Елена Курилова
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет. Тема: Число и цифра 5
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
"В лес по ягоды".
Тема: число и цифра 5.
Цель: познакомить детей с числом и цифрой 5; дать представление о счёте до пяти.
Задачи:
-образовательные: сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;
Публикация «Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет, Тема: Число и цифра 5» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-развивающие: продолжать развивать умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение вовремя прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа: дидактическая игра "Найди своё место", "Сколько-столько", настольные игры "Геометрическое лото", "Лесные ягоды"; ознакомление детей с правилами поведения в лесу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушки медвежонок и зайчонок, картинки с изображением земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов (мячи, морковки, яблоки, машинки, карточки с цифрами 1-7.
Раздаточный: 6 кругов красного и 6 кругов синего цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого, карточки с изображением зайчонка и медвежонка на каждого ребёнка.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Дети, скажите, какое сейчас время года? А вы любите осенью ходить в лес?
Дети: Время года осень. Да, любим.
Воспитатель: А что можно найти в лесу?
Дети: Шишки, жёлуди, орехи, ягоды, грибы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу пришли медвежонок и зайчонок. Они приглашают нас в лес за ягодами. Поедем с ними? Вы согласны?
Дети: Да, мы поедем?
Воспитатель: На чём можно добраться до леса?
Дети: (дети предлагают различные средства передвижения):
-До леса можно доехать на машине, автобусе, велосипеде, поезде. Пройти пешком до леса по дороге.
Воспитатель: А давайте поедем в лес на поезде.
2. Актуализация знаний.
Игра "Билет на поезд".
Воспитатель: Дети, что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд?
Дети: Надо купить билеты.
Воспитатель: Где покупают билеты?
Дети: Покупают билеты в кассе.
Воспитатель: Как называется человек, который продаёт билеты?
Дети: Это кассир.
Воспитатель: Дети, сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе?
Дети: Столько же, сколько детей.
Воспитатель: Дети, поезд у нас необычный, и билеты тоже необычные. Это карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Я предлагаю подойти к столу-кассе, где находятся наши карточки- билеты. Будьте внимательны при покупке билетов, не забудьте сосчитать предметы (Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Дети самостоятельно покупают билеты).
Воспитатель: Все купили билеты? Предлагаю пассажирам пройти к поезду (дети выстраиваются друг за другом, воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда).
-В поезде есть проводник, который проверяет билеты у пассажиров. Этим проводником буду я. Пассажир, предъявите ваш билет. Что нарисовано на вашем билете, сколько предметов?
Дети (если билет куплен правильно, дети отвечают): У меня нарисовано 4 яблока (мяча, морковки и т. п.).
(Если на карточке-билете не 4 предмета, то воспитатель просит ребёнка пассажира пересчитать предметы. Ребёнок видит свою ошибку при счёте, относит свою карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета)
Воспитатель (после того, как все места заняты, поезд отправляется): Все пассажиры на местах, билеты проверены, можно ехать (Звучит музыка "Весёлый паровоз").
-Посмотрите на право, посмотрите на лево. Приехали в лес.
Игра "Отдых в лесу".
Дети встают со стульев - выходят из поезда - и идут в лес (включить запись "Звуки леса").
Воспитатель: Дети, вот мы и в лесу, расскажите, как надо вести себя здесь?
Дети: Нельзя шуметь, чтобы лесные жители не испугались. Нельзя мусорить, засорять природу. Лес - дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы знаете правила поведения в природе. В осеннем лесу много интересного. Дети, посмотрите, на дереве сидит белочка, она нашла шишку и несёт её в дупло. Давайте, покажем, как прыгает белка с ветки на ветку (дети имитируют движение белки). А там смотрите, синица, она полетела на поляну (дети имитируют движение полёта птицы). Пойдёмте за ней.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра "По ягоды".
Воспитатель: Птичка синичка привела нас на поляну с ягодами (дети встают около стола, на середине которого вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребёнка). Какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Земляника, малина, черника.
Воспитатель: На какие ягоды похожи красные круги (синие круги?
Дети: На землянику. На чернику.
Воспитатель (показывает картинки с изображением земляники и черники): Вы назвали правильно. А теперь поможем медвежонку и зайчонку собрать и сосчитать ягоды. Сядем на полянку (дети садятся за стол, около каждого ребенка лежат картинки с изображением зайчонка и медвежонка).
-Медвежонок собрал 4 землянички (дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой около картинки медвежонка).
-Зайчик собрал столько же ягод черники (дети под красными кругами выкладывают синие).
-Сколько ягод черники вы положили?
Дети: Четыре ягоды.
Воспитатель: Почему вы выложили 4 синие ягодки?
Дети: Ягод земляники - 4, ягод черники - тоже 4, а 4 и 4 - поровну.
Воспитатель: Вдруг медвежонок нашёл ещё одну ягодку земляники (дети берут ещё один красный круг и кладут его рядом с остальными).
- Сколько теперь ягод земляники (дети хором считают, дотрагиваясь пальцем до каждой ягодки?
Дети: Пять ягод земляники.
4. Открытие нового знания.
Игра "По ягоды" (продолжение).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники?
Дети: Надо сосчитать ягодки земляники.
Воспитатель: Кто знает, какое число следует при счёте за числом четыре?
Дети: За числом четыре идет число пять. Число пять. Пять (несколько ответов детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы нам очень помогли! А теперь мы с вами вместе сосчитаем ягодки земляники.
Дети и воспитатель: Одна ягода, две ягоды, три ягоды, четыре ягоды, пять ягод.
Воспитатель: Итак, при счёте после 4 идёт 5.
-Как получилось 5 ягод?
Дети: Было 4 ягодки, добавили ещё одну, и получилось 5 ягод.
Воспитатель: Каких теперь ягод больше?
Дети: Больше земляничек.
Воспитатель: Как сделать поровну?
Дети: Надо убрать одну ягодку земляники. Надо добавить одну ягодку черники.
Воспитатель: Сколько теперь ягод земляники (черники?
Дети: 5 ягод земляники, 5 ягод черники. Поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Воспитатель: Дети, наши зверюшки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать сколько ягод они собрали. Выберите на столе карточку, которую надо послать лисёнку, для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.
Воспитатель: Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой?
Дети: Да сумели (дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод).
Воспитатель: Число пять записывается с помощью цифры 5.
(Если дети не смогли найти карточку с нужной цифрой, то воспитатель показывает её детям)
6. Включение нового знания в систему знаний.
Игра "Ягодка для мамы".
Воспитатель (предлагает детям встать из-за столов): Дети, я приглашаю вас на лесную поляну, где много ягод. Мы будем их собирать для любимой мамочки. Но у нас нет с собой корзинок. Как вы донесёте ягоды?
Дети: На ладошке. На листочке (дети изображают свой способ в движении)
Воспитатель: Дети, рвать ягоды вместе с веточкой нельзя.
Игра "Вкусные ягоды"
Воспитатель: Дети, вы набрали много ягод, устали. Давайте, отдохнём и попробуем ягодки земляники (дети садятся за столы, где лежат круги красного и синего цвета).
Воспитатель: Съешьте столько ягод земляники (показ карточки с цифрой 1).
-Съешьте вот столько ягод земляники (показ карточки с цифрой 5).
-Почему вы не можете выполнить просьбу?
Дети: Ягод земляники осталось 4, а нужно съесть 5.
Воспитатель: Съешьте вот столько ягод черники (показ карточки с цифрой 5).
Дети:(дети берут 5 ягод черники пересчитывают их по одной).
Воспитатель: Сколько ягод у вас осталось?
Дети: Осталось 4 ягоды.
Воспитатель: Какие это ягоды?
Дети: Это ягоды земляники.
Воспитатель: Дети, у вас от черники испачкались губы, оближите их. Проведите несколько раз языком по губам слева направо и справа налево.
(гимнастика для язычка)
7. Итог НОД.
Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали во время игр, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали вместе с зверюшками?
-Что интересного сделали? Что нового узнали?
Дети: Мы покупали билеты на поезд. Мы собирали ягоды, вместе с зверюшками считали их. Помогли зайчонку и медвежонку отправить письмо другу. Узнали цифру 5.
Воспитатель: Дети, мы с вами смогли помочь зверюшкам собрать ягоды и написать письмо лисёнку, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.