Людмила Тормышова
Конспект ОД по ознакомлению с филимоновской росписью «Филимоновское чудо — дерево» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с филимоновской росписью в старшей группе «Филимоновское чудо - дерево».
Воспитатель ДОУ№10 г. Липецка
Тормышова Л. В.
Цель: Расширить знания детей о филимоновской игрушке; познакомить с новыми элементами росписи.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей;
Темочки:
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Развивать творчество, воображение, мелкую моторику;
Расширять представление детей о филимоновских игрушках;
Познакомить детей с новыми элемантами росписи;
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров.
Материалы: картинки с изображением филимоновских игрушек, элементов росписи; альбомные листы, гуашевые краски, ватные палочки, стаканчики с водой.
Ход ОД.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Вам хотелось бы оказаться в зимнем лесу? Закройте глаза и представьте себя в волшебном царстве зимнего леса.
Зима шалит, тешит, балуется. Плетет из пестрых огней. Бросает искры на снегу. Матушка-зима пришла. Алмазный кокошник надела, то лешим аукнется, то молчит, то сверкает и переливается, то еще какое чудо выкинет. Вот по санному следу шагают Филимоновские игрушки. Как они горды и красивы. Вот шагает козел, он весь белый как снег, а по белому роспись : то линии стройные, то елочки зеленые, то солнышко желтое. А за ним шагает барышня, наверное, ведет домой. У нее кокошник красивый, а на юбочке цветочки, солнышки, елочки. До чего высока, горда, красива. А вот за хозяйкой идут курочка и петушок, они тоже расписные.
- Как они украшены? Назовите элементы украшения. Назовите цвет.
- Какое настроение создают эти игрушки?
А детали росписи можно расшифровать :
Круг- это солнце.
Треугольник - это земля.
Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.
Обратить внимание детей, что игрушки глиняные.
Послушайте сказку о том, как появились филимоновские игрушки.
Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали яркими красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки и веселили детей и взрослых. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
- А мы с вами сейчас представим, что в руках у каждого из нас тоже есть свистулька.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Сложите руки дудочкой, а губы вытяните в трубочку и попробуйте посвистеть, словно вы на свистульке играете. (дети выполняют упражнение).
- Пока вы играли на дудочках, в нашем лесу начало расти филимоновское чудо – дерево. Давайте поможем ему подрасти, украсим его филимоновскими цветами. Проходите в нашу творческую мастерскую, рассаживайтесь поудобнее. Посмотрите, какие солнышки и цветы создают филимоновские мастера.
- Какими элементами узора они расписаны? (колечки, прямые линии, точки, елочки, лепестки).
- Давайте почувствуем себя мастерами. Руки у них умелые, пальцы выполняют точные движения. Давайте и мы подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
(Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
- Перед вами кисти, держать их надо вертикально над бумагой, чтобы получались ровные линии, лепестки выполняем примакиванием, а точки можно выполнить ватными палочками, обмакнув их в краску.
Звучит тихая музыка, дети рисуют. Воспитатель ходит с образцами росписи, обращает внимание на цвет, на украшение круга, на то, как дети пользуются красками, кистью.
Рассматривание работ. Подведение итогов.
Наши солнышки и цветы – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник.
-Ребята, какую роспись вы использовали для украшения чуда – дерева?
- Какими элементами украшено дерево?
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него?