Татьяна Кондраченко
Конспект ООД по декоративной лепке «Утушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка»
Старшая группа
Возраст: 5-6 лет.
Форма проведения: Организованная образовательная деятельность.
Цель: Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.
Задачи:
Познакомить детей с каргопольскими изделиями, с лепкой каргопольской игрушки «Утушка», выделяя характерные особенности (туловище в форме овала, вытянутая шея, плоский клюв).
Публикация «Конспект ООД по декоративной лепке „Утушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы, пропорции деталей)
Обогащать словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
Развивать мелкую моторику в процессе лепки.
Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Демонстрационный материал: письмо, каргопольские игрушки (медведь, полкан, кавалер, барышня, игрушка уточка и др.); карточки с изображением игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские); глиняная игрушка Мастер – Глинчик; фартук и платок для бабушки Ульяны.
Раздаточный материал: глина, дощечки, стеки, подставки для работ, свистульки.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Каргопольская игрушка», чтение сказки: «Ванюшка – глинушка», рассматривание альбомов про каргопольскую игрушку, знакомство со скульптурой малых форм: каргопольская игрушка (полкан, медведь, барышня, кавалер, чтение потешек о каргопольской игрушке.
Ход:
Воспитатель приносит детям письмо от мастера – Глинчика: Дети, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто написал письмо? (зачитывает его)
Я из глины сделан жёлто-красно-белой,
Мастер я отменный, необыкновенный.
Глиняные ручки и из глины брючки.
Глиняные ножки в глиняных сапожках.
Нос мой как картошка, а глаза горошки.
Мимо не пройдите, в гости приходите!
Дети отгадывают, что это Мастер – Глинчик.
Воспитатель: Вы хотите узнать, куда он нас приглашает? В каком городе он живёт? Тогда слушайте дальше.
Городок мой небольшой и народ в нём озорной.
Мастера не любят скуки, приложить умеют руки.
Лепят все горшки да кружки, миски, разные игрушки.
Может быть, кто-нибудь догадался, что это за город?
Воспитатель: Правильно, это Каргополь. Давайте отправимся в старинный город Каргополь, к бабушке Ульяне, мастерице игрушечнице.
Закрывайте глазки и считайте. «Раз, два, три, повернись - в Каргополе очутись!»
Воспитатель: Ещё совсем недавно в деревне Гринёво жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица – игрушечница. Охотно учила бабушка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел. Благодаря ей и живёт каргопольская народная игрушка.
Повернусь и я разок, повяжу себе платок. Я на месте повернусь, в бабушку
Ульяну превращусь. Раз, два, три смотри.
(Воспитатель повязывает платок)
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Здравствуйте милые ребятишки, девчонки и мальчишки.
Во селе Гринёве бабушка Ульяна, чудеса творит из глинушки румяной.
И в избушке, у старенькой старушки, как детишки, вдоль по лавкам, игрушки.
Город Каргополь знаменит своими необыкновенными игрушками. В старину
называли в этом городе игрушки – тарарушками.
Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.
Та-ра-руш-ки! Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки
Очень славные, да забавные!
Ненаглядные!
Проводится игра «Узнай каргопольскую игрушку» (детям предлагаются карточки с изображением дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек. Они должны выбрать из разных игрушек только каргопольские)
Дети рассказывают стихи про каргопольскую игрушку, которую выбрали.
1. Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
2. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
3. Каргопольские барышни всех на свете краше,
А весяльчаки – гуляки-кавалеры наши.
Поляночкой идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт». Баску песенку поёт.
4. Наша русская игрушка, не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Бабушка Ульяна (воспитатель) : А сегодня я познакомлю вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку: пёстрая крякуша, ловит лягушек, клюв – лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит? (показывает уточку). А вот и я, кря-кря!
Утушка моховая,
Где ты ночь ночевала?
У Кузьмы, у Демьяна.
А не грустно ли тебе одной?
Как мы можем тебе помочь?
(Уточка просит, чтобы дети слепили ей подружек).
Бабушка Ульяна (воспитатель) : А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких уточек?
Дети проходят за столы.
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Проходите гости дорогие, пожалуйста. Для каждого найдётся и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Давайте, посмотрим, какая она наша уточка. На какую форму похоже туловище, голова? Как можно это сделать?
Ощупайте уточку всеми пальчиками. Обратите внимание, что клюв у уточки плоский. Посмотрите, я вам покажу, как надо слепить уточку – моховую.
Воспитатель показывает приёмы лепки.
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Вот и получилась уточка – красавочка, ласковый носок, кругленький глазок.
Пальчиковая гимнастика:
Ручки хорошо потрём, (сильно потираем ладони).
До тепла их разотрем.
Чисто «вымоем» сначала, (как будто намыливаем руки).
Чтобы глинка не серчала.
Нежно их погладим, (потираем ласково).
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки, помогите, (любуемся своими руками).
Нам поделочку слепите».
Бабушка Ульяна (воспитатель) : В разогретые руки берём кусочек глины.
Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!
Я тебя сейчас помну
И в уточку превращу.
Глинка, глинка, помогай, (подносим к губам, говорим)
Свои секреты открывай.
Приступайте к работе, что сделаете вначале, а потом – молодцы!
Дети лепят под музыку Северного русского народного хора «Утушки». Помощь детям, советом, индивидуальным указанием, повторным показом на своём куске глины.
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Вот и весело нам стало, все мы в стайку собрались.
Летят утки, плоски носки,
Говорят утки,
То-то-мы-ли, то-томы,
Мы вернёмся до домы!
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Возьмите своих уточек и найдите для них подставочки. Посмотрите, какие у вас получились уточки красивые.
Вы молодцы! А теперь найдите самую гладкую, зоркую, добрую, весёлую?
Расскажите о своей уточке, какая она у вас получилась.
(Ответы детей)
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Вот шкатулка с сюрпризом за труд ваш старательный, да добрый.
Здесь птички не простые, свистульки – певуньи.
Уморились гости в раз, делу время, а потехе час.
Проводится игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».
Бабушка Ульяна (воспитатель) : Вот и расставаться нам пора. До свидания, детвора.
Я на месте повернусь, в Татьяну Владимировну превращусь. Глазки закрываем и до трёх считаем. Раз, два, три снова в группе мы, смотри!