русского народа;
• познакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о семье;
• вызывать интерес и уважение к семейным традициям;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление;
• обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких, внимание к ним, любовь и уважение к старшим;
• учить сервировать стол.
II. Методические приё мы:
• рассматривание фотографий (семьи);
• беседа о семье;
• пословицы;
• рассматривание фотографий семьи;
• рассказы детей о своей семье;
• д/и «Семья»;
• чтение х/л Я. Аким «Родня»;
• подвижная игра «Подарки»
• сюрпризный момент;
• украшение мешочков природным материалом (самостоятельная работа);
• итог занятия.
III. Предварительная работа:
• беседы о семье;
• рассматривание семейных фотогрфий;
• заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о семье;
• сюжетно-ролевая игра «Семья»
IV. Словарная работа: подбор однокоренных слов (род – родные, родственники, родня); повторение ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка); обереги.
V. Материал: репродукции картин с изображением семьи, силуэт дерева из плотной бумаги, семейные фотографии, д/и «Семья», атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», кукла-оберег домовой, мультимедийное оборудование, аудио аппаратура.
Ход занятия.
I. Рассматривание репродукций картин.
(Дети заходят в комнату детского творчества под песню «Моя семья», садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами посмотрим необычную выставку картин. Посмотрите на них. Как вы думаете, что объединяет эти картины? Кто изображён на них? (На этих картинах изображены семьи). Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные! ( На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети).
А вы помните как ласково и уважительно обращались к родным в старину? Ребята, а что это за картина? (Ребус). Какое слово спрятано в ребусе? (7 Я).
II. Беседа о семье.
Догадались ли вы, о чём сегодня пойдёт разговор? (О семье). Правильно, на случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7 Я. Раньше на Руси говорили – семья это 7 Я, т. е. в семье 7 человек, живущих в одном доме. Каждый из вас живёт в семье. Семья – это самое главное, самое доброе, что есть у человека, поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
III. Пословицы и поговорки о семье.
«Когда семья вместе, так и душа на месте», «Кто родителей почитает, тот горя не знает», «Семья крепка ладом», «Русский человек без родни не живёт», «Где кто родился, там и пригодился». Ребята, а вы слышали выражение «Я счастливый человек»? Что оно означает? Кто из вас может сказать, что он счастливый человек? Почему? (ответы детей).
Как вы понимаете слово семья?
Семья – это там, где есть родные люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. Эти люди любят вас, заботятся о вас: покупают вкусную еду, красивую одежду, лечат вас, когда вы больны; играют с вами. У каждого из вас есть тёплый уютный дом (квартира). А вы задумывались, что всего этого может не быть. Ведь есть на свете дети, у которых нет семьи, нет родного дома. Таким детям требуется особая забота и внимание не только со стороны взрослых, но и со стороны таких детей, как вы, счастливых и любимых.
IV. Рассматривание семейных фотографий.
Сегодня вы принесли фотографии своей семьи, своих близких. Покажите нам эти фотографии и расскажите о своих семьях.
V. Рассказы детей о своей семье.
Заслушивается 2-3 рассказа по плану: члены семьи, их ФИО, род занятий, чувства, которые испытывает ребёнок по отношению к ним.
Д/и «Семья».
Вы рассказали замечательные рассказы о семье. Давайте поиграем в игру и соберём семью. Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Какими однокоренными словами можно назвать семью (родные, родственники, родня).
VI. Чтение стихотворения.
Я. Аким «Родня»
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
VII. Рассказ воспитателя о домовом
(За стеной раздаётся стук).
Воспитатель: Кто же это стучит? Кто же это подслушивает нас? Видеть его никто не видит, а вот слышать – слышали. Кто же это? (Домовой). Да, дети, это домовой. А какой он, как вы думаете? (Волосатый, маленький, весёлый, любит порядок и т. д.).
(За стеной снова раздаётся стук).
Воспитатель: Дети, стуком он говорит, что слышит нас. С давних времён люди считали, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Он оберегает дом, следит за порядком. Если дети капризничают или вещи свои разбрасывают, он прячет их. Дети их ищут, а найти не могут. Так он приучает детей к порядку.
(За стеной снова раздаётся стук).
А вот и домовой – это игрушка, которую создал человек. Настоящего домового мы не видим, а только слышим стук за стеной. А на игрушку мы посмотреть можем.
А кто же он всё таки такой, домовой! Домовые защищают дом от всего плохого, защищают людей и животных, которые живут в доме. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой, не любит ленивых, шутит над нерадивыми.
VIII. Сюрпризный момент.
(Слышится звон колокольчика, топот и стук).
Воспитатель: Дети, а кто же это к нам пришёл в гости?
Кузя:
- Здравствуйте! Я Кузя.
(Воспитатель и дети здороваются с гостем).
Воспитатель: Проходи, а с чем ты к нам пришёл?
Кузя: Я пришел, узнать всё ли у вас в порядке, и поиграть с вами в мою любимую игру.
IX. Подвижная игра «Подарки»(физминутка)
К Кузе в гости мы пришли
И подарки принесли:
Лапти, ложку, кожушок
И красивый поясок.
Кузя, Кузя выходи
И подарочки найди!
Воспитатель: - Смотрите, а ведь Кузя не с пустыми руками к нам пришёл. Что в твоей котомочке, Кузя? Давайте посмотрим…
-Да здесь разные обереги. Наш Кузя решил наш дом от всех напастей защитить.
- Давайте вспомним, чем защищали в старину свой дом люди?
(Во дворе дома садили берёзу – берегиню, на крыше дома приделывали оберег – конёк, защищали окна и двери деревянными наличниками с узорами).
Кузя: - А ещё шили мешочки, которые заполняли разными продуктами и расставляли по всему дому. Считали, что кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отпугивают нечистую силу; горох, бобы – чтобы в доме всегда достаток был.
- Мешочки я вам принёс, а вот заполнить мне их нечем.
Воспитатель: Спасибо, Кузя, за мешочки! Мы с ребятами поможем тебе их наполнить и украсим.
X. Самостоятельная работа детей.
Наполнение мешочков кукурузой, перцем, горохом и их украшение.
XI. Итог.
Воспитатель:
- О чём мы беседовали на занятии?
- Что обозначает слово семья?
- Кто нам помогал?
- Как называют предметы, которые оберегают семью и дом?
Мы сегодня беседовали о семье, узнали, что обозначает слово семья, как оберегали свою семью и дом в старину, и помогли Кузе наполнить и украсить мешочки-обереги, которые вы заберёте в свой дом, чтоб они оберегали вашу семью и дом.