Светлана Антюшина
«В гостях у Мальвины. Счет в пределах 10. Образование числа». Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС
ТЕМА: «В ГОСТЯХ У МАЛЬВИНЫ»
Программное содержание:
– Учить считать в пределах десяти; знакомить с образованием числа; формировать представления об арифметических действиях;
– Совершенствовать умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения предметов один к одному, определять большую (меньшую) часть множества или их равенство;
– Закреплять понятие детей о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части;
Публикация «„В гостях у Мальвины, Счет в пределах 10, Образование числа“, Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
– Закрепить знания детей об измерении объёма условными мерками;
– Упражнять в умении узнавать и различать объемные геометрические фигуры в предметах (шар, куб, цилиндр);
– Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу);
– Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Материал: кукла Мальвина, десять синих и десять красных чашек, цифры, листы с изображением посуды, кукольная посуда, палочки для счёта, цветные карандаши;
Предшествующая работа: д/игры «Посчитай-ка», «Геометрические фигуры», «Найди, где что расположено»
Словарная работа: один, два, … десять, слева, справа, внизу, вверху, цилиндр, шар.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
– Давайте поиграем в игру «Машина каша» (Игра с координацией движений: Дети идут по кругу, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой руки. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды. Разжимают кулаки. Сдувают воображаемые крошки с ладошек)
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами сегодня будем говорить о посуде. Рассмотрите кукольную посуду и скажите, какие геометрические фигуры напоминают некоторые её части?
Дети: Заварочный чайник похож на большой шар, кастрюля похожа на низкий и широкий цилиндр, а кофейник – на высокий и узкий цилиндр.
Воспитатель:
– Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Д/И «ПОМОЖЕМ МАЛЬВИНЕ»
Воспитатель:
– Сегодня к нам обратилась за помощью героиня одной известной нам сказки. Как её зовут? Из какой она сказки?
Дети: Мальвина из сказки «Приключения Буратино» Алексея Толстого.
Воспитатель:
– Правильно. Мальвина любит во всём порядок. Даже шкафы для посуды у неё пронумерованы. Посмотрите внимательно.
Дети: Три, четыре, пять.
Воспитатель:
– Мальвина просит вас помочь расставить в этих шкафах красные и синие фарфоровые чашки. Номер шкафа показывает, сколько красных и синих чашек вместе должно стоять на каждой полке в этом шкафу.
– Сколько красных чашек нужно поставит в шкафу под номером «три» на верхнюю полку, если там уже стоит одна синяя чашка?
Дети: В этот шкаф на верхнюю полку нужно поставить две красные чашки.
(Помещают на верхнюю полку одно изображение синей чашки и две красных чашки)
Воспитатель:
– Давайте сделаем вывод: Из каких чисел можно составить число «ТРИ»?
– Дети: Число «три» можно составить из чисел «один» и «два»
(Прикрепить числа 1 и 2 под изображениями чашек)
Воспитатель:
– Правильно, к одному прибавили два получилось три.
Сколько красных чашек надо поставить в этот же шкаф на нижнюю полку, если там уже стоят две синих чашки?
Дети: Нужно взять одну красную чашку.
(Помещают изображения двух синих и одной красной чашки)
Воспитатель:
– Давайте сделаем вывод: Из каких чисел можно составить число «ТРИ»?
Дети: Число «три» можно составить из чисел «два» и «один»
(Помещает цифры под изображением чашек)
Воспитатель:
– Правильно, к двум прибавили один получилось три. Молодцы!
(Аналогично с числами «четыре», «пять»)
Д/И «СЧИТАЕМ И РАССУЖДАЕМ»
(Десять красных и шесть синих чашек расположены в свободном порядке)
Воспитатель:
– Только мы помогли Мальвине расставить посуду, как Буратино вновь привёл всё в полный беспорядок. Скажите, каких чашек больше у Буратино, синих или красных?
Дети: Красных чашек больше, чем синих.
Воспитатель:
– Правильно. А как мы можем узнать, на сколько больше красных чашек, чем синих?
Дети: Можно расставить чашки парами.
(Расставляют чашки парами в два ряда)
Воспитатель:
– На сколько больше красных чашек, чем синих?
Дети: Красных чашек на четыре больше, чем синих.
Воспитатель:
– На сколько меньше синих чашек, чем красных?
Дети: На четыре синих чашек меньше чем красных.
Воспитатель:
– Как сделать так, чтобы красных и синих чашек стало поровну?
Дети: Надо добавить четыре синих чашек.
(Помещают изображения четырех синих чашек)
Воспитатель:
– Что можно сказать о количестве синих и красных чашек?
Дети: Их стало поровну одинаковое количество.
Воспитатель:
– По сколько их? Сосчитайте?
Дети: Синих и красных чашек по десять.
(Воспитатель убирает четыре синих чашки)
Воспитатель:
– Как можно по-другому уравнять количество синих и красных чашек?
Дети: Можно убрать четыре красных чашек.
(Убирают четыре красных чашек)
Воспитатель:
– Что можно сказать о количестве синих и красных чашек?
Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.
Воспитатель:
– По сколько их? Сосчитайте.
Дети пересчитывают чашки: Синих и красных чашек по шесть.
Воспитатель убирает чашки:
– Сколько чашек осталось?
Дети: Нет ни одной чашки.
Воспитатель:
– Каким числом это можно обозначить?
Дети: Это можно обозначит числом «ноль»
(Помещают карточку с цифрой «ноль»)
Воспитатель:
– Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙНИК»
Воспитатель:
– Пройдите на середину ковра, мы сейчас выполним упражнение.
(Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик надут)
Я – чайник, ворчун,
Хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ
Выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(Топают обеими ногами)
«Эй люди, я с вами почайпить хочу!»
(Делают призывные движения правой рукой)
Д/И «ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Воспитатель:
– А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и считать на слух. Я прочитаю вам хорошо знакомое произведение К. И. Чуковского «Федорино горе». А вы послушайте и посчитайте, сколько посуды было у Федоры?
И помчалися по улице ножи:
«Эй держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?
А за нею вилки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Какие названия посуды прозвучали в этом отрывке? Перечислите их.
Дети: Ножи, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, чашки, ложки.
Воспитатель:
– Сколько всего названий посуды прозвучало? Сосчитайте их.
Дети: Всего девять названий.
Д/И «НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ»
Воспитатель:
– Садитесь. Пожалуйста за столы и послушайте задание. Вы видите накрытый к приходу гостей стол. Осталось только раскрасить посуду на нём. Вы будете делать это по моей инструкции. Раскрасьте предмет, стоящий посередине стола в синий цвет. (Дети раскрашивают)
– Что стоит в центре стола?
Дети: В центре стола стоит синий чайник.
Воспитатель:
– Правильно. Теперь раскрасьте предмет слева от синего чайника в зелёный цвет. Что стоит слева от чайника?
Дети: Зелёная сахарница.
Воспитатель:
– Молодцы! А предмет справа от чайника раскрасьте красным цветом. Что стоит справа от синего чайника?
Дети: Справа от синего чайника стоит красный молочник.
Воспитатель:
– Правильно. Раскрасьте чашку, которая стоит вверху стола в желтый цвет, а внизу стола в оранжевый цвет. Молодцы! Стол накрыт к приходу гостей. Осталось приготовить угощенье.
Д/И «КЛУБНИЧНЫЙ ТОРТ»
Воспитатель:
– К Мальвине и Буратино в гости придут Пьеро и Артемон. Все вместе будут пить чай с тортом. Мальвине и Буратино надо разрезать торт на части так, чтобы всем хватило по одинаковому кусочку. Давайте поможем им. На сколько частей надо разрезать торт?
Дети: Торт нужно разрезать на четыре части, потому что за столом будут четыре сказочных героя.
Воспитатель:
– Как вы предлагаете это сделать?
Дети: Сначала нужно разрезать торт пополам, на две равные части.
(Дети складывают и разрезают пополам)
Воспитатель:
– Сколько частей получилось?
Дети: Получилось две части.
Воспитатель:
– Что нужно сделать теперь?
Дети: Теперь нужно разрезать каждую часть пополам, ещё раз на две равные части.
Воспитатель:
– Сколько частей получилось? Посчитайте?
Как можно назвать одну получившуюся часть, если мы разделим торт на четыре части?
Дети: Четвёртая часть.
Воспитатель:
– Что больше: целый торт или одна четвёртая часть торта? Правильно. Молодцы, Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь.
Д/И «ПРИГОТОВИМ ЧАЙ ДЛЯ ГОСТЕЙ»
Воспитатель:
– Ребята, подойдите к столу (на столе два чайника разной величины и четыре одинаковых чашек) Для гостей нам нужно приготовить ещё и чай. Сколько сказочных героев будет за столом?
Дети: За столом будет четыре героя.
Воспитатель:
– Можете ли сказать, хватит ли этого чая для того, чтобы налить всем гостям по одной чашке? Что же делать? Сколько чашек налили из меньшего чайника?
Дети: Из этого чайника налили две чашки чая.
Воспитатель:
– Сколько чашек налили из большего чайника?
Дети: Из этого чайника тоже налили две чашки. И чая в чайнике больше нет.
Воспитатель:
– Чашки одинаковые по размеру. Из каждого чайника вы налили по две чашки. Что можно сказать о количестве чая в чайниках?
Дети: В чайниках было одинаковое количество чая – по две чашки.
Воспитатель:
– Правильно, мы можем считать чашку меркой. В каждом чайнике было по две мерки. Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь.
ИТОГ:
Воспитатель:
– Ребята, где мы сегодня были? (В гостях у Мальвины)
– Что делали? (Считали, называли цифры, определяли геометрические фигуры, определяли место посуды на столе, делили целое на части, мерили меркой чай)
– Что вам понравилось? (Ответы детей)
– Спасибо, все вы молодцы!