Татьяна Жильцова
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников «В мире симфонической музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В мире симфонической музыки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно - эстетическое, социально - коммуникативное.
Цель: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра (струнными, медно-духовыми, деревянно - духовыми, ударными) через симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с творчеством русского композитора С. С. Прокофьева и с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников „В мире симфонической музыки“» размещена в разделах
2. Развивающие : развивать творческие способности у детей и умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
3. Воспитывающие: воспитывать музыкальный вкус.
Методы:
1. Словесный метод ( беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
2. Метод контрастного сопоставления.
3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»).
4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности ООД:
1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация).
Оборудование и методический материал: портрет композитора С. С. Прокофьева, слайдовая презентация, ноутбук, телевизор.
Алгоритм ООД:
Музыкальное приветствие (на башкирском и русском языках) :
Музыкальный руководитель : ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.
(Звучит музыка «В гостях у сказки».)
Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.
Основная часть: МРД «Ходьба на носочках» :
Раз, два, три Василису Прекрасную изобрази ( движения: лёгкими маленькими шагами на полупальцах, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, глаза опущены, руки на поясе).
(Звучит рус. нар мелодия «Во поле береза стояла»).
Раз, два, три, как летит Жар-птица, покажи (лёгкий бег на полупальцах. Руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают плавные взмахи и «перекруты» кистями над головой).
(Звучит пьеса Р. Хасанова «Цветы»).
Гуси лебеди летят, в сказку нас нести хотят (лёгкий бег на полупальцах, руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вытянута вперёд). (Звучит баш. танцевальная мелодия «Дружные ребята»).
Раз, два, три, великанши слышатся шаги (ходьба на носочках большими шагами с большим размахом рук в неторопливом темпе).
(Звучит мелодия из сказки «Белкин дом» А. И. Попова.
Посмотрите, там маленькие домики, а живут там добренькие гномики (корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, мелкий шаг).
(Звучит «Клоуны» Д. Кабалевский).
Музыкальный руководитель : молодцы! Я приготовила вам самый настоящий сюрприз, я приглашаю вас в симфоническую сказку. (Звучит фоновая музыка).
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.
Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С. С. Прокофьев. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель : это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С. С. Прокофьев был
первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».
Музыкальный руководитель : посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть струнные, духовые, ударные, клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у кошки – своя.
Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.
Слушание музыки (симфоническая сказка «Петя и волк») :
Музыкальный руководитель : рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки
медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.
«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.
Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.
И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники. Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним охотники ведут волка, над ними летит птичка, а сзади дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос утка, сидящая в животе волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,— каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку.
Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
Музыкальный руководитель : ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.
Музыкально – дидактическая игра «Найди пару» :
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить,
сравнивать звучание инструментов, соответствующих определенному образу героев из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева.
Ход игры: Детям даны картинки с изображением героев симфонической сказки «Петя и волк». Они должны к каждой картинке с изображением героя сказки подобрать музыкальный инструмент, исполняющий его лейтмотив.
Музыкальный руководитель : ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация:
Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.
Итог:
Музыкальный руководитель : ребята, в следующей нашей встрече, мы с вами продолжим музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Музыкальный руководитель : как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Музыкальный руководитель : совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.
Дети исполняют песню «Волшебный ключ». Зинаида Роот.
Список литературы.
1. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. - М. :ВАКО,2006.-240с.
2. Виноградова Л. Н., Коренева Т. Ф., Татаржицкая О. Т. и др. ; Сост. Бекина С. И. Праздники в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1990.- 207с.
3. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : В 2 ч. - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 2.- 400с.
4. Роот З. Я. Песенки и праздники для малышей. - М. : Айрис-пресс, 2003.-96с.