Алина Гяцявичене
Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе «Зима пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе «Зима пришла»
Задачи: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в живой природе; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; развивать представление детей о превращении льда в воду, о свойствах снега.
Материалы: картина на зимнюю тематику, презентация «Зима пришла», оборудование для опытов.
Публикация «Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе „Зима пришла“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход ОД
Дети рассматривают картину «Зима»
- Какое время года на картине? По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа и погода зимой?
Обобщаются знания детей о зиме
(слайд 1)
- Как зимуют растения зимой? Снег – одеяло для трав.
Снег покрывает землю толстым ковром, под которым продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь. Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Деревья и кустарники впадают в зимний сон. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.
(слайды 2, 3)
- А почему зимой мы не встречаем насекомых? Как они готовятся к зиме?
Насекомые зимой находят себе удобные места, в которых крепко спят
(слайд 4)
- Почему так мало птиц зимой?
Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев. На ветках деревьев и кустарников остались почки, семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью. Во время метелей и снегопадов, в сильный мороз, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. Поэтому, нужно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом деревьях. Так, птицы приносят большую пользу.
(слайды 5, 6)
- Как живут звери в лесу?
Зверей зимой спасают мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и питание запасают с осени. Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
(слайд 7)
- Как изменился труд людей зимой?
Зимой люди заботятся о домашних животных. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, кролики, овцы и свиньи - мясо. На покрытых снегом полях идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения. В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, посыпают песком.
(слайды 8,9,10)
- Ребята, а вам нравится зима? Какие зимние забавы вы любите?
Подвижные игры на свежем воздухе зимой очень нужны для укрепления нашего организма.
(слайд 11)
Физминутка
-Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Опыт со льдом.
Воспитатель раздаёт детям кубики льда.
- Ребята, потрогайте, что это? (лёд)
- Какой лёд на ощупь? (твёрдый, холодный)
- Лёд холодный, а руки у нас какие? (тёплые)
- Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в тёплых ладошках! Будем греть лёд.
Дети греют лёд в ладонях, и появляется вода.
- Откуда взялась вода? (изо льда)
- Лёд остался таким же, каким был? (стал маленьким)
- Значит – лёд превратился в воду.
Опыт со снегом.
- Какого цвета снег? (белый)
- Возьмите снег и посмотрите на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Значит – снег холодный, белый, а вода прозрачная.
- Теперь мы окрасим снег в разные цвета. Снег рыхлый и поэтому впитывает краску.
- Ребята, посмотрите, снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.
- Пока мы с вами проводили опыт, на улице пошёл снег, и к нам прилетели снежинки. Давайте заставим их кружится.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
- Медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (3 раза)
Рефлексия
- Ребята, о каком времени года мы говорили? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?