Ольга Лапина
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [C]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: постановка звука [C].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;
Коррекционно-развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, фонематические процессы, формировать правильную воздушную струю;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость и самоконтроль.
Оборудование: картинка (изображение) пирата, карта, конверт с письмом, артикуляционные карточки, изображение корабля, пазл, карточки, цветные карточки (сундук).
1. Орг. момент.
Прежде, чем начать занятие. У меня для вас есть важная новость.
Сегодня к нам пришел особенный гость. Для того, чтобы узнать, кто это я предлагаю тебе отгадать загадку:
Учитель-логопед:
Я на острове далеком
Много лет тому назад
В яме темной и глубокой
Закопал бесценный клад.
Мне традиции велят
Делать так, ведь я –.
Учитель-логопед:
Правильно! Это маленький пират по имени Сеня.
Он узнал, что ты учишься ставить звуки, и пришел вместе с тобой поучиться.
Так как он пришел к нам в гости, мы должны с тобой его поприветствовать.
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Улыбнитесь друг другу приветливо.
(Упражнение «Забор»).
1. «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Описание: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос.
Теперь угостим нашего гостя блинами со сливовым вареньем.
(Упражнение «Блинчик»)
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
(Упражнение «Вкусное варенье»)
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Варенье наш гость запивает чаем из чашечки.
(Упражнение «Чашечка»).
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Сене, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
Учитель-логопед:
В благодарность за угощения наш гость принес нам подарки.
Игра «Волшебный мешочек»
Что же принес Сеня? (в мешочке пазл [С].)
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С].
Учитель-логопед:
Для того, чтобы правильно произнести звук [С] нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ). (зеркало)
Упражнение на моторику с проговариванием звука [С]. (Приложение №1)
Постановка звука [C]
По подражанию с введением игровых приемов:
– насосом накачиваем колесо (с-с-с);
- дует холодный ветер (с-с-с);
- сдувается шарик (с-с-с);
Для начала расскажем Сене, как мы произносим звук [С
Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
Молодец. Наш язычок готов к занятию.
Пока Сеня ехал к нам в гости он потерял свою шкатулку. Давай поможем Сене её найти.
Веди пальчиком и проговаривай долго-долго. С-с-с-с-с.
Наш гость Сеня немного устал и предлагает нам немного отдохнуть.
Физкультминутка " Море"
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудиться в тумане (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, моряков мы поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклон вперёд)
И сжимаем в кулаке (сжимают кулак)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседание
Учитель-логопед:
Зато, что мы с вами правильно выполнили задание Сеня, приготовил нам еще один подарок (шкатулка, которую мы помогли ему найти.
Что это? (Дети достают появившуюся письмо и карту «Остров Сокровищ»)
Письмо (Приложение №2)
Приветствую тебя, мой друг! Я бесстрашный пират! Всю жизнь я собирал сокровища, а потом сложил их в сундук, и спрятал в надёжном месте. Если вы хотите найти мой клад, то Вам придётся доказать, что вы этого достойны! Выполните мои задания. За каждое задание — вы получите подсказку. Собрав все подсказки вместе, вы отыщите «Остров сокровищ» где я и спрятал свой клад. Мой клад отыскать сможет только самый упорный и старательный юнга. Удачи, мой дорогой друг!
Ребята, как мы можем воспользоваться картой?
Ответ детей: По ней можно отыскать клад.
Правильно. Но чтобы его найти, нам нужно выполнить задания.
Ну что, кто хочет отправиться в путешествие на поиски клада?
На чём можно отправиться в путешествие? Как ты/вы думаешь?
Ответ детей: (в путешествие можно отправиться на самолёте. (поезде, автомобиле, корабле).
Как это можно назвать это одним словом?
Ответ детей: Транспорт.
На чём можно отправиться в морское путешествие?
Ответ детей: на корабле.
Правильно. Для этого необходимо построить корабль.
Учитель-логопед:
Для того, чтобы получить детали для корабля, Сеня предлагает нам поиграть в игру.
Игра «Ловишки».
Как только услышишь звук [С], сразу лови его - хлопай в ладошки: М-Ш-С-К-С-Н-Д-С-Р-Л-С-Т-Б-С-Х
Молодец! Наш корабль готов к отплытию.
Учитель-логопед:
Прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо собрать вещи.
Игра «Собери вещи»
Соберем вещи, в названии которых есть звук [С].
Часы, сумка, компас, сундук, носки, глобус, очки, тапки, шапка.
3. Рефлексия:
Какой звук мы научились произносить?
- Как должны быть расположены губы при произнесении звука [С]? А язык?
- Какие игры тебе больше всего понравились?
Посмотри, у меня на столе лежат три сундучка. Если ты считаешь, что у тебя сегодня все получилось и у тебя не было трудностей в заданиях, покажи мне зеленый сундучок. Если у тебя все получилось, но в каких-то заданиях возникли трудности, покажи желтый сундучок. Если ты считаешь, что у тебя ничего не получилось, покажи красный сундучок.
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились вместе с пиратом Сеней ставить звук С]. Повтори еще раз. Молодец!
Попрощаемся с пиратом Сеней и пригласим его на следующее занятие.