Евдокимова Виктория Вячеславовна
Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес» (старшая группа для детей с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
П. З.
Коррекционно – образовательные
Закреплять пространственные отношения, умение распознавать геометрические фигуры, сравнивать их по цвету, форме и размеру, обозначать символами.
Закреплять счёт в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством предметов и пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов.
Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Умение сравнивать предметы по высоте, употреблять слова самый высокий, пониже, самый низкий; по длине, употреблять слова длиннее, короче.
Закреплять пространственные отношения: между, перед, за.
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „Путешествие в волшебный лес“ (старшая группа для детей с ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Составление задачи на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера.
Закрепление состава числа 5 на основе практических действий с предметами.
Закреплять представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе.
Активизировать в речи глаголы.
Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам; рассказ – сравнение; загадывание загадок.
Коррекционно – развивающие
Продолжать развивать память, внимание, мышление.
Развитие глубокого вдоха, диалогической речи, развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики.
Коррекционно – воспитательные
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы и приёмы
Практические методы: упражнения, игры.
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картины.
Словесные методы с опорой на наглядность: рассказ, беседа.
Приё мы: пояснение, объяснение, повторение, указание, педагогическая оценка.
Оборудование: 10 картинок с изображением явлений природы: солнышко, дерево с листочками, насекомые, трава, цветы; «чемодан»; «кочки» с написанным на них числами от 1 до 10; игру «найди мой домик»; конструктор; картина «весенняя полянка»; геометрические фигуры.
Предварительная работа
Рассмотреть на участке детского сада строение дерева (корень, ствол, ветки, листья). Разучивание психогимнастики «волшебные цветы».
Ход занятия
Организационный момент.
Игра на внимание «Да и нет».
Дефектолог. Слова «да» «нет» говорить нельзя, можно использовать другие ответы.
Ты девочка (мальчик?
В школу ходишь?
Соль сладкая?
Птицы летают? Снег белый?
Гуси мяукают?
Сейчас зима?
Мячик квадратный?
Кошка – это птица?
Развитие зрительной памяти «Запомни картинки».
( 10 картинок с изображением явлений природы: солнышко, дерево с листочками, насекомые, трава, цветы).
Ребёнок рассматривает картинки и запоминает. Что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают.
Дефектолог. Надо запомнить, что на них нарисовано и в какой последовательности.
Дефектолог. Что нарисовано на первой картинке? На второй? и т. д.
Дети. На первой картинке нарисовано солнышко.
На второй картинке нарисовано дерево с листочками.
На третьей картинке нарисована трава.
На четвёртой картинке нарисованы цветы.
На пятой картинке нарисованы насекомые.
Дефектолог. Все эти признаки, какого времени года?
Дети. Весны.
Дефектолог. Давай по этим картинкам составим рассказ о весне. (По опорным картинкам) Я начну. Наступила весна. На небе светит солнышко. Деревья покрыты зелёными листочками. На земле зеленеет травка. На полях растут цветы. Весной появляются насекомые.
Основная часть.
Путешествие в волшебный лес!
Дефектолог. Мы составили рассказ о весне. Я предлагаю, вам отправится в волшебный лес. Перед путешествием сложим чемодан в дорогу. Фигуры в «чемодане» надо разложить так, чтобы ни в строках, ни в столбцах фигуры не повторялись. (Коллективно)
Дефектолог. Идём в кассу за билетами. Билеты – карточки – символы. Найди фигуру согласно обозначенным свойствам.
Дефектолог. Идём на поезд. Каждый вагон обозначить с помощью геометрических фигур. Это делают дети, прикрепляя по очереди фигуры в «вагоны» по указанию дефектолога.
На первый выгон прикрепляется большой красный треугольник.
На третий вагон большой синий круг.
На вагон, идущий после четвёртого, большой зелёный квадрат.
На вагон, стоящий между третьим и пятым маленький синий овал.
На втором вагоне маленький жёлтый прямоугольник.
Дети находят свой вагон, дефектолог – контролёр проверяет билеты, и поезд отправляется «ТУ – ТУ!»
Дефектолог. Поезд отправляется «Ту – Ту».
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт.
«Чух, чух», пыхчу
Пыхчу, ворчу
Стоять на месте не хочу.
Колёсами стучу, верчу
Садись скорее прокачу. «Чух! Чух!»
Дефектолог. Вот мы и приехали в весенний лес. Как тихо, какой чистый воздух.
Дыхательная гимнастика по схеме.
Дефектолог. Посмотрите, кто нас встречает.
Дети. Мудрая сова. Она хозяйка леса.
Дефектолог. Сова хочет рассказать вам о трёх правилах, которые надо знать тем, кто приходит к ней в гости. Ой, растеряха Сова, подевала куда – то очки.
Не шуми. Не губи. Не сори.
Дефектолог. Дети все вместе повторим эти правила. Сова приглашает нас в волшебный весенний лес.
Добро пожаловать!
Дефектолог. Ой, смотрите, кто к нам летит?
Дети. Комарик.
Дефектолог. Кто загадает загадку про комарика?
Дети. Самого не видно, а песню слышно.
Дефектолог. Кто расскажет чистоговорку про комарика?
Дети. РИ – РИ – РИ к нам летит комарик.
Дефектолог. Полетели как комарик. Комарик прилетел на болото. (На полу разложены вырезанные из бумаги «кочки» с написанным на них числами от 1 до 10, прыгают с кочки на кочку в порядке следования цифр)
Дефектолог. На другом конце болота живёт муха. Она предлагает поиграть в игру «Найди мой домик».
Прилетела муха и села в самую середину листа. Поставьте точку.
Поползла муха на один квадрат вверх. Где она оказалась?
Потом она переместилась вправо на один квадрат. Где она оказалась?
Поползла муха на два квадрата вниз. Где она оказалась?
Потом она переместилась на два квадрата влево. Где она оказалась?
Потом переместилась на два квадрата вверх. Где же её домик?
Дети. В левом верхнем углу.
Дефектолог. Идём дальше. Кто к нам летит?
Дети. Бабочка.
Дефектолог. Кто загадает загадку про комарика?
Дети. Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.
Дефектолог. Кто расскажет чистоговорку?
Дети. БА – БО – БА – вот порхает бабочка.
Дефектолог. Бабочка прилетела на лесную полянку и села на травку.
Посмотрите, какие красивые деревья. Назовите, какие это деревья?
Дети. Дуб, берёза, ель.
Дефектолог. Чем они отличаются друг от друга?
Дети. Дуб, берёза – лиственные, ель – хвойное дерево.
Дефектолог. Давайте сравним деревья по высоте:
Какое дерево самое высокое?
Какое дерево пониже?
Какое дерево самое низкое?
Какая по отношению к берёзе ель?
Какой по отношению к берёзе дуб?
Дефектолог. Составим рассказ – описание «Дуб и ель».
Дуб и ель – это растения. Дуб большой, а ель поменьше. Ствол у дуба толстый, а у ели тоньше. У дуба много веток, а у берёзы меньше. У дуба ствол чёрный, а у ели ствол зелёный. У дуба ветки гладкие. А у ели ветки колючие.
Дефектолог. Идём дальше. Кто это?
Дети. Гусеница.
Дефектолог. Кто расскажет чистоговорку?
Дети. ЦА – ЦА – ЦА – по стволу ползёт гусеница.
Дефектолог. Привела нас гусеница на лесную полянку.
Физкультминутка
Игра «Летаем», прыгаем, ползаем». На команды: «Бабочки (кузнечики, муравьи)» дети передвигаются, изображая этих насекомых.
Дефектолог. Посмотрите, кто сюда прилетел?
Дети. Жаворонок, кукушка, соловей, грач.
Дефектолог. Как их назвать, одним словом?
Дети. Перелётные птицы.
Дефектолог. Сколько перелётных птиц на дубе?
Дети: Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы. Всего четыре птицы.
Дефектолог. Прилетела ещё одна птица. Какая это птица?
Дети. Ласточка.
Дефектолог. Сколько всего стало птиц на дереве?
Дети. Считают.
Дефектолог. Сколько сидело на дереве птиц? (4 птицы)
Какой цифрой надо обозначить? (Цифрой 4)
Сколько птиц прилетело потом? (Одна)
Какой цифрой обозначим? (Цифрой 1)
Сколько всего стало птиц (5 птиц)
Какой цифрой обозначим? (Цифрой 5)
Как получили 5 птиц (К 4 птицам прибавили, ещё одну птицу и получилось 5 птиц).
Прочитаем пример
4 + 1 = 5
Дефектолог. Отгадайте загадку о ласточке… и т. д. (Дети отгадывают загадку и прикрепляют липучку на пенёк).
Какая птица сидит на первом пеньке? (Ласточка).
Какая птица сидит на втором пеньке? (Жаворонок).
Какая птица сидит на третьем пеньке? (Кукушка).
Какая птица сидит на четвёртом пеньке? (Соловей).
Какая птица сидит на пятом пеньке? (Грач).
На каком пеньке сидит ласточка? (Ласточка сидит на первом пеньке).
На каком пеньке сидит жаворонок? (Жаворонок сидит на втором пеньке).
На каком пеньке сидит кукушка? (Кукушка сидит на третьем пеньке).
На каком пеньке сидит соловей? (Соловей сидит на четвёртом пеньке).
На каком пеньке сидит грач? (Грач сидит на пятом пеньке).
Дефектолог. Ой, кто это?
Дети. Кузнечик.
Дефектолог. Кто загадает загадку про кузнечика?
Дети. С ветки - на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка.
Дефектолог. Кто расскажет чистоговорку?
Дети: ЧИК – ЧИК – ЧИК прискакал кузнечик.
Дефектолог. Попрыгаем как кузнечик. Мы прискакали к ручейкам. Они одинаковые по длине?
Дети. Голубой ручеёк длиннее, чем синий, а синий короче, чем голубой.
Дефектолог. А вот и наши друзья (медведь и заяц). Они хотят перейти через речки. Давайте поможем им. Что мы построим? (мосты). Одинаковые мосты? (нет, для медведя широкий, а для зайца узкий). Дети из конструктора строят мосты.
Дефектолог. Идём дальше. В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые. А какие вы знаете полевые цветы?
Дети. Одуванчик, сирень, фиалка.
Психогимнастика «Волшебные цветы»
Дефектолог. Возвращаемся обратно к поезду. Прыгать теперь, надо, начиная с числа 10 (обратный счёт).
Чтобы купить обратный билет, надо по выданным картам подобрать соответствующие фигуры и сложить из них картину. Дети выкладывают картинки и показывают их дефектологу – контролёру, который проверяет правильность выполнения задания.
Затем дети садятся в поезд и едут в детский сад.
Путешествие окончено!
Итог занятия
Обобщающие вопросы по занятию.