Светлана Захарова
Конспект ОД по ФЦКМ «Путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14
Конспект
образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе
на тему: «Путешествие на воздушном шаре»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Подготовила воспитатель МБДОУ № 14 С. Г. Захарова
Елец, 2014 г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект ОД по ФЦКМ „Путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах
Цель: формировать у детей познавательные действия, интерес к экспериментальной деятельности; умение делать простейшие умозаключения
Задачи:
Образовательные:
- формировать первичные представления об объектах неживой природы: свойстве воздуха (расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении) и свойствах воды (жидкая,прозрачная, не имеет формы, вкуса, запаха, является растворителем, может переходить в твердое и газообразное состояние, о значении воды в нашей жизни;
- закреплять представление о круговороте воды в природе;
- уточнять и расширять словарь детей словами: лаборатория, опыт, оборудование, круговорот, исследователь, растворитель.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, память, мышление в процессе экспериментирования (умение выдвигать гипотезы, делать выводы);
- развивать диалогическую речь;
- развивать темп и ритм речи;
- развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением.
Словарная работа:
- уточнять и расширять словарь детей словами: лаборатория, опыт, оборудование, круговорот, исследователь, растворитель, жидкость, течь, литься, переливаться, расширяется, сужается, испаряется.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование и материалы:
изображение воздушного шара, воздушный шарик, пластиковая бутылка, тазики с горячей (60*) и холодной водой, свеча, ложка, зажигалка, пустой стакан, карточки-символы; аудиозаписи (шум прибоя, горный ручеек, капель, шум дождя, голос «Капельки»).
Раздаточный материал:
2 стакана с водой, 1 стакан с соком, 1 стакан с соленой водой,1 пустой стакан,1 чашка, 3 соломинки, 2ложки, бумажный цветок, термосы с горячей водой, со льдом, стеклянная крышка, шапочки для игры «Тучка и капельки».
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение энциклопедии, стихотворений о воздухе, воде, инее, льде, росе, дожде, снеге: «Град» Е. Серов, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, «Лед» Г. Ладонщикова, «Пар» Н. Михайловой; наблюдения за облаками, дождем, состоянием природы после дождя; прослушивание музыкальных произведений А. Филипенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает», Н. Кувшинникова «Гроза», д/и «Ручеек»; рассматривание глобуса, воздушного шара; беседы: «Воздух и его роль в жизни всего живого», «Как вода приходит в дом»; разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», игры «Тучка и капельки».
Ход образовательной деятельности:
В. : Дети, приглашаю вас отправиться впутешествие. На чем можно путешествовать? (Ответы детей.)
Предлагаю сегодня отправиться в путешествие на воздушном шаре. Но чтобы отправиться в путь, нам нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
В. : Что это? (Воздушный шар.) Чем он наполнен? (Воздухом.)
А вот какой воздух необходим, чтобы шар взлетел, мы сейчас узнаем.
Подойдите ко мне.
Воспитатель надевает воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Держит ее в течение 1 мин. в горячей воде.
В. : Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
(Воспитатель ставит бутылку в холодную воду.)
В. : Что вы видите? (Шарик сдувается.)
В. : Как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей.)
В. : Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается.
Посмотрите, под воздушным шаром есть горелка, зачем же она нужна? (Нагреть воздух.)
Теплый воздух легче, чем холодный и поднимает шар вверх. (Горелка нужна, чтобы шар взлетел.)
Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар, и он поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается вниз.
В. : Занимайте место в корзине (садятся на стулья) воздушного шара. Отправляемся в полет.
Проговаривание чистоговорки.
Чу-чу-чу – на шаре я лечу.
Чи-чи-чи – лучи солнца горячи.
Ча-ча-ча – налетела туча.
Чи-чи-чи – не боимся тучи.
Мы уже высоко поднялись. Посмотрите вниз. Что это там зеленого цвета (ответы детей). Что желтого и коричневого цвета (ответы детей) А что там голубого и синего цвета (ответы детей)
В. : Внимание, мы прилетели в страну Воды, можем выходить из корзины (звучит тихая музыка, шум воды).
В. : Где же жители этой страны, почему мы никого не видим?
Ой, смотрите, Капелька!
Капелька: Здравствуйте, дети, это я – Капелька. Жителями этой страны являются такие как я, а все вместе мы образуем воду, которая у вас на столе. Мои подружки – капельки уже объединились и превратились в воду, а я отстала, потому что не знаю как мне себя вести и ничего не знаю о воде и ее свойствах.
В. : Дети, поможем Капельке узнать о свойствах воды и догнать ее подружек. Но для этого нужно провести серьезную научную работу, для чего нам нужно вооружиться вниманием и терпением, и конечно нам нужна лаборатория.
Капелька: Пожалуйста, лаборатория здесь есть, проходите.
(Дети входят в лабораторию.)
В. : Сейчас я предлагаю вам стать учеными – исследователями и заняться исследованием воды. Садитесь за свои рабочие места. Нам нужно быть внимательными и аккуратными. Давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Опыт №1.
В. : Нужно взять стакан с водой, наклонить над другим стаканом. Что происходит с водой? (Она льется, переливается, течет.)
В. : Проделаете то же самое. Какую форму принимает вода? (Форму стакана.)
Теперь перелейте воду из стакана в чашку. Какую форму приняла вода? (Форму чашки.)
Что можно сказать про воду: какое это вещество? (Жидкое.)
Вывод: Вода – это жидкость. Что она может делать? (Течь, литься, переливаться и принимать любую форму.)
Выберите символ, которым можно обозначить это свойство.
Опыт №2.
В. : Перед вами стоят 2 стакана с соломинками. В одном вода, а в другом сок. Попробуйте воду, потом сок. Какой вкус у сока? (Сладкий.) А у воды? (У воды нет вкуса.) Какой можно сделать вывод? (Вода не имеет вкуса.)
Прикрепляем символ.
Опыт №3.
В. : Предлагаю вам понюхать сок и воду. Чем пахнет сок? (апельсином). Почему (потому что это апельсиновый сок). А вода пахнет? (Нет.) Какой вывод делаем? (У воды нет запаха.)
Прикрепляем символ.
Опыт №4
В. : А сейчас опустите в стакан с соком и в стакан с водой по 1 ложке. В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (В стакане с водой ложку видно, а с соком нет.) Почему? (Потому что вода прозрачная, а сок нет.)
Какой вывод можно сделать? (Вода прозрачная.)
Прикрепляем символ.
Опыт №5
В. : У вас на столе стоит еще 1 стакан. Как вы думаете, что в нем? (Вода.) Как вы догадались? (Прозрачная жидкость.) Попробуйте ее. (Там соленая вода.) В. : Как получилась соленая вода в стакане? (В воду насыпали соль). А я что –то ее не вижу. Почему? (Соль растворилась.)
В. : У вас на блюдце лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой и размешайте. Что произошло с сахаром? (Сахар растворился.)
В. : Мы с вами сделали еще одно открытие: вода умеет растворять. Что еще может растворить вода? (Соду, стиральный порошок). А песок? (нет).
В. : Давайте проверим. Насыпьте в другой стакан с водой песок и размешайте. Что вы видите? (Вода стала мутной, а песок осел на дно).
Какой вывод делаем? (Вода умеет растворять некоторые вещества.)
Прикрепляем символ.
Опыт № 6:
В. : Мы выяснили, что вода – это жидкость. А теперь посмотрите, что это у меня? (раздать всем кусочки льда). Да, это лед. Подержите его в ладошке. Что с ним происходит? (Он начал таять). Почему? (Потому что ладошки теплые) Что получится изо льда, когда он растает? (Вода.) Значит, лед это что? (Лед это вода.)
Вот мы с вами установили, что вода – волшебница, она может превращаться в лед. А может быть вода умеет совершать еще какое-нибудь превращение.
Подойдите ко мне, станьте вокруг стола. Я вам покажу еще один опыт. (Воспитатель набирает в ложку немного воды, зажигает свечу и нагревает над пламенем ложку с водой. Вода испаряется.)
В. : Куда исчезла вода? (Испарилась.) Вода превратилась в пар (газообразное состояние).
В. : Когда еще вода превращается в пар? (Когда кипит чайник.)
В. : В термосе горячая вода. Что вы видите над ним? (Пар.)
В. : Положим на горлышко термоса холодное стекло. Что вы видите? (Пар оседает на стекло.) Снимаю стекло. Что вы видите? (Со стекла стекает вода.)
Вот мы открыли еще один секрет: пар может снова превратиться в воду, если остывает.
Прикрепляем символ.
В. : Вот видишь, Капелька, как много теперь ребята знают о воде.
Капелька: Спасибо вам, ребята. Какие вы умные и сообразительные, настоящие исследователи. А сейчас я для вас приготовила сюрприз: цветок, сделанный из бумаги, в воде как будто распускается. Опустите в стакан с водой бумажный цветок, и вы в этом убедитесь.
В. : Ой, куда делась Капелька? (Она испарилась, поднялась вверх на тучку).
Капелька: Дети, предлагаю вам поиграть в мою любимую игру «Тучка и капельки».
В. : Вы сейчас станете капельками, а я – мамой-тучкой?
Физкультминутка: игра: «Тучка и капельки».
Отпросились капельки у мамы погулять.
(Звучит спокойная музыка.)
На Землю все отправились на травке поиграть.
(Шум дождя – гуляют.)
Напоили капельки природу на Земле.
(Присели.)
Дружно взялись за руки и бегом к реке.
(Шум реки – взявшись за руки, бегут.)
И собрались капельки в море отдохнуть.
(Шум моря – присели.)
Но заскучала мамочка, солнце позвала.
(Спокойная музыка.)
Выглянуло солнышко, лучи все греть взялись,
Тепленькие капельки к тучке поднялись.
(Подбегают к воспитателю.)
В. : Вот так в природе происходит круговорот воды.
Дети, что произойдет, если на Земле не будет воды? (Ответы детей.)
В. : Что же надо делать, чтобы чистая вода не иссякла на земле? (Надо экономить воду, беречь ее, не загрязнять водоемы.)
В. : Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в корзине воздушного шара. (дети садятся) А пока летим, давайте вспомним, как помогли Капельке. (Ответы детей.)
В. : Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Дети:
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманный заползает.
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить: без нее нам не прожить!
В. : Вот мы и приземлились. Понравилось вам наше путешествие?
В. : Мы с вами сегодня совершили необычное путешествие на воздушном шаре, благодаря тому, что узнали о свойстве воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
В стране воды вы много узнали о свойствах воды с помощью опытов,о круговороте воды в природе, и помогли Капельке присоединиться к своим подружкам.