Татьяна Жильцова
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: Задушевные звуки курая…
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе
Тема: Задушевные звуки курая….
Познавательное развитие, социально- коммуникативное, художественное –эстетическое.
Цель: Познакомить детей с башкирским национальным инструментом- курай на примере башкирской народной мелодии «Сырау торна».Рассказать детям о происхождении курая
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: Задушевные звуки курая…» размещена в разделах
1. Образовательные: Познакомить детей с башкирском национальном инструментом- курай, с его разновидностями и с особенностями звукоизвлечения.
2. Развивающие : развивать творческие способности, любознательности, познавательного интереса к культуре башкирского народа.
3. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к Родине и музыкальному искусству своего народа.
Методическое оборудование, репертуар: нотное приложение песни «Курай» сл. Ураксина, муз. А. Зиннурова
Ход ООД
(под башкирскую спокойную мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики)
Муз. рук. Ребята, сядьте все удобнее, закройте глазки и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись классической музыки.) Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. Сейчас наш космический корабль приземлится на Южном Урале. Внимание корабль выходит на посадку! Открывайте глаза!
(звучит пение птиц в сопровождение курая)
Муз. рук.
Башкирия,
Моя земля и небо
Мой славный край
Мне жаль того,кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Мы свами приземлились в Республике Башкортостан.
Посмотрите, какая прекрасная природа нас окружает. Послушайте. А откуда доносятся эти тихие напевы?
Как вы думаете, какой инструмент так красиво звучит?
Дети. Курай.
Муз. рук. А что это за инструмент курай?
Дети:Курай–это национальный башкирский музыкальный инструмент. Кроме того, это растение.
Послушайте стихотворение о курае.
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу,
И только дунул в свежий срез,
Как зашуршит уральский лес.
Ребята, посмотрите сюда кто-то идет. Слышите?
(выходит батыр в национальном башкирском костюме, с растением курай)
Батыр: Здравствуйте ребята! Меня зовут Салават. Я слышал, вы говорите о курае?
Муз. рук. Да. Ребята очень хотят знать откуда берется курай.
(звучит тихая музыка)
Батыр: Ребята, кураю, более 1000 лет. Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Его изготавливают из тростника который растет только на Южном Урале (показывает растение).Мастера по изготовлению курая,зовут ШугаюповВакиль Шакирович. (показ портрета).
У курая есть братья и сестры
ыйы - урай;
Сор- урай; В степи, где не растет Реброплодник уральский, используют стебель степной травы, которая более короче и толще. Предназначена для подачи сигналов.
ыбы - урай;
медный, серебряный курай;
На курае исполняют плясовые наигрыши,марши,народные протяжные мелодии. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй. Цветок растения курай, является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют союз семи древнебашкирских племён.
Муз. рук. Как вы думаете, где мы можем встретить изображение курая?
(Ответы)
Его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского флага, где он символизирует древо жизни и семь родов.
А вы знаете, что курай любит разговаривать? Давайте послушаем, что он вам скажет.
Слушание «Сынрау тора»-«Звенящие журавли»
Ребята поделитесь своим впечатлениями.
Дети: Ответы
Курай не просто звучит, его полет звука- это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости.
Какие чувства у вас вызвала мелодия курая?
(Ответы детей)
А какоенавание можно дать этой мелодии?
(Ответ детей)
Ребята,эта мелодия называется «Сынрауторна» «Звенящие журавли»
Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий сочиненных на курае. А давайте немного отдохнем и представим, что мы растущийкурай.
Физминутка «Курай»(авторская)
Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)
И под солнцем созревай.
До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и
влево)
И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)
А потом играй,играй. (имитируют игру на курае)
Точно птица распевай.
В целом мире нету краше, (Изображают планету-Земля)
Звука твоего курай!
А кто знает как зовут человека, который играет на курае?
(Дети) Кураист
Ребята, посмотрите сюда кто-то идет. Слышите?
(Выходит кураист в национальном костюме, одновременно исполняя наигрыши на курае)
Кураист : Здравствуйте ребята! Меня зовут Салават. Я слышал, вы говорите о курае? Курай-это мой любимый музыкальный инструмент. Я научился играть на курае в 6 лет. Для того чтобы играть на курае, нужно много тренировать свое дыхание.
Показывает отверстия и предлагает детям поиграть.
А вы знаете знаменитых кураистов?
Самого первого кураиста звали Буранбай Кутдусов.
ЮмабайМутигулловичИсянбаев
ИшмуллаИшкалеевичДильмухаметов
АзатАиткулов
Он является заслуженным артистом РФ и народным артистом РБ, призером III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах.
Мы хотим подарить вам песню которая так и называется «Курай»
(Исполняют песню «Курай» сл. Ураксина, муз. А. Зиннурова)
Салават : Молодцы! Мне очень понравилась ваша песня. Как вырастите, советую вам научиться играть на курае в музыкальной школе. Это не только для души, но и очень полезно для здоровья. Те, кто учится играть на курае, в два раза меньше болеют, чем дети которые играют на других музыкальных инструментах.
Муз. рук: Спасибо вам за добрые советы.
Батыр:!
Ну ка! Детки не ленитесь,
И в круг быстро становитесь.
Веселитесь от души, под курай наш попляши!
(кураист исполняет на инструменте танцевальную мелодию, а дети пританцовывают)
Давайте скажем спасибо нашему гостю.
(Дети) Спасибо
Муз. рук :Скажем досвидания.
(Гость уходит)
Какое насыщенное и полезное у нас с вами путешествие было. А сейчас давайте отдохнем и сном волшебным мы заснем.
Игра «Волшебный сон»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Ход игры. Ребенок ложится на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Муз. рук. обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза, и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открывай глаза! Вставай!» Внимание. Наступает «Волшебный сон».
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Дышится легко. ровно. глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело. (2 раза)
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Нам понятно, что такое.
Состояние покоя. (2 раза)»
Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Музыкальный руководитель обращается к ребенку:
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»
Мы снова в нашем музыкальном зале
Муз. Рук. Вот мы и попутешествовали по нашей Башкирии. Но мы не будем грустить, потому наше путешествие продолжится…