Папки-передвижки

«В гостях у Мальвины. Счет в пределах 10. Образование числа». Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Светлана Антюшина
«В гостях у Мальвины. Счет в пределах 10. Образование числа». Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС

ТЕМА: «В ГОСТЯХ У МАЛЬВИНЫ»

Программное содержание:

– Учить считать в пределах десяти; знакомить с образованием числа; формировать представления об арифметических действиях;

– Совершенствовать умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения предметов один к одному, определять большую (меньшую) часть множества или их равенство;

– Закреплять понятие детей о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части;

Публикация «„В гостях у Мальвины, Счет в пределах 10, Образование числа“, Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС» размещена в разделах

– Закрепить знания детей об измерении объёма условными мерками;

– Упражнять в умении узнавать и различать объемные геометрические фигуры в предметах (шар, куб, цилиндр);

– Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу);

– Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.

Материал: кукла Мальвина, десять синих и десять красных чашек, цифры, листы с изображением посуды, кукольная посуда, палочки для счёта, цветные карандаши;

Предшествующая работа: д/игры «Посчитай-ка», «Геометрические фигуры», «Найди, где что расположено»

Словарная работа: один, два, … десять, слева, справа, внизу, вверху, цилиндр, шар.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

– Давайте поиграем в игру «Машина каша» (Игра с координацией движений: Дети идут по кругу, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой руки. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды. Разжимают кулаки. Сдувают воображаемые крошки с ладошек)

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня мы с вами сегодня будем говорить о посуде. Рассмотрите кукольную посуду и скажите, какие геометрические фигуры напоминают некоторые её части?

Дети: Заварочный чайник похож на большой шар, кастрюля похожа на низкий и широкий цилиндр, а кофейник – на высокий и узкий цилиндр.

Воспитатель:

– Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Д/И «ПОМОЖЕМ МАЛЬВИНЕ»

Воспитатель:

– Сегодня к нам обратилась за помощью героиня одной известной нам сказки. Как её зовут? Из какой она сказки?

Дети: Мальвина из сказки «Приключения Буратино» Алексея Толстого.

Воспитатель:

– Правильно. Мальвина любит во всём порядок. Даже шкафы для посуды у неё пронумерованы. Посмотрите внимательно.

Дети: Три, четыре, пять.

Воспитатель:

– Мальвина просит вас помочь расставить в этих шкафах красные и синие фарфоровые чашки. Номер шкафа показывает, сколько красных и синих чашек вместе должно стоять на каждой полке в этом шкафу.

– Сколько красных чашек нужно поставит в шкафу под номером «три» на верхнюю полку, если там уже стоит одна синяя чашка?

Дети: В этот шкаф на верхнюю полку нужно поставить две красные чашки.

(Помещают на верхнюю полку одно изображение синей чашки и две красных чашки)

Воспитатель:

– Давайте сделаем вывод: Из каких чисел можно составить число «ТРИ»?

Дети: Число «три» можно составить из чисел «один» и «два»

(Прикрепить числа 1 и 2 под изображениями чашек)

Воспитатель:

– Правильно, к одному прибавили два получилось три.

Сколько красных чашек надо поставить в этот же шкаф на нижнюю полку, если там уже стоят две синих чашки?

Дети: Нужно взять одну красную чашку.

(Помещают изображения двух синих и одной красной чашки)

Воспитатель:

– Давайте сделаем вывод: Из каких чисел можно составить число «ТРИ»?

Дети: Число «три» можно составить из чисел «два» и «один»

(Помещает цифры под изображением чашек)

Воспитатель:

– Правильно, к двум прибавили один получилось три. Молодцы!

(Аналогично с числами «четыре», «пять»)

Д/И «СЧИТАЕМ И РАССУЖДАЕМ»

(Десять красных и шесть синих чашек расположены в свободном порядке)

Воспитатель:

– Только мы помогли Мальвине расставить посуду, как Буратино вновь привёл всё в полный беспорядок. Скажите, каких чашек больше у Буратино, синих или красных?

Дети: Красных чашек больше, чем синих.

Воспитатель:

– Правильно. А как мы можем узнать, на сколько больше красных чашек, чем синих?

Дети: Можно расставить чашки парами.

(Расставляют чашки парами в два ряда)

Воспитатель:

На сколько больше красных чашек, чем синих?

Дети: Красных чашек на четыре больше, чем синих.

Воспитатель:

На сколько меньше синих чашек, чем красных?

Дети: На четыре синих чашек меньше чем красных.

Воспитатель:

– Как сделать так, чтобы красных и синих чашек стало поровну?

Дети: Надо добавить четыре синих чашек.

(Помещают изображения четырех синих чашек)

Воспитатель:

– Что можно сказать о количестве синих и красных чашек?

Дети: Их стало поровну одинаковое количество.

Воспитатель:

– По сколько их? Сосчитайте?

Дети: Синих и красных чашек по десять.

(Воспитатель убирает четыре синих чашки)

Воспитатель:

– Как можно по-другому уравнять количество синих и красных чашек?

Дети: Можно убрать четыре красных чашек.

(Убирают четыре красных чашек)

Воспитатель:

– Что можно сказать о количестве синих и красных чашек?

Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.

Воспитатель:

По сколько их? Сосчитайте.

Дети пересчитывают чашки: Синих и красных чашек по шесть.

Воспитатель убирает чашки:

– Сколько чашек осталось?

Дети: Нет ни одной чашки.

Воспитатель:

– Каким числом это можно обозначить?

Дети: Это можно обозначит числом «ноль»

(Помещают карточку с цифрой «ноль»)

Воспитатель:

– Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙНИК»

Воспитатель:

– Пройдите на середину ковра, мы сейчас выполним упражнение.

(Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик надут)

Я – чайник, ворчун,

Хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ

Выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(Топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу!»

(Делают призывные движения правой рукой)

Д/И «ФЕДОРИНО ГОРЕ»

Воспитатель:

– А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и считать на слух. Я прочитаю вам хорошо знакомое произведение К. И. Чуковского «Федорино горе». А вы послушайте и посчитайте, сколько посуды было у Федоры?

И помчалися по улице ножи:

«Эй держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?

А за нею вилки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Какие названия посуды прозвучали в этом отрывке? Перечислите их.

Дети: Ножи, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, чашки, ложки.

Воспитатель:

– Сколько всего названий посуды прозвучало? Сосчитайте их.

Дети: Всего девять названий.

Д/И «НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ»

Воспитатель:

– Садитесь. Пожалуйста за столы и послушайте задание. Вы видите накрытый к приходу гостей стол. Осталось только раскрасить посуду на нём. Вы будете делать это по моей инструкции. Раскрасьте предмет, стоящий посередине стола в синий цвет. (Дети раскрашивают)

– Что стоит в центре стола?

Дети: В центре стола стоит синий чайник.

Воспитатель:

– Правильно. Теперь раскрасьте предмет слева от синего чайника в зелёный цвет. Что стоит слева от чайника?

Дети: Зелёная сахарница.

Воспитатель:

– Молодцы! А предмет справа от чайника раскрасьте красным цветом. Что стоит справа от синего чайника?

Дети: Справа от синего чайника стоит красный молочник.

Воспитатель:

– Правильно. Раскрасьте чашку, которая стоит вверху стола в желтый цвет, а внизу стола в оранжевый цвет. Молодцы! Стол накрыт к приходу гостей. Осталось приготовить угощенье.

Д/И «КЛУБНИЧНЫЙ ТОРТ»

Воспитатель:

– К Мальвине и Буратино в гости придут Пьеро и Артемон. Все вместе будут пить чай с тортом. Мальвине и Буратино надо разрезать торт на части так, чтобы всем хватило по одинаковому кусочку. Давайте поможем им. На сколько частей надо разрезать торт?

Дети: Торт нужно разрезать на четыре части, потому что за столом будут четыре сказочных героя.

Воспитатель:

– Как вы предлагаете это сделать?

Дети: Сначала нужно разрезать торт пополам, на две равные части.

(Дети складывают и разрезают пополам)

Воспитатель:

– Сколько частей получилось?

Дети: Получилось две части.

Воспитатель:

– Что нужно сделать теперь?

Дети: Теперь нужно разрезать каждую часть пополам, ещё раз на две равные части.

Воспитатель:

– Сколько частей получилось? Посчитайте?

Как можно назвать одну получившуюся часть, если мы разделим торт на четыре части?

Дети: Четвёртая часть.

Воспитатель:

– Что больше: целый торт или одна четвёртая часть торта? Правильно. Молодцы, Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь.

Д/И «ПРИГОТОВИМ ЧАЙ ДЛЯ ГОСТЕЙ»

Воспитатель:

– Ребята, подойдите к столу (на столе два чайника разной величины и четыре одинаковых чашек) Для гостей нам нужно приготовить ещё и чай. Сколько сказочных героев будет за столом?

Дети: За столом будет четыре героя.

Воспитатель:

– Можете ли сказать, хватит ли этого чая для того, чтобы налить всем гостям по одной чашке? Что же делать? Сколько чашек налили из меньшего чайника?

Дети: Из этого чайника налили две чашки чая.

Воспитатель:

– Сколько чашек налили из большего чайника?

Дети: Из этого чайника тоже налили две чашки. И чая в чайнике больше нет.

Воспитатель:

– Чашки одинаковые по размеру. Из каждого чайника вы налили по две чашки. Что можно сказать о количестве чая в чайниках?

Дети: В чайниках было одинаковое количество чая – по две чашки.

Воспитатель:

– Правильно, мы можем считать чашку меркой. В каждом чайнике было по две мерки. Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь.

ИТОГ:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были? (В гостях у Мальвины)

Что делали? (Считали, называли цифры, определяли геометрические фигуры, определяли место посуды на столе, делили целое на части, мерили меркой чай)

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Спасибо, все вы молодцы!

Публикации по теме:

«Образование числа 10». Конспект занятия по ФЭМП для детей с нарушением зрения старшей группы«Образование числа 10». Конспект занятия по ФЭМП для детей с нарушением зрения старшей группы Конспект занятия по ФЭМП «Образование числа 10» для детей с нарушением зрения старшей группы. Цель: знакомство с образованием числа 10.

«Поможем Незнайке выполнить задания. Счет в пределах 8». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе«Поможем Незнайке выполнить задания. Счет в пределах 8». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Незнайке выполнить задания» Цель:.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мальвина учит Буратино. Счет в пределах 5»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мальвина учит Буратино. Счет в пределах 5» Конспект НОД по ФЭМП в старшей «Мальвина учит Буратино» Программное содержание: Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у Мальвины. Счет в пределах 10. Образование числа». Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 21:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В гостях у Мальвины. Счет в пределах 10. Образование числа». Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Антюшина (УИ 1528561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД