Марина Коптяева
Сценарий ОД по художественному конструированию для детей подготовительной группы с ОНР «Подводный мир»
Тема: «Подводный мир»
Возраст детей: 6-7 лет
Форма организации детей: Конструирование общей художественной композиции, когда каждый ребенок группы выполняет свое, индивидуальное задание.
Цель: Систематизировать представления и знания детей о подводном мире.
Задачи:
• учить детей видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действительности или их элементы;
Публикация «Сценарий ОД по художественному конструированию для детей подготовительной группы с ОНР „Подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Море, морские обитатели. Сценарии развлечений
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конструирование, поделки
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• создавать художественный образ, узнаваемый по цвету, форме и пропорциям с опорой на свойства материала (его цвет, форму);
• конструировать из готовых деталей изображения морских обитателей и объединять их в композицию «Подводный мир», используя изобразительные средства выразительности;
• поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к живой природе;
• развивать мелкую моторику, творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;
• развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарь детей новыми словами и выражениями, побуждать детей использовать их в своей речи, упражнять в подборе прилагательных;
• совершенствовать технические умения и навыки работы с деталями конструктора: использование ножниц для видоизменения сенсорных эталонов и получения выразительной формы;
• воспитывать у детей навыки коллективной работы, умение согласовывать свои замыслы и распределять работу;
• воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Предварительная работа: проведение: ООД «Жители океана», ООД «Аквалангисты фотографируют кораллы» (аппликация, ООД «Дельфины в море» (рисование, ООД «Путешествие в морские глубины» (нетрадиционное рисование, рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток, чтение научно-популярной и художественной литературы, беседы о морских обитателях, просмотр презентации, видео и мультфильмов по теме.
Материалы и оборудование: фотографии морского побережья и морского дна, морская галька, аудиозапись «Звуки природы. Шум моря», сундучок, записка, лист бумаги со схематичными изображениями морских обитателей, экран, проектор, ноутбук, развивающее видео для детей «Обитатели моря», фотоаппарат, фотографии морских обитателей, авторский конструктор Г. В. Урадовских, фоновая панель, коврики из ковролина на каждого ребенка, обрезки шерстяных ниток, ножницы.
Ход:
1. Входит воспитатель с конвертом в руках.
- Ребята, у меня для вас есть хорошие новости. Помните, наш Стёпа уехал отдыхать с родителями на море? А сегодня я получила от него фотографии, давайте посмотрим? (Рассматривание фотографий морского побережья и морского дна).
- Кто-нибудь из вас уже бывал на море?
- Что вам запомнилось больше всего?
- А мне больше всего нравилось выкладывать из гальки разные фигурки, вы знаете, что такое галька? (Ответы детей).
Галька – это мелкие, отшлифованные водой камешки округлой формы, они встречаются на галечных пляжах. (Показ гальки). А какие еще бывают пляжи? (Песчаные)
- А кто хочет прямо сейчас очутиться на песчаном пляже? Для этого нам надо выложить из гальки волшебную дорожку и ответить на один вопрос.
(Дети выкладывают дорожку из гальки, разуваются и после ответа на вопрос «Какое бывает море?» проходят по дорожке на «пляж»).
2. - Вот мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Включается аудиозапись «Звуки природы. Шум моря»). Давайте подышим морским воздухом.
Дыхательное упражнение «Морской воздух».
- А сейчас, давайте полежим с закрытыми глазами и послушаем шум волн. Ярко светит солнце, дует ветерок, нам легко и приятно…
- Ой, ребята, посмотрите, волной к нам на берег выбросило сундучок, интересно, что в нем, давайте посмотрим? (Воспитатель достает из сундучка записку и читает ее).
«Дорогие ребята, пишет вам русалочка Ариэль. У меня случилась беда – во время шторма пропали все мои друзья. Пожалуйста, помогите мне их найти».
- Ребята, а вызнаете друзей русалочки? Кто они? (Подводные жители: рыбы, крабы, осьминоги, дельфины, медузы и т. д.) Вы хотите помочь Ариэль найти своих друзей? (Да)
Но для этого нам придется спуститься под воду, а может ли человек дышать под водой? (Нет, у людей нет жабр для дыхания). А как же нам быть? (Предположения детей)
3. Игра-имитация «Надень ласты, маску, акваланг и спустись под воду» (Включается развивающее видео для детей «Обитатели моря»)
Во время просмотра дети любуются красотой подводного мира, вспоминают названия морских обитателей, уточняют представление об их внешнем виде и способе передвижения.
- Ребята, у нас заканчивается воздух в баллонах, пора подниматься на поверхность, всплываем (имитация всплытия и снятия костюмов).
4. - Вот и закончилось наше маленькое приключение под водой, мы теперь можем написать Ариэль, что ее друзья не пострадали и скоро встретятся с ней. Я даже сфотографировала их. (Воспитатель загадывает загадки и выставляет на доску фотографии животных).
Он огромный, толстокожий,
А по виду – с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит –
Так приветствует всех…(Кит)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная…(Акула)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо…(Осьминог)
Над волной дугою взвился,
Спинкой черной заискрился.
Мимо нас плывет один.
Белобрюхий кто? (Дельфин)
Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжется как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь – быть беде! (Медуза)
Передние – ласты, а задние – лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Морская черепаха)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет. (Морской конек)
Что за звери это все же?
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов. (Анемоны)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это…(Краб)
Только снаружи ракушка проста,
Внутри – удивительная красота,
Если песчинка в нее попадает,
В жемчуг ракушка ее превращает. (Жемчужница)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал (Морской ёж)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он…(Скат)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)
- Теперь мы положим наше письмо в сундучок и опустим его в море. (Воспитатель открывает сундучок и вынимает лист бумаги со схематичным изображением морских обитателей).
- Ой, ребята, здесь еще что-то лежит. (Разворачивает лист и показывает детям). Это Ариэль прислала нам рисунок своих друзей, но вода размыла все краски и теперь трудно понять кто из них кто. Как обидно, красивая наверно была картина. Но вы теперь хорошо знаете особенности внешнего вида морских обитателей и сможете легко их распознать, а потом мы используем наш тканевый конструктор и сделаем новую картину из геометрических фигур.
- Как вы думаете, какие фигуры нам понадобятся, а какие нет? (Ответы детей).
- Правильно, ребята, в море чаще можно встретить округлые предметы, как эта галька, но пригодятся и треугольники. Вы можете изменить фигуру с помощью ножниц, если вам это нужно для изображения выбранного объекта или использовать дополнительные материалы, например, нитки.
5. Перед началом самостоятельной деятельности проводится игра «Найди по силуэту», с ее помощью распределяется объем работы. Выбираются желающие восстановить морское дно. Воспитатель объясняет, что сначала дети соберут свои фигурки на столе (ковриках из ковролина, а затем перенесут их на фоновую картинку, располагая по образцу: «Восстановим рисунок Ариэль».
6. Самостоятельная деятельность.
Дети конструируют сидя за столами. В зависимости от конструируемого объекта выбирают детали определенного цвета, формы, величины и конструируют, опробуя разные варианты его плоскостного изображения. Воспитатель наводящими вопросами помогает найти нужное решение, если дети затрудняются, предлагает еще раз посмотреть фотографии.
Каждый ребенок, завершив поиск оптимального варианта изображения своей фигурки, включает ее в общую композицию, проговаривая ее местонахождение.
7. После завершения работы, дети рассматривают получившуюся картину, поправляют изображения, обсуждают свою работу и работу товарищей. Воспитатель хвалит всех детей и предлагает отправить сундучок с письмом Ариэль, а картину оставить себе, как память о путешествии. (Дети располагаются на «пляже», закрывают глаза, включается аудиозапись «Звуки природы. Шум моря»)
- Ну вот, ребята, Ариэль получила назад свой сундучок, а нам пора возвращаться в детский сад по волшебной дорожке из гальки.
Упражнение «Какой? Какая?» (Дети проходят по дорожке из гальки, собирают ее и называют, какими бывают морские обитатели).