Янжима Очирова
Конспект ООД по формированию умения понимать и слышать бурятскую речь «Игры наших друзей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тем а: «Игры наших друзей»
Цель:
1. Знакомство с новой речевой моделью.
2. Продолжать формировать лексические и речевые навыки умения слушания и говорения, умения понимать и слышать бурятскую речь, вести диалог, умение выразить восклицание, удивление, умение позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие.
Закрепить слова: Маанадта, намда.
Речевая модель: ерыш наашаа; маанадта туhалыш; татая; Уу, ямар томо репкэ гээшэб!
Новая речевая модель: Гансараа-ядааб,
Публикация «Конспект ООД по формированию умения понимать и слышать бурятскую речь „Игры наших друзей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
Хамтаараа – шадаабди!
Оборудования: мяч, карточки, ИКТ, презентация, бейджики с именами детей, маски, медальоны 10 штук.
Ход занятия:
Слайд №1
1. Орг. момент:
Дети с учителем заходят в зал встают полукругом здороваются с гостями. Сайн байна! К нам сегодня пришли 5 наших друзей поиграть. Поиграем с нашими друзьями? А для начала поиграем игру «Давайте, познакомимся (Танилсая)».
2 повторение раннее изученного материала:
1-ая игра называется «Давайте, познакомимся».
Цель игры : Учитель подает мяч каждому ребенку мяч, при этом спрашивает: Минии нэрэ Янжима Александровна. Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?
Слайд №2
3. Фонетическая зарядка:
2- ая игра называется «Эхо». А сейчас поиграем в игру «Эхо». А что такое эхо? Вот представьте, что мы оказались в лесу с нашими друзьями.
Цель: Вы (дети) должны повторять бурятские слова как «эхо» :
Ма – маа – маадай
Яа – яа – ямаадай
Жоо – жоо – жороодой
Моо – моо – моодэй
Тээ – тээ – тэмээдэй
- Бэрхэнууд! Вот потренировали наши язычки.
- Ребята, наши глазки устали. Давайте посмотрим влево, направо, вверх вниз и посмотрели на экран. (Зуун тээшээ харая, баруун тээшээ харая, дээшээ харая, доошоо харая экран руу харая.)
Слайд №3
4. Речевая разминка: Наши друзья от спрятались, найдите их и назовите на бурятском языке.
3 – ая игра «Найди и назови»
Цель: Найти на рисунке спрятались животные и назвать на бурятском языке.
Слайд №4 - ямаадай
- Проговариваем – индивидуально, хором можно по парам. Бэрхэнууд!
Наша следующая игра:
4-ая игра называется «Собери картинку»
Цель: Из частей должны собрать одно целое. Дети должны говорить слова – действия на бурятском языке :
Слайд № 5 - слова удивление: Уу, ямар томо репкэ гээшэб!
Слайд № 6- слова вытянуть: Татая! Татанаб! Татанабди!
Слайд № 7 - слова позвать на помощь: Эжы, ерыш наашааа! Намда туhалыш!
Слайд №8
5. Звуковое письмо (звучит телефонный звонок) - говорит Ямаадай:
Дорогие, ребята!
Помогите, пожалуйста, у меня в огороде выросла большая пребольшая репка.
Вытащить репку не могу. Я остался один. Моих друзей разогнал волк.
Они испугались и убежали в лес. Позовите их!
У: - Давайте позовем наших друзей из леса :
Слайд№ 9 Кто 1-ый пришел? (Ямаадай)
Слайд№ 10 Кто 2-ой пришел? (Маадай)
Слайд№ 11 Кто 3-ий пришел? (Моодэй)
Слайд№ 12 Кто 4-ый пришел? Жороодой)
Слайд№ 13 Кто 5-ый пришел? (Тэмээдэй)
У: - А теперь сами поможем вытащить репку, а чтобы помочь мы превратимся наших друзей. Берите маски (учитель ставит репку по середине) : дети разыгрывают сценку «репку». Учитель помогает.
(сопровождающие слова).
- Уу! Ямар томо репкэ гээшэб! Маадай, ерыш Наашаа!туhалыш!
- Маадай, ерыш наашаа! Маанадта туhалыш! Уу, ямар томо репкэ гээшэб! Татая!1,2,3! Hуу, шаданагуйб!
-Моодэй, ерыш наашаа! Маанадта туhалыш! Уу, ямар томо репкэ гээшэб! Татая!1,2,3! Hуу, шаданагуйб!
- Жороодой, ерыш наашаа! Маанадта туhалыш! Уу, ямар томо репкэ гээшэб! Татая!1,2,3! Hуу, шаданагуйб!
- Тэмээдэй, ерыш наашаа! Маанадта туhалыш! Уу, ямар томо репкэ гээшэб! Татая!1,2,3! Ура!Татажа гаргаабди!
Бэрхэнууд, ухибууд.
Слайд №14
6. Знакомство с новой речевой моделью:
- Нам Ямаадай за то, что помогли подарил подарок. Подарок необычный в нем спрятаны новые слова.
Слайд №15 Откроем и послушаем (слушаем аудио запись) и скажите, что сказал Ямаадай? Повторим?
- Гансаараа – ядааб,
Хамтаараа – шадаабди!
- а теперь послушаем полностью аудио запись.
Слайд №16 Учитель объясняет смысл речевого образца.
Гансаараа – ядааб - это значит один не смог, хамтаараа –шадаабди! ,а вместе смогли (объясняет на ИКТ, каждый ребенок повторяет, парами, хором.
- А теперь мы наши новые слова спрячем в коробочку, ладошки превратили в лодочку и говорим шепотом, громко вот и мы спрятали наши новые слова.
7 Закрепление нового речевого модели:
Учитель показывает карточки и спрашивает
1) Что означает первая картина – не смог один?
2) О чем говорит вторая картина – вместе смогли? Юун тухай хэлэгдэнэб?
- Вот с вами помогли вытащить репку, как говорили: Татажа гаргаабди! Слова Ямаадай повторим:
Гансаараа – ядааб, Хамтаараа – шадаабди! Репкэ татажа гаргаабди! Тогда все вместе споем песню про «Репку»
Слайд№17
8. Песня:
«Репкэ»
Репкэ, репкэ ши томо болоош,
Ямар томо репкэ гээшэб!
Маадай, маадай
Ерыш наашаа!
Маанадта, маанадта туhалыш!
1,2 – татая,
1,2 – татая!
1,2,3, гараа!
1,2! Ура! гараа!
8. Итог: Игры наших друзей подошла к концу. Наши друзья очень рады. Вам понравилась занятие? Какие новые слова вам подарил Ямаадай? Вы мне очень понравились, какие умные дети живут в этом детском саду! Я вас очень полюбила, дарю вам воздушный поцелуй, а наши друзья дарят вам красивые медальоны с 5 драгоценностями. Попрощайтесь с нашими друзьями. Баяртай!
Баяртай, ухибууд!