Зульфия Мезенцева
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Народные промыслы Коми края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Народные промыслы Коми края»
Цель: научить детей создавать и украшать Коми орнаментом различные домашнюю утварь, продолжать знакомить с содержанием узоров, показать его связь с бытом народа, растительным и животным миром.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания о знакомых элементах орнамента: чум, солнце, рога оленя, ребенок, рога лося, следы, ель, пирог, компас, человек;
Публикация «Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию „Народные промыслы Коми края“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- Умение самостоятельно составлять узор украшать посуду, одежду, сувениры - предметы быта с помощью разнообразного материала;
- Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающая :
- Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего;
- Укреплять познавательные интересы детей к труду Коми народных мастеров.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство причастности к культуре Коми народа, уважение к традициям и обычаям народа Коми.
Оборудование и материалы: иллюстрации: «Промыслы Коми народа», «Коми домашняя утварь- посуда, одежда, сувениры»; аудиозапись песни «Коми край»; элементы Коми орнамента; предметы сувениры Коми народа; Д/и «Народные промыслы».
Материалы. 1 стол: трафареты Коми посуды, цветные мелки;
2 стол: эскизы Коми одежды, дощечки, стека, пластилин, влажные салфетки;
3 стол: акварельные краски, альбомные листы, кисти, клеенка, баночки с водой, подставка для кисти.
Для всех детей схема последовательности рисования элементов узора Коми орнамента.
Предварительная работа: рисование по мотивам народных росписей; сбор иллюстраций Коми домашней утварь, предметов народного промысла для обогащения детских впечатлений; чтение произведений, пословиц Коми народа; рассматривание образцов Коми орнамента; беседы о Коми промыслов, о труде взрослых; экскурсия в Коми избу - знакомство Коми бытом, Коми традициями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети играют, воспитатель включает песню «Коми край»
- Дети, а где мы с вами живем? ( ОД: Коми Республике)
- Ребята, закройте глаза представите, чем мог заниматься Коми народ в те времена, когда наш Республика была молодой, представили? Как вы думаете, чем могли заниматься мужчины (ОД они ходили на рыбалку, на охоту – добывали еду, делали из дерева и бересты разную домашнюю утварь)
- София, чем по-твоему занимались женщины? ( ОР: Они готовили еду, шили одежду и вязали рукавицы, носки)
- Вы правильно сказали, Коми народ делал все своими руками. А кто нам расскажет, люди каких национальностей живут в Коми Республики? ( ОД: Республику Коми населяют русские, чукчи, татары, башкиры, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси)
- Молодцы, можно сказать что наш Коми край он – многонациональный. где народы различных культур и традиций проповедовали идеи мира и добрососедства и все люди живут очень дружно. Но у каждой национальности имеются свои обычаи, традиции, которые зависят от того где живёт эта национальность.
- Как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьям, а человек уменьем»?
( ОД: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер)
- Алиса, а откуда же вообще пошёл народный промысел? (ОД от отца- сыну, от матери - дочери)
- Да в старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то занимался гончарным делом, кто-то вязал или плел бисером. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко, посмотрите на иллюстрацию (Показ иллюстрации- «Коми домашней утварь- посуда, одежда, сувениры»)
- Миша, как люди других национальностей, могут отличить изделия Коми народов? ( ОР: по Коми узору)
- Костя, как называются узоры, которыми умельцы украшали сувениры и изделия Коми? (ОР Коми орнамент)
- Молодец. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Интересно, а получится ли у нас определит Коми орнамент. Поиграем, девочки выбирают гжельскую роспись, а мальчики городецкую роспись, а что останется это будет Коми орнамент.
- Посмотрите, чем отличается Коми орнамент от остальных узоров (ОД нет цветов, листочков, а только прямые линии)
- Правильно, жители Коми республики в старину занимались охотой, рыбалкой и то чем они занимались, то, что их окружало они изображали в своих узорах, а так как вырезать по дереву, из кожи трудно, да и инструментом им служил только нож, все узоры выполнялись из прямых линий. Чаще всего узор симметричен, линии точно параллельны между собой, между них одинаковые расстояние вот такой своеобразный Коми орнамент. (Показ иллюстрации – орнамент)
- Мы с вами уже знаем, что каждый элемент Коми орнамента что – то обозначает. Какие знакомые элементы вы здесь увидели? (ОД чум, рога оленя, столб, следы, ель, пирог, компас, человек)
- Источником для создания интересных композиций в Коми - орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- можно разделить на несколько основных групп : Одни связаны с орудиями труда и другими предметами быта (зубья, пилы, крест, компас) Друге относятся к представителям животного мира (рог, насекомые). Третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно, а четвёртые являлись изображением фигур людей (оленевод, ребенок)
- Леша, что обычно расписывают Коми орнаментом? (ОД. им украшали посуду, одежду, обувь, предметы быта, т. е. то чем пользовались Коми народ)
- Мы с вами живем Коми крае, поэтому мы должны любить Коми традиции, Коми народное творчество. В нашем детском саду проходит конкурс на лучший Коми уголок. Ребята, посмотрите, как вы думаете, что не хватает в нашем уголке? (ОД предметы домашнего утварь)
- Да. Предлагаю, вам представить, что мы Коми мастера. Нашей целью составить орнамент на предметах Коми быта. Вы согласны? (ОД)
- Для этого мы поделимся на три компании. Первая компания будет расписывать посуду цветными мелками. Вторая компания будут расписывать Коми одежду способом пластилинография. А третья компания будут расписывать Коми сувениры с помощью акварельных красок. Выберите себе вид промысла по душе и присаживайтесь на рабочие место. Кто нам напомнит, как нужно вести себя во время работы за столом? (ОД)
-Обратите внимание, что у вас уже готовые эскизы, которые вы должны украсить Коми орнаментом. Я уже говорила, что орнамент строится в полосе, поэтому продумайте, где вы будете рисовать орнамент, используя элементы, которые представлены на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
Подходит к первому столу: Ребята, вы мастера, будите расписывать Коми посуду. А кто из вас знает из каких материалов делали посуду? (ОД основном из глины, дерева и береста)
- Правильно, посуда в старину была не такой яркой, красочной, как сейчас, но она была экологичной и безопасной для здоровья людей. У каждого есть мелки, выберите себе эскиз, помните орнамент рисуем одним цветом. Алиса, как ты думаете какой цвет, здесь подойдёт? (ОР)
- Хорошо, проявите свою фантазии и распишите изделия Коми орнаментом.
Подходит к второму столу: А вы мастера -дизайнеры поможете завершить образ моделей одежды Коми народа, украсить их Коми орнаментом способом пластинграфии. Сначала стекой вы нанесите узор на готовый эскиз- одежду, а затем лепим тонкие столбики между ладонями и наноси на узор, лишнее уберём стекой вот так (Показ воспитателя) Работаем аккуратно на дощечке.
Подходит к третьему столу: А вы мастера художники- модельеры должны придумывают рисунок –эскизы будущего Коми сувенира. Орнамент вы будите наносить акварельными красками, проявите свою фантазию и творчество создания нового сувенира. (Дети рисуют, воспитатель включает спокойную музыку)
- Я вижу, что у многих детей работа готова. Заканчивайте, вытирайте свои руки салфеткой. Давайте полюбуемся на свои работы, перенесите готовые рисунки на эти столы, на которых разложены картины с изображением изделий (посуда, одежда, сувенир).
- Ребята, вам интересно было на занятии? (ОД)
- Кому было трудно? Почему? (ОР)
- Что вызывает больше трудностей - рисовать элементы или придумывать? (ОР)
- Довольны ли вы своей работой? (ОД)
- Но все вы справились с заданием. Молодцы! Предлагаю наши работы вставить в альбом, и этим альбомом пополнить наш Коми уголок.
- А мы с вами и дальше будем трудиться во благо нашей группы. Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.