Ирина Высоцкая
Конспект ООД по ФЭМП «Измерение массы»
▼ Скачать + Заказать документы
1) Формировать представление о необходимости выбора мерки при
измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.
2) Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.
Материалы к занятию:
Раздаточный: цветные карандаши.
Ход занятия:
На доске прикреплена картинка медведь и чашки весов.
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „Измерение массы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Однажды в городе игрушек произошла такая история. Мишка решил узнать, сколько он весит. Сел на одну чашу весов, а на другую попросил сесть сначала белочек, потом обезьянок, кукол и тигра. Сначала мишку уравновесили 5 белочек, потом - 3 обезьянки, кукол понадобилось 2,а тигров.
На пустую чашку весов поочередно сажаются сначала 5 белочек, потом
3 обезьянки, 2 куклы и 1 тигр. При этом «весы» приводятся в равновесие:
- Какие мерки для измерения массы использовал мишка? (Белочка,
обезьянка, кукла, тигр.)
- Как он измерял свою массу? (Он уравновешивал с помощью мерок чаши весов.)
- Чему равна масса мишки в белочках? (5 белочек.) В обезьянках?
(3 обезьянки.) В куклах? (2 куклы.) В тиграх? (1 тигр.)
- Потом взвеситься на этих весах решила бабочка. Ее уравновесили
7 муравьев. Надо же! - удивился мишка. - Бабочка тяжелее меня, ведь
7 больше 5, больше 3, 2 и 1!» Прав ли он?
Дети высказывают свои мнения. Они могут быть различными. Для детей очевидно, что медведь тяжелее бочки. С другой стороны, они знают,
что 7 больше всех полученных чисел. Возникает проблемная ситуация,
для разрешения которой дети должны догадаться, что противоречие воз
никло из-за того, что мерки разные. Чем больше мерка, тем меньше раз
она уложится в измеряемой величине. Поэтому сравнить две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
Так, если выразить массу мишки в муравьях, то противоречие разрешится: чтобы уравновесить мишку, потребуется гора до больше семи
муравьев.
Обобщение:
- Как измерить массу какого-нибудь предмета? (Надо выбрать мерку
и уравновесить предмет на весах с одной или несколькими мерками.)
- Какой должна быть мерка, чтобы можно было сравнить по массе
два предмета? (Мерка должна быть одинаковая)
11. Физкультминутка «Мишка с куклой».
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают - посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают - раз, два, три.
Мишке весело, мишке весело -
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой-ой-ой!
1)№ 1, стр. 24.
В задании закрепляются представления об измерении массы. Детей
надо подвести к выводу о том, что результат измерений зависит от выбора
мерки, поэтому сравнивать массы можно только тогда, когда они измерены одной меркой.
- Рассмотрите картинки. Как измеряют массу зверей? (Уравновешивают их с различными мерками - яблоками, орешками.)
- Сколько яблок уравновесили ежика? (1 яблоко)
- Сколько орешков уравновесили белочку? (3 орешка.)
- Можно ли сказать, кто легче, а кто тяжелее: белочка или ежик?
(Нет, потому что мерки были разные, а надо, чтобы мерка была одна и
та же.)
- А если ежика уравновесить с орешками? Посмотрите рисунок внизу: сколько орешков уравновесили ежика? (6 орешков.) А сколько - белочку? (3 орешка.)
- Кто же из них тяжелее, а кто легче? (Ежик тяжелее, а белочка легче, так как 6 > 3.)
- Какой должна быть мерка, чтобы можно было сравнить по массе
два предмета? (Мерка должна быть одинаковая.)
2) № 2. стр. 24.
-А кто из вас видел, какой меркой пользуются продавцы в магазине?
Они кладут на одну чашку весов товар, а на другую - что? (Гири.)
- Чаще всего используют гири в 1 килограмм. Это основная мерка для
измерения массы, хотя есть и другие гири: в 2 кг, 5 кг.
- Найдите на рисунке гири в 1 кг. Сколько гирь уравновешивают
арбуз? (2.) Ананас? (1.)
- Какова масса арбуза? (2 кг.) Ананаса(1 кг.)
- Что легче? Что тяжелее? (Арбуз тяжелее ананаса, а ананас легче ар-
буза.)
- На сколько килограммов арбуз тяжелее ананаса? (На 1 кг.)
- На сколько килограммов ананас легче арбуза? (На 1 кг.)
1) № 3, стр. 24.
Работу можно организовать по группам - каждая группа работает в
течение 2-3 минут с одним равенством, раскладывая фигуры в «мешки».
Затем поочередно один представитель каждой группы называет в своем
равенстве части и целое, обосновывает выбор фигур. В это время остальные дети проверяют правильность рассуждений и рисуют недостающие
фигуры в учебной тетради.
2) № 4, стр. 25.
Трое детей работают у доски с демонстрационным материалом, комментируют свои действия. Остальные работают в тетради, проверяют правильность рассуждений и соотносят с ними свои действия.
Приведем возможный вариант комментирования заданий детьми:
а) - Фигуры разбиты на группы по размеру: 6 маленьких и 1 большая.
Запись: 6 + 1=7.
- Переставим части местами: 1 + 6 = 7.
- Из целого вычтем одну часть - 6, останется вторая часть - 1:
7 - 6 = 1.
- А если из целого 7 вычесть вторую часть - 1, то останется первая
часть - 6: 7 - 1 = 6.
б) - Фигуры разбиты на группы по цвету: 5 + 2 = 7.
в) - Фигуры разбиты на группы по форме: 4 + 3 = 7.
Все объяснения аналогичны.
3) №5 стр. 25.
4) № 6, стр. 25. Игра «Седьмой лишний».
- Сосчитайте всех, кто нарисован на картинке. Почему-то утверждают, что здесь есть кто-то лишний. Кто это может быть?
Варианты ответов:
- Курица - домашняя птица, остальные - дикие животные.
- Сова - она ведет ночной образ жизни.
- Пчела - насекомое, а все остальные - птицы.
- Попугай - он умеет говорить по человечески, а все остальные - нет.
- Орел - хищник, а остальные - нет. И т. д.
Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим. Если
обоснование верное, то животное обводится линией. Таким образом, на
рисунке могут быть обведены линией несколько животных. Это означает,
что задание имеет несколько решений.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. А кто из вас запомнил какой меркой пользуются для измерения массы предметов?
- Дома я попрошу вас подумать, что тяжелее, а что легче: 1 кг гвоздей
или 1 кг ваты.