Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Использование игровых упражнений для коррекции дисграфии в младших классах»

Ольга Лапина
Консультация для педагогов «Использование игровых упражнений для коррекции дисграфии в младших классах»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: привлечь внимание учителей к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь, по русскому языку и чтению.

План:

1. Дисграфия как причина неуспеваемости в школе

2. Виды дисграфии

3. Особенности детей с дисграфией

4. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

1. Дисграфия как причина неуспеваемости в школе

В настоящее время в системе школьного образования наблюдается стабильное увеличение количества учащихся с нарушениями звукопроизношения, что является предпосылкой нарушения письменной речи.

Различные проявления дисграфии служат одной из основных причин неуспеваемости в начальных классах, что зачастую приводит к снижению уровня школьной мотивации, утрате интереса к учебе, и, как следствие, низким результатам обучения. Своевременное выявление и коррекция звукопроизношения способствует выявлению предпосылок нарушений письменной речи, и являются одними их приоритетных проблем современной общей педагогики и логопедии.

Проблема усугубляется еще и тем, что в последние годы среди поступающих в начальную школу учеников наблюдается рост числа детей с различными видами нарушениями развития, прежде всего, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). То есть, увеличивается группа риска с недостаточной сформированностью речевых навыков, необходимых для успешного освоения письма, имеющая все предпосылки для развития дисграфии.

Дисграфия проявляется в стойких повторяющихся ошибках на письме, искажении звукослоговой структуры слов, замене одних букв другими, искажении написания букв, слитном написании слов, неумении воспринимать и воспроизводить грамматический строй языка. Подобного рода расстройство сопровождается снижением учебной активности и эффективности обучения в целом. Также отмечается снижение интенсивности мыслительных операций, недостаток внимания, памяти и связанного с этим припоминания вербального материала, повышенный уровень тревожности, часто недостаточное развитие эмоционально-волевой регуляции.

2. Виды дисграфии.

На современном этапе одной из действующих классификаций дисграфии является классификация психолого-педагогического подхода, разработанная Р. И. Лалаевой и сотрудниками кафедры РГПИ им. Герцена.

Согласно ей, выделяют пять форм дисграфии:

1. Акустическую дисграфии, связанную с нарушением звукопроизношения, артикуляции и фонематического восприятия (замена букв фонетически близкими звуками, при этом не наблюдается проблем в устной речи, неправильное обозначение мягкости на письме).

2. Артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания (проявляется в заменах, пропусках и смешения: аффрикат, свистящих и шипящих, парных звонких и глухих согласных и т. д).

3. Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза – проявляется на письме у детей в качестве искажения структуры слова и предложения (пропуски, перестановка и добавление букв и слогов).

4. Аграмматическую дисграфию, которая связана с проблемами в лексическом развитии и несформированностью лексико-грамматического строя речи (выражается в пропуске членов предложения, замене приставок и суффиксов, нарушении последовательности слов в предложении, неправильном употреблении предлогов, рода и числа).

5. Оптическую дисграфию, связанную с недоразвитием зрительно пространственным восприятием (выражается на письме в заменах и искажениях букв: графически сходных, имеющие общие элементы, лишние или добавление элементов, зеркальное написание, отрыв элементов).

Все указанные выше виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка такой вид расстройства письменной речи называется смешанная дисграфия.

3. Особенности детей с дисграфией

Ученые считают, что частой причиной нарушения письма является именно оптическая дисграфия, то есть, имея достаточную остроту зрения, ребенок не различает разницу начертания похожих оптически букв, что приводит к их неправильному написанию или замене. Ребенок не воспринимает букву в качестве символа, изображающего тот или иной звук. Он видит в букве сочетание бессмысленных графических элементов – черточек и кружков – поэтому часто путает эти элементы на письме или в тексте

Успешность коррекции оптической дисграфии, как и других форм расстройства письменной речи во многом зависит от своевременного выявления проблемы и правильного выбора методов по их устранению. Комплексная педагогическая работа должна быть направлена на формирование, восстановление и развитие предпосылок письма, а также на общее развитие ребенка.

Обучаясь письму, ребенок – дисграфик испытывает очень много напряжения, физически ощутимого. Поэтому нелишним будет рекомендовать родителям приобретать ручки и карандаши, которые удобно подолгу держать в руке. Ручки должны быть трехгранными с мягкой резиновой подушечкой, которая, в свою очередь, может быть покрыта маленькими пупырышками для массажа пальцев ребенка. Также детям бывает трудно писать на белых листах, поэтому можно позволить писать в тетрадях с цветными листами.

Проверяя письменные задания дисграфиков, следует использовать разные цвета: с помощью одного цвета можно корректировать ошибки грамматические, а с помощью другого – смысловые.

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память, поэтому не стоит им предлагать исправлять ошибки. Нужно научить дисграфиков не делать ошибки.

Ребенок с дисграфией обязательно должен побывать в «ситуации успеха», такой подход положительно отразится на его самооценке.

4. Игры и упражнения для коррекции дисграфии.

«Корректурная правка»

Нужна книжка скучная, с крупным шрифтом.

Каждый день по 5 мин по 1 букве зачеркиваем, через 5-6 дней переходим на 2 буквы, одна зачеркивается, другая - в кружок.

«Печатный станок»

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам, по одной букве в клетку, буква должна занимать клетку целиком!

«Что за слово?»

Из первых звуков каждого слова составить другое слово (лес, игла, санки, арбуз – лиса)

«Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего (например «стакан» - «нога» - «апрель», а за ним «листок» и т. д.

«Шифровальщик»

Цель: закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове

Варианты игры: а) Выделить устно из слов первый слог Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично. б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.) в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение

«Собери меня»

Выложить из счетных палочек букву, затем можно усложнить задание и превратить букву в другую букву (например Г, затем П).

«Будь внимателен»

Продиктовать различные слоги, причём некоторые можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, нои т. д.). Затем попросить найти одинаковые слоги; найти слово, которое есть среди слогов.

«Слово рассыпалось»

Необходимо собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт – самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н – слон и т. д.

«Внимательные глазки»

В данном упражнении ребенку предлагается прочитать спрятанное слово, мысленно убрав повторяющуюся букву, например: уукунууиугууау – книга. Если ребенок затрудняется, то можно вычеркнуть букву, которая повторяется.

«Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: все, что пишем, проговариваем вслух в момент написания, с подчеркиванием.

«Вглядись и разберись»

Материал для работы – сборники диктантов.

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

«Пропущенные буквы»

Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

«Лабиринты»

Хорошо развивают крупную моторику, внимание.

Метод ритмизованного чтения. При нарушении языкового анализа и синтеза можно использовать метод прочитывания предложений со слоговым ритмом, т. е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, т. е. так, как они пишутся. Послоговой ритм расчитан на запоминание орфограмм в обход их понятийной обусловленности.

Частота тренировочных упражнений в чтении. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. 5 мин. читаем, затем пересказываем, через некоторое время еще читаем. Эффект такой тренировки намного выше, чем 1,5 часовое чтение. Важна не длительность, а частота упражнений.

Ежедневные 5-и минутки чтения.

Щадящее чтение. Режим щадящего чтения помогает ребенку при чтении.

Зрительные диктанты. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Это значит, что дочитав предложение до конца. Ребенок забывает начало. Исправить этот недостаток можно с помощью зрительных диктантов.

Чтение на время. Увеличение темпа чтения вызывает положительныех эмоции у детей. Им хочется читать еще и еще раз. Но читать желательно не более 3-х раз.

Ежедневное заучивание наизусть по 2-3 строчки. Работа памяти идет даже при переключении внимания.

Ориентировка в тексте. Называние страницы, абзаца.

Обогащение словарного запаса за счет упражнений по подбору синонимов, лексическому анализу текстов, семантическому анализу, работы с фольклорными элементами: пословицами, поговорками, считалками и т. д.

Работа с деформированными предложениями. Восстановление текста по названиям целого текста и его частей: устный рассказ или запись 2–3 предложений по каждой части; восстановление пропущенных частей текста, редакция деформированного текста.

Написание графически схожих строчных букв, типа м-и-л-ш; у-д; у-ц-щ, к-п-н и заглавных, типа Ч-У и т. п., написание строчных букв со схожими элементами в противоположных графических зонах б-д, в-д, и-у, в-у и т. п., написании соединений графически схожих строчных букв, типа ши, ми, ли, щи, ци.

Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок, а также способствуют усвоению учебного материала, общему развитию речевых навыков, устранению недостатков формирования эмоционально-волевой сферы личности учащихся, повышению их учебной мотивации и самоконтроля, улучшению внимания и памяти, активизации мыслительной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Адиян, А. А., Бочкарева Т. А. Дисграфия у младших школьников: опыт практического анализа // Актуальные проблемы логопедии. – М. : Издательский Дом «Наука образования», 2013. – С. 106–111.

2. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей/Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. Москва: Просвещение, 1972.- 205с

3. Медведева, М. А. Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы // Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2020. -С. 36– 39.

4. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. Москва: ВЛАДОС, 1997.- 325 с.

Список рекомендуемой литературы:

1. Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей / Л. П. Барылкина, И. П. Матраева, Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 128 с. (Методическая библиотека)

2. Безруких, Н. Н., Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей/ Н. Н. Безруких. - Новосибирск. : ЦЭРНС, 1994. – 112с

3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей / И. А. Кравченко // М. : Гном – Пресс. – 2005.

4. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления: Пособие для учителей-логопедов, учителей и родителей / И. Н. Садовникова. Москва: ВЛАДОС, 1997.- 325 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование игровых упражнений для коррекции дисграфии в младших классах»
Опубликовано: 12 января 2025 в 22:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование игровых упражнений для коррекции дисграфии в младших классах»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД