Бережная Марина
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русско-народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе
Конспект ОД по ОО : «Речевое развитие»
Чтение русско-народной сказки «Снегурочка».
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Цель: знакомство детей с народной сказкой «Снегурочка», её образом.
Программные задачи:
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение русско-народной сказки „Снегурочка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Образовательные: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; формировать умение характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях,
Развивающие : Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение; развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Методы и приё мы: Показ, похвала, чтение произведения, вопросы детям, объяснения, указания.
Словарная работа: Люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.
Индивидуальная работа: Повторить с Машей, что обозначают старые слова.
Предварительная работа: Рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза». Чтение сказки «Путешествие капельки»; чтение русско-народных сказок «Мальчик-пальчик», «Волк и лиса»;
Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка».
Ход ОД:
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка, хотели бы вы её отгадать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Здорово, тогда слушайте внимательно:
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка.
Дети: Это Снегурочка.
Воспитатель: Правильно, это Снегурочка. Уже давно позади остался Новый год с Дедом Морозом, ёлкой и, конечно же, со Снегурочкой. Про неё и балет есть, и опера, да ни одно новогоднее представление без Снегурки не обходится.
Планирование деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что про Снегурочку есть русско-народная сказка, она так и называется: «Снегурочка». Ребята, если она русско-народная, то кто её написал? Кто её автор?
Дети: Народ, люди, жившие до нас. Они рассказывали их друг другу, передавая из поколения, в поколения.
Воспитатель: Молодцы, правильно, а кто знаком с этой сказкой? Может быть, кому-нибудь родители читали эту замечательную сказку?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы бы хотели послушать русско-народную сказку «Снегурочка», интересно вам узнать, как народ писал о ней и изображал в своих сказках?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ребята, тогда присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Реализация замысла:
(чтение сказки)
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка? Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Понравилась. Потому, что она слеплена из снега.
Воспитатель: Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
(ответы детей)
Воспитатель: Красивой получилась у стариков доченька?
Дети: Да, красивая.
Воспитатель: А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
Дети: Девица – красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Воспитатель: Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте?
Дети: Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе
Воспитатель: Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была?
Дети: Веселая.
Воспитатель: Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Дети: Грустная, невеселая.
Воспитатель: А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
Дети: Потому что не могла выходить на улицу, ей было жарко.
Воспитатель: Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? Во что, превратилась Снегурочка?
Дети: Снегурочка растаяла от жары и превратилась в воду.
Воспитатель: Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?
Дети: Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике.
Воспитатель: Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? Какие? (ответы детей)
Воспитатель: А есть те слова, которые не понятны? Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было.
Воспитатель: Жили ладно – это как?
Дети: Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится.
Воспитатель: Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
Дети: Быстро.
Воспитатель: Души старики в дочке не чают – это как?
Дети: Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Воспитатель: Работа в руках спорится.
Дети: Все удается, все получается.
Воспитатель: Неможется – это как?
Дети: Нездоровится.
Воспитатель: Свечерело – это как?
Дети: Наступил вечер.
Воспитатель: Стали кликать Снегурочку – это как?
Дети: Звать.
Воспитатель: Молодцы, правильно всё назвали, а сейчас предлагаю немного отдохнуть:
Физминутка:
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили (махи руками)
А потом с горы катились (волнообразные движения руками)
Веселились и резвились (прыжки).
В Надю кинули снежком (произвольные движения)
В Вову кинули снежком,
В Софу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули. Ребята, хотели бы вы посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку? (Показ картины В. Васнецова «Снегурочка» 1899)
Воспитатель: На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег. Холодно и морозно на улице. Но Снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку, на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки.
Воспитатель: Вам понравилась картина В. Васнецова? Ребята, не только художники рисуют картины к сказкам, но и композиторы сочиняют к ним музыку. Хотите послушать классическую музыку? Садитесь удобнее, закрывайте глаза и послушайте отрывок из оперы Н. А. Римского «Снегурочка».
Воспитатель: Понравилась ли вам опера? Какое настроение вызывает она?
(Ответы детей)
Воспитатель: Опера Н. Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.