Наталья Горская
Конспект ОД «Как дошколята цифру 5 спасли» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей в театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-учить рассуждать и делать правильные логические умозаключения;
- закрепить знания детей: о геометрических фигурах; счет в пределах 10; пространственные представления: выше, ниже, под, над, слева, справа.
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД „Как дошколята цифру 5 спасли“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
-развивать пространственное восприятие, составляя геометрическую форму из более мелких фигур;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
Воспитательные:
-воспитывать дружественные чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
Создание среды для организации и проведения НОД: проектор, мультимедиа, мольберт, современные гимнастики (интерактивные, физкультурное оборудование, раздаточный материал по математике, атрибуты для изодеятельности.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая. Познавательная.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Безопасность. Здоровье.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Выполнение заданий. Развивать пространственное восприятие, составляя геометрическую форму из более мелких фигур.
Закрепить знания детей: о геометрических фигурах; счет в пределах 10; пространственные представления: выше, ниже, под, над, слева, справа.
Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Социально-коммуникативная Практические действия с заданиями.
Изготовление теремка с заселёнными в него персонажами сказки «Теремок».
Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач,поставленных как взрослым так и им сами.
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
Речевая Беседа о поведение в лесу и как нужно вести себя с чужими людьми, как перевоплотиться в персонажа сказки. пальчиковая игра.
Загадывание загадки Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,
владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается).
Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Художественно-эстетическая Рассматривание коллекции, описание их одежды, аксессуаров.
Формировать у детей эстетический вкус.
Музыкальное сопровождение. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Физическая Беседа о поведение
в лесу и с чужими людьми.
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика, физкультурные атрибуты
Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Сохранение и укрепление здоровья глаз.
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей Определение цели.
Предварительно в группе мотивация воспитанников на образовательную деятельность: игрушки, различные предметы по 5 штук; числовой ряд кроме цифры 5; геометрические фигуры разного цвета наклеенные на дно тарелок (связь с числом 5)
Познание
Социально-коммуникативная
2. Основная часть.
Выполнение заданий с геометрическими фигурами, развитие мыслительных операций.
Пальчиковая гимнастика.
Задание с установлением причинно-следственной связи событий.
Гимнастика для глаз.
Художественное творчество с развитием пространственных представлений.
Загадывание загадок.
Драматизация сказки «Теремок»
В. Ребята! Скоро вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать(5)
Сегодня в гости к вам я пригласила цифры, но одна из цифр куда-то пропала., а без нее нельзя научиться правильно считать, а скажите, что за цифра потерялась? (5)
Давайте вспомним, где находилась 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд (дети выкладывают числа на ковре, замечают что цифры 5 нет) Уточните, между какими цифрами находились пятерка. Почему вы так думаете? Докажите. (число5 больше 4 на 1, но меньше 6 на 1). Молодцы!
В. Сегодня в группе мы с вами обнаружили письмо давайте посмотрим, что в нём. (Разворачивает письмо в нём послание от бабы яги и карта с заданиями).
Читает письмо:
«Чтоб «5» вам спасти – нужно много вам пройти:
Сложные задания, забавные свидания,
Всё вы встретите в пути, а поможет вам идти –
Карта - вы её нашли?.
Что ни шаг, то задание – проверю ваши знания.
Как со всем вы справитесь, так у меня появитесь. Баба-Яга»
В. Вот в чем дело! Баба – Яга плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками. Что же нам делать? (Ответ детей) Отправиться к Бабе – Яге чтобы спасти «5».
В. Ребята, а где живёт Баба-Яга? (В лесу). А как необходимо вести себя в лесу? (Ответы детей).
Тогда в путь. (Музыка.)
По тропинке мы пойдём
И в лес волшебный попадём (под музыку идём по тропинке.)
1. Игра «Составь фигуру» (полянка из геометрических фигур).
Цель: разделить фигуры на группы по признакам, назвать их (треугольники, квадраты, прямоугольники, составить из одних геометрических фигур другие.
Задание проводится за столами.
В. Посмотрите какая полянка в нашем волшебном лесу. Что вы видите? (геометрические фигуры) Присаживайтесь! Назовите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?
А сейчас я буду называть предметы, а вы догадайтесь на какие фигуры они похожи формой? Будьте внимательны!
-Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец.
-Какие у вас фигуры, назовите их.
-Сколько всего фигур?
-А как вы получили число 5?
Дети. Мы взяли 1-круг, 1-прямоугольник, 1-треугольник, 1-квадрат, 1-овал, всего 5 фигур.
В. Скажите мне как их можно назвать одним словом (геометрические фигуры)
-разложите их на группы и объясните, почему вы так сделали.
Я хочу составить но не могу, научите меня пожалуйста: -составьте прямоугольники из квадратов;
-составить квадрат из треугольников, а затем из квадратов, большой квадрат;
- составить большой треугольник из маленьких треугольников.
Дальше по тропинке в лес пойдём
И задание Бабы-Яги у дерева найдём. Ребятки, лес – это сказка! В нём можно встретить всё, что угодно! А вы что-нибудь необычное на этой полянке видите! (грибочек с мордочкой, на нём задание).
2. «Логические концовки»
Цель: развитие мыслительных операций и логики
Если стол выше стула, то стул (ниже стола)
Если два больше одного, то один… (то один меньше двух)
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
Если правая рука справа, то левая… (слева)
Если Игорь живет дальше от садика чем Оля, то Оля (живет ближе к садику)
Если карандаш короче линейки, то линейка (длиннее карандаша).
Глубже в лес мы попадём,
Через мостик передём.
3.«Сказочный калейдоскоп» (задание выполняется на столе).
Цель: учить детей находить алгоритм в действиях, устанавливать – причинно-следственные связи событий. Баба Яга перепутала героев сказок, чтобы выполнить задание надо разделиться на две команды. Первая команда ставит по порядку героев сказки «Колобок», вторая героев сказки «Теремок». Дети восстанавливают героев сказок. А теперь расскажите мне пожалуйста
Вопросы:
-Кто пришел первый в сказке «Теремок»? кто второй, третий, четвертый…
-сколько всего героев?
-кто самый большой? а самый маленький?
-кто первый встретил Колобка, кто второй, третий?
- в какой сказке героев больше? И на сколько?
Воспитатель предлагает детям ответить полными предложениями, следя за грамматическим строем речи.
В. Ой, ребятки, в моих глазах так рябит. Что же мне сделать, чтобы глаза не болели?
(Сделать гимнастику для глаз)
Подойдите все к доске и внимательно наблюдайте за движущимися предметами.
Гимнастика для глаз (на слайдах).
Ну, вот мне стало лучше, можно продолжать наше путешествие.
По канату мы пойдём к теремочку попадём!
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли пальчики играть.
Стихотворение прочти
Ловкость ручек покажи! Я предлагаю размять ваши пальчики!
- Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика повышает моторику и концентрацию внимания.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Вот большой,
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять. (каждый пальчик соединяем с большим, поочерёдно.)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять. (собираем пальцы в кулачок.)
4. Игра Кто в домике живёт?»
Ребята, скажите мне, что такое теремок?
А кто может жить в теремочке (животные)
Я предлагаю вам вырезать животных и заселить в него. (Дети выполняют задание).
А каким одним словом можно назвать этих животных? (Дикие животные).
Работа с теремом, пространственное расположение персонажей.
Цель: развитие пространственных представлений, абстрактного мышления, логики
В. Ребята, рассмотрите теремок и ответьте на вопросы:
- где живёт мышка? (на 3 этаже, над зайцем и лягушкой)
-где живёт заяц? (на втором этаже, под мышкой, над медведем)
-где живёт волк? (на первом этаже, между медведем и лисой, под зайцем и лягушкой)
-кто живёт справа от зайца? (лягушка)
-кто живёт слева от лисы? (волк и медведь)
-кто живёт на нижнем этаже?
В. Отлично! С заданиями Бабы Яги вы справились. Звук шагов.
Слышите ребята, чьи-то шаги…Мне кажется, что Баба Яга где-то рядом…А Баба-Яга для нас чужой человек? (Да) А как нужно себя вести с чужими людьми? (им не надо грубить, но и идти с ними никуда не надо, брать у них ничего нельзя, т. е. надо быть осторожными)
Входит Баба Яга
Б. Я. Здравствуйте, ребятушки!
Гости Незваные!
С чем пожаловали: с добром или злом.
Иль с горячим пирогом?
Дети. С добром. Пришли цифру 5 из беды выручать.
Б. Я. А я вам просто так ее не отдам.
Я старушка несчастная,
Никто меня сроду не радовал,
Сказок не читал,
Спектаклей не показывал.
Выполните мои задания-отдам вам цифру 5, а не справитесь-останется пятерка навсегда у меня.
Дети. Мы согласны.
5.«Пластические этюды»
Б. Я. Сначала отгадайте мои загадки. Но не просто отвечайте, а постарайтесь изобразить того, о ком говорится в загадке. (Небольшие пластические этюды)
Цель: развитие творческого воображения и пластики, снятие эмоционального напряжения.
Маленький шарик
Под полом шарит. (Мышка.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
По земле скачет,
По воде плывет. (Лягушка.)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
Рыжая плутовка.
Хитрая да ловкая.
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса.)
Зимой спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь.)
Б. Я. Молодцы, загадки вы отгадали. А теперь ответьте мне: в какой сказке встречаются все эти персонажи?
Дети. Теремок!
Б. Я. Сказку эту мне покажите.
Старушку лесную развеселите,
Если с заданием вы справитесь,
Без пятерки не останетесь.
Дети соглашаются.
Воспитатель раздаёт маски персонажей сказки «Теремок».
В. А что нужно сделать, чтобы превратиться в персонажей сказки?
Дети. Загримироваться, надеть костюмы, маски, изменить голос, использовать жесты и мимику.
В. Дети выбирают маски.
Уточняет у детей повадки и характерные особенности героев сказки:
(характеристики персонажам дают дети, педагог помогает при необходимости)
Мышка пугливая, говорит тонким голосом, передвигается быстрыми, маленькими шагами;
Лягушка — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает;
Заяц — говорит звонким голосом, веселый;
Лиса — голос ласковый, движения плавные.
Волк — голос грубоват, движения резкие;
Медведь — неуклюжий, косолапый, голос грубый, низкий.
Проводится драматизация сказки. В роли автора и ведущей выступает воспитатель, дети самостоятельно выбирают для своего персонажа выразительные средства.
Б. Я. Спасибо вам, ребятушки за старание и умения! Постарались вы, ребята, Я, поверьте, очень рада.
Цифру 5 вам возвращаю,
Хоть души я в ней не чаю,
детям цифра 5 нужней.
С ней учеба веселей. А теперь вам в путь пора, до свиданья, детвора! Познание
Речевая
Художественно-эстетическая
Физическая
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.
В. Молодцы, ребята! Потрудились от души.
А вот как вам было интересно и как у вас всё получилось, Вы сейчас покажите цветами.
Метод «Цветка».
Воспитатель поощряет и уточняет ответы. Как и в любой сказке, добро побеждает зло. Так и мы с вами, с помощью добрых чувств и силы знаний расположили к себе и подружились с бабой Ягой, и она оказалась очень симпатичной и веселой особой. Благодарит детей.
Спасибо! До свидания! Социально-коммуникативная
Длительность ОД: 30 минут.