Екатерина Олеговна Нацик
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Клуб любителей диких животных» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: средний возраст (5-6 лет)
Содержательный компонент образовательной области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие.
Форма организации: подгрупповая.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Учебно-методический комплект:
- основная образовательная программа дошкольного образования;
- О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Клуб любителей диких животных“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (5-6 л.) Конспекты занятий.
Программное содержание:
-Учить обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающих их от домашних.
-Расширять представления детей о среде обитания, о питании, о повадках животных.
- Устанавливать причинно – следственные связи в подразделении животных на хищных, травоядных, всеядных.
- Развивать внимание, плавную речь познавательный интерес, любознательность, слуховое восприятие.
- Воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: дети различают животных между собой, знают особенности их внешнего вида, питания, среды обитания, повадок, бережно относятся к диким животным.
Словарная работа: клуб, потомство, пропитание, приручить, неволя, всеядные животные, хищники, обоняние.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями диких лесных животных, картинка с изображением зимнего леса, мяч.
Предшествующая работа педагога по подготовке к занятию: разработка конспекта НОД, подборка картинок, изготовления пособия для игры «Поле зверей».
Предшествующая работа педагога с детьми: беседа о животных наших лесов, рассматривание картинок по теме.
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности:
-продумать посадку детей (с учетом характеристик физического развития и поведения);
-если ребенок не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект и попросить другого ребёнка выполнить поручение;
-если ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопрос, следует его повторить медленнее или перефразировать;
-при выборе ребёнком неправильных действий следует его исправить;
- физминутку следует проводить в таком темпе, чтобы все дети успевали повторить слова и движения;
- привлекать активных детей к исправлению и уточнению ответов других детей;
- с детьми, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, следует дополнительно провести эти же или подобные упражнения во время индивидуальных занятий;
Структура занятия:
I часть. Вводная -3 минуты
Организационный момент
II часть. Основная- 15 минут
III часть. Заключительная- 2 минуты
Организация детей на занятии :
1. Организационный момент: дети стоят на коврике.
2. Основная часть: дети сидят на ковре; стоят на ковре, передвигаются по группе, сидят на стульях вокруг стола.
3. Заключительная часть: дети стоят или сидят на ковре.
I часть. Вводная
Воспитатель: Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
Ребята, а вы любите животных?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю организовать клуб любителей животных. Клуб – это объединение людей по общим интересам. Как вы думаете, какой интерес будет нас объединять?
Дети: Любовь к животным.
II часть. Основная
Воспитатель: Да, животные нуждаются в нашей любви, заботе, защите. А почему этих животных называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пропитание, сами строят себе жилище, сами заботятся о потомстве.
Воспитатель: Правильно, а кто заботится о домашних животных?
Дети: Никто. Лесник. Случайные люди.
Воспитатель: А вы знаете, что когда-то очень давно, когда люди жили в пещерах, у них не было домашних животных. Но с течением времени люди приручили диких животных : собак для охраны жилища и охоты, лошадей для перевозки грузов и поездок на дальние расстояния, коров для молока, овец и коз для получения тёплой шерсти. Взамен человек обеспечивал животным тёплое жильё и корм.
Воспитатель (обращает внимание детей на картинку с изображением зимнего леса) : Но зима- тяжёлое время для диких животных. Почему?
Дети: Холодно, нет корма.
Воспитатель: Верно, всё покрыто снегом, холодно, добывать пищу животным тяжело. Как вы думаете, животным нравиться жить в лесу?
Дети: Это их дом.
Воспитатель: Правильно, это их дом, они здесь родились, выросли, здесь их жилища, их семьи, здесь они добывают пищу, животные приспособлены к такой жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя забирать животных из леса домой, они могут погибнуть в неволе. Давайте посмотрим на картинки и подумаем, чем же питаются лесные животные. Есть животные всеядные, которые питаются и растительной пищей, и другими животными. Есть хищники, они охотятся на животных. А травоядные животные питаются только растительной пищей. Когда я буду называть травоядное животное, то вы показывайте раскрытые ладошки. Когда назову хищное- кулачок. А когда всеядное- хлопайте в ладоши.
Игра «Отгадай, какое животное»
Медведь – мёд, ягоды, орехи, грибы, муравьи, рыба, другие животные. Медведь – всеядный.
Лиса- мыши, птицы, зайцы, белки. Лиса – хищник.
Волк –зайцы, олени. Волк- хищник.
Белка – орехи, ягоды, грибы, жёлуди. Белка- травоядная.
Ёж- грибы, улитки, слизни, насекомые, мыши, ягоды. Ёж –всеядный.
Барсук – семена, коренья, желуди. Барсук травоядный.
Бобры – молодыми ветками, корешками, корой. Бобёр травоядный.
Олени, лоси –трава, листья, молодые побеги деревьев, мох. Эти животные травоядные.
Воспитатель: А вы знаете, что все животные отличаются своими характерными особенностями? Давайте попробуем описать их повадки. Я буду бросать вам мячик и называть животное, а вы будете называть его отличительные особенности.
Игра «Расскажи и опиши»
Например, серый, злой, голодный (волк).
Трусливый, длинноухий, серый, белый (заяц).
Хитрая, быстрая, рыжая, серая (белка).
Большой, бурый, неуклюжий, лохматый (медведь).
Трудолюбивый, заботливый, чистоплотный (бобр).
Воспитатель: Сейчас я задам вам задание, вы внимательно слушайте, и скажите мне, что не так.
Игра «Путаница»
У волка – лисята, они живут в логове. (Ответы детей). А где живут лисята?
У медведя – зайчата, они живут в берлоге. (Ответы детей). А где живут зайчата?
У ежа – бельчата, они живут под кустом. (Ответы детей). А где живут бельчата?
У белки – волчата, они живут в дупле. (Ответы детей). А где живут волчата?
Воспитатель: А помните сказку «Теремок», в которой речь шла тоже о лесных животных? Давайте немного отдохнем, и поиграем в «теремок».
Физминутка
Стоит в поле теремок, теремок, (Поднимают руки над головой)
Он не низок не высок. (Приседают и подымаются, на носочки)
На двери висит замок. (Пальцы рук складывают в замок)
Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперёд – назад)
Слева – зайка, справа – мишка, (Поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)
Слева – ёжик, справа – волк, (Делают повороты головой)
Нажимайте на замок! (Сжимают, разжимают запястья)
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Воспитатель: Как много вы знаете о лесных животных! Тогда попробуйте отгадать мои загадки.
Загадки
Хвост пушистою дугой, вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка,
рыжая головка.
Хвост пушистый – краса,
кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной,
просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха,
длинное ухо,
прыгает ловко,
любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной
в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Поле зверей». Смотрите, на столе, по кругу, иллюстрации диких зверей, надо вращать волчок со стрелкой, на какой картинке останавливается волчок, про того зверя вы должны составить рассказ по плану:
- Как его зовут?
- Где этот зверь живёт?
- Чем питается?
- Как защищается от врагов?
- Нравится ли он вам?
А я буду дополнять ваши рассказы интересными фактами из жизни животного или особенностями его повадок.
Интересные факты про лесных животных.
Медведь. При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы, либо на левые, поэтому со стороны кажется, что он переваливается из стороны в сторону. Но эта неуклюжесть обманчива, при возникновении опасности очень легко пускается в галоп и с легкостью может догнать человека. Так как у медведя задние лапы длинней передних, в гору поднимается намного быстрей, чем спускается с нее. У медведей слабое зрение, но отличное обоняние, при помощи которого медведь улавливает запахи за 3 км.
Заяц. Зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают. В летнюю жару уши помогают зайцам спастись от перегрева, так как активно выводят тепло из организма. Зайцы обладают способностью спать с открытыми глазами.
Лиса. У лисиц есть «выдвижные» когти, которые помогают им лазать по деревьям и даже забираться на крыши домов. Некоторые лисицы даже спят на деревьях также, как и кошки. Хвост для лисы очень важный орган. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.
Волк. При хороших погодных условиях волки могут слышать звуки в лесу на расстоянии 9 километров, а на открытой местности – 16 километров. Волки способны учуять запах на расстоянии полтора километра. Кстати, у этих зверей есть способность различать 200 миллионов запахов, у человека – всего 5 миллионов. Поэтому волки – отличные охотники. Все щенята волков при рождении имеют голубой оттенок глаз. Лишь к 8 месяцу он становится желтым. Волки могут плавать. В этом им помогают небольшие перепонки между пальцами.
Белка. Белки очень часто забывают, где спрятали клад. Белка не разобьется, даже если упадет с 50-ого этажа. Хвост белки служит и парашютом, и рулем. Белки отлично плавают. Их главная задача не намочить хвост (они его держат над водой). Если же из-за какой-нибудь волны хвост намокнет, то белка сразу же утонет, т. к. он выполнит роль якоря.
Бобёр. Закрывая ушные и ноздревые клапаны, а также рот, бобер может находиться под водой от 10 до 15 минут, при этом преодолевая расстояние до 700 метров. Вопреки ожидаемому рациону бобров, они не питаются рыбой. Веки у бобров прозрачные, что позволяет им без проблем видеть под водой и защищать глаза. Хвост бобра покрыт чешуйками и жесткими волосками. Он выполняет функцию киля и регулирует глубину погружения. Жилище бобров (нора или хатка) всегда находится выше уровня воды, а вот вход всегда под водой.
Ёж. У ежей иммунитет к яду гадюк, хотя они не охотятся на этих змей специально. Однако, если подвернется возможность, еж слопает гадюку с большим аппетитом. У большинства видов ежей есть хвост. Правда, он очень короткий – всего 3 см, поэтому его не видно из-под иголок. В детских книжках часто можно увидеть ежика, несущего на спине яблоко. На самом деле ежи не накалывают на спинные иглы ни яблоки, ни грибы, ни прочие крупные предметы – они физически не способны свернуться так, чтобы это сделать.
Енот. Отпечаток лапы енота очень похож на отпечаток человеческой руки. Пушистые создания достаточно ленивы. Они не роют себе норки, а предпочитают пользоваться чужим «жильем». Отличным домом для них может послужить брошенная нора барсука, древесное дупло или расщелина в скале. Енот-полоскун единственный представитель енотовых, который зимой впадает в спячку. «Полоскунами» зверьков прозвали из-за их странной привычки все мыть. Это занятие они просто обожают! Особенно тщательно еноты полощут свой корм. Даже если обед был выловлен в луже или водоеме, перед едой полоскун еще раз поболтает им в воде.
Олень. Носят рога только самцы оленей, за исключением северных оленей, у которых рогаты оба пола. Для многих оленей характерно так называемое «зеркало» - пятно белого меха на крупе животного. Оно выполняет сигнальную функцию – так детёныш не теряет из виду мать во время бега.
III часть. Заключительная
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я знаю, что вы хорошо знакомы с лесными обитателями. Надеюсь, что вам было интересно узнать о жизни лесных животных. Теперь вас можно назвать полноценными членами клуба любителей лесных животных. Молодцы, ребята!