Лариса Черепанова
Конспект ООД по конструированию «Башкирская кукла» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные задачи:
Художественно-эстетическое развитие
- Продолжать знакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Учить детей создавать куклы в башкирских национальных костюмах.
- Учить выделять основные средства выразительности башкирской росписи: яркость, нарядность цвета, разнообразие элементов росписи. Учить детей вырезывать крестообразный орнамент из бумаги, сложенной вчетверо. Упражнять правильно размещать узор на платье куклы, красиво сочетать цвета в узоре.
- Развивать чувство цвета, творчество, воображение, интерес к конструированию, эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Публикация «Конспект ООД по конструированию „Башкирская кукла“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Подготовительная группа
- Темочки
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство башкирского народа.
Познавательное развитие
- Создавать условия для формирования первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях башкирского народа.
- Развивать творческие способности, речь, внимание, память, вариативность мышления, мелкую моторику. Формировать навык контроля и самоконтроля.
Социально-коммуникативное развитие
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе работы и по результатам продуктивной деятельности.
- Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность.
Речевое развитие
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: столица, фестиваль «КУМА», музей кукол; названия элементов башкирского орнамента - геометрический, растительный: (Кускар, солнце, змейка, ромб, сердечко, розетка, гусиные лапки и др., название предмета одежды (кулдэк, камзол, сарык, кашмау, хараус).
Материалы и оборудование к занятию:
Демонстрационный материал: Экран; компьютер; мультимедийная презентация «Башкирские орнаменты»; фонограмма музыки Р. Хасанова «Утренний туман»; схема последовательности выполнения работы; технологическая карта работы с ножницами; башкирская кукла.
Раздаточный материал: Полукруги (13:27) из бумаги красного, желтого и зеленого цвета; полукруг (рукава для платья) – 7:7 из бумаги красного, желтого и зеленого цвета; полоски цветной бумаги для украшения подола платья; бумага белого цвета (для головы); фломастеры;; клей-карандаш; ножницы; простой карандаш; салфетки; фартуки.
Ход ООД:
I часть. Слайд №1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте догадаться, чем сегодня мы будем заниматься? (Ответы детей). (Мы будем говорить о нашей республике, о башкирской росписи, будем вырезать).
Показ слайда с изображением республики Башкортостан (Слайд №2).
- Правильно, мы будем говорить о нашей республике, о ее городах, будем конструировать из бумаги.
- Дети, скажите, как называется наша республика? (Ответы детей). Правильно, наша республика называется Башкортостан. В нашей республике много разных городов, но один из них является главным.
- Какой это город? (Город Уфа). А как по-другому назвать главный город? (Столица).
- А как называется город, в котором мы живём? (Город Бирск).
Показ слайдов с изображением города Бирск (Слайд № 3).
- Скажите, вы любите свой город? (Ответы детей). За что вы любите свой город? (Ответы детей: За то, что я здесь родился; потому что у меня здесь много друзей; за то, что у нас красивый город).
II часть.
- Город Бирск был построен давно. С тех пор прошло много времени. Он сильно изменился: стал красивым и современным.
- В нашем городе проходит много различных праздников. Какие праздники вы знаете? («Крещенские морозы», «Масленица», «Бирское яблоко»). (Слайд №4).
- В прошлом году в нашем городе проходил фестиваль под названием «КуМа», посвященный куклам в народных костюмах. Куклы вместе со своими мастерами приехали на выставку с различных городов России. Такое интересное название этот конкурс получил от слов «Кукольные» и «Мастера».
Теперь этот праздник-фестиваль будет проводиться в нашем городе каждый год, пополняя своими экспонатами Музей кукол.
- Скажите, а вы хотели принять участие в этом празднике? (Ответы детей).
Я думаю, городу Бирску приятно было бы получить от нас подарок для музея кукол.
- Куклы на фестиваль обязательно должны быть в национальных костюмах, поэтому предлагаю сделать башкирских кукол. Согласны? (да).
- Но сначала давайте вспомним, из чего состоит башкирский женский костюм и элементы башкирского орнамента.
Слайд №5.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит костюм башкирской девушки (платье, жилет?
- Правильно. Костюм башкирской красавицы состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом -кулдэк и поверх платья носили жилет - камзол. На голову одевалась шапочка- кашмау, сапоги – сарык. Украшала платье нагрудная женская повязка.
- А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?
Дети: - Нет, такую одежду носят только по праздникам, на концертах. Можно увидеть на выставках и музеях.
- Чем украшено платье? (Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой).
- Чем можно будет украсить нижний край платья наших башкирских кукол? (Можно украсить орнаментом).
- Правильно. Мы можем вырезать из цветной бумаги орнаменты.
Воспитатель:
- Какие цвета башкирского орнамента используются народными мастерами? (красный, желтый, зеленый, черный).
Слайд№6.
- Как вы думаете, как называется этот орнамент? (Ответы детей: геометрический орнамент, потому что состоит из геометрических фигур).
- А теперь подумайте и скажите, какими башкирскими узорами можно украсить платье башкирской куклы? (Кускар, солнце, змейка, ромб, сердечко, розетка, гусиные лапки). Слайд №7. Это элементы какого орнамента? (Растительного.)
Физминутка. Башкирская игра «Башкирские прялицы».
III часть.
Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую для создания башкирских кукол.
- Посмотрите у вас на столах уже лежат заготовки для кукол.
- Из всех деталей я выберу самую большую деталь - это полукруг. Из полукруга нам необходимо сделать конус. У конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая – расширена.
- Скажите, а как из полукруга получить конус? (Ответы детей).
Правильно, для этого нужно закрутить полукруг так, чтоб его углы соединились и лежали немножко один над другим, формируя тем самым конус, и обязательно их склеить. Итак, конус готов, это будет туловище (платье) куклы.
- А для чего еще перед вами лежат маленькие полукруги? (Это рукава).
- Правильно. Из них мы тоже сделаем два конуса. Как разделить этот полукруг на две равные части? (Сложить пополам и разрезать). Где будут располагаться наши маленькие конусы - рукава? (По бокам большого конуса).
- Платье готово. Теперь украсим его орнаментом. Для этого я квадрат желтой бумаги сложу пополам, затем еще раз пополам. Затем, держа за линию сгиба, отрезаю ровный квадратик. Далее отрезаю с концов нашего среза небольшие треугольники в сторону линии сгиба. Развернув, мы получаем вот такой крестообразный элемент. Таких элементов нам понадобится 6 - 8 штук. Как только все детали орнамента будут готовы, приступим к их наклеиванию, симметрично располагая орнамент по низу платья. И только потом переходим к созданию головы куклы. Но у вас на столах лежит квадрат.
- Ребята, как получить круг из квадрата? (Нужно плавно срезать углы квадрата).
- Да, правильно. Берем белый квадрат и путем плавного срезания углов получаем круг. Затем мы с помощью фломастера рисуем лицо куклы. И приклеиваем голову к верхушке конуса. Кукла готова.
Пальчиковая игра
Предложить ребенку повторить последовательность выполнения работы, по схеме и правила безопасности работы с ножницами.
IV часть.
Воспитатель:
- Садитесь правильно и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей под башкирскую народную мелодию. Индивидуальная помощь. (Воспитатель советует быть аккуратными. Обращает внимание на осанку детей).
Анализ ООД:
- Чем мы сегодня занимались?
- Каким узором мы украшали платье куклы?
-Что было для вас интересным или сложным при создании башкирской куклы?
- Молодцы. Все сегодня постарались. И наш подарок для музея кукол нашего города - башкирские куклы - получился красивый и яркий.