Преснякова Дарья Александровна
Конспект ОД «Друзья — деревья» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи:
Уточнить представления детей о деревьях (береза, дуб, сосна, липа).
Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается); представления о птицах (дятел, сова, синица и др., животных (лиса, заяц, лось и др., показать взаимосвязь с деревьями (какую пользу приносят птицы, животные дереву и наоборот).
Публикация «Конспект ОД „Друзья — деревья“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Обобщать знания детей о существенных признаках строения дерева (ствол, ветки, листья, корень).
Расширить знания детей о пользе деревьев.
Воспитывать любовь к деревьям, желание беречь природу, видеть всю красоту окружающей действительности.
Оборудование: ноутбук (презентация).
Дидактический материал: дидактическая игра «С кем дерево дружит?»
Предварительная работа:
Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, а также к посадкам, находящимися вблизи ДОУ (рассматривание строений разных деревьев, обратив внимание на их характерные особенности).
Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.
Чтение художественной литературы (стихотворений) о деревьях (отрывки из «Русский лес» И. С. Соколов-Микитов, «С кем дружат деревья?» Ольги Вершининой и др.).
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций и фото с изображением различных деревьев.
Беседа о пользе деревьев.
Ход ОД
I часть
Организационный момент. Ребята с педагогом входят в группу
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними (дети приветствуют взрослых). Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте встанем в круг. Ребята, скажите пожалуйста, почему люди здороваются, когда встречаются? (ответы детей)
Правильно, здороваться – значить желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья не только нашим гостям, но и всему миру! Повторяйте за мной:
Здравствуй, солнце золотое! (все поднимаю руки, затем отпускают)
Здравствуй, него голубое! (все поднимаю руки, затем отпускают)
Здравствуй, мир! (широко разводят руки)
И здравствуй, я! (руки складывают у себя на груди)
Здравствуйте, мои друзья! (беремся за руки)
Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое дружба? (ответы детей)
Правильно, дружба – умение дружить, прийти на помощь, выручать друг друга. А вы можете назвать себя дружными ребятами? (ответы детей)
Хорошо, молодцы!
Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь, отгадав мою загадку! (слайд №1)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень наступила –
И листья облетели (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это дерево. Как вы думаете, что такое дерево? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это растение, которое имеет корни, ствол, ветки и листочки. А как вы считаете, дерево живое или нет? (ответы детей, перед детьми висит макет дерева) (слайд №2)
Воспитатель: - Да, дерево – живое. Оно растет, питается, дышит, а значит оно живое. Оно живет. А знаете ли вы чем питается дерево? А чем дышит дерево? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, дерево питают корни и листья. Корни всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами, а зеленые клетки листьев перерабатывают углекислый газ с помощью воды, превращая его в кислород, которым мы дышим и в питательные для дерева вещества (слайд №3).
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы называем место где растут много деревьев? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в слова. Как называется лес с преобладанием в нем дубовых деревьев? Правильно, дубрава, лес с елью (ельник, березовый лес – (березняк, сосновый лес (сосняк).
Скажите, чем является лес для человека? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, лес – это место отдыха человека (слайд №4, «Место отдыха»). В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (слайд №5 «Столовая»).
Многие говорят, что лес – это «Аптека». А почему так говорят? (ответы детей)
В лесу много лекарственных растений, разные части деревьев используют в медицине. А лесной воздух очищает наши легкие, успокаивает, восстанавливает наши силы. Поэтому, все санатории и базы отдыха располагают вблизи леса (слайд №6).
Ребята, лес – это «мастерская», посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (ответы детей)
А еще из дерева строят дома, мосты и другие постройки (слайд №7).
Воспитатель: Деревья наши друзья. А так ка они наши друзья, то мы должны знать, как их зовут. Скажите какие деревья вы знаете? (ответы детей)
Я предлагаю вам поиграть - представьте, что вы деревья : ваше туловище – это ствол, руки – ветви, а голова – крона дерева, ваши ноги крепкие – как корни дерева. Поиграем? (ответы детей) Встаньте в круг, (проводится физкультминутка «Деревья»)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
II часть
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «С кем дружит дерево?», для этого нам нужно разделиться на пары. Молодцы! (дети садятся парами за столы)
(Перед ребятами разложены маленькие карточки и большая карта с деревом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами расположена картинка дерева, выберите все маленькие карточки, которые относятся к вашему дереву и положите их рядом с ним.
Пусть участники игры сравнят растения:
а) Чем отличаются лист дуба, липы, березы и хвоя сосны? (Обратите их внимание на то, что хвоя — это тоже листья, но особые.) У каких деревьев еще есть хвоинки?
б) Рассмотрите желуди, сережки, липовые орешки и шишки вместе с семечком. Для чего семечку сосны крылышко? Оно улетает далеко от дерева, на котором выросли, падает на землю, и на свет появляется маленькая сосенка. А могут ли летать липовый орешек и желудь? Пусть дети выскажут свои соображения и аргументируют их. Эти плоды тяжелые, они не могут летать, у них нет крылышка, поэтому они падают недалеко от своих деревьев. Многие животные разносят их по лесу, пряча на зиму (сойка, белка). Иногда звери забывают о своих запасах, и из семян, орешков и желудей в разных местах леса вырастают маленькие березки, липки, сосны и дубки. Что нужно, чтобы из семечка, орешка и желудя выросли маленькие деревца, которые превратятся затем в большие деревья? Им нужна почва, в которой они будут расти, нужно солнышко (без тепла и света они не прорастут, снег, который укроет их и спасет от мороза, дождик, который напоит. А семечкам сосны и березы нужен еще и ветер, который унесет его далеко-далеко.
Необходимо подчеркнуть, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки. Все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по их внешнему виду, отличить сосну от дуба, липы и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете с кем дружит дерево? (ответы детей)
Правильно, у деревьев есть верные друзья, они дружат с птицами и животными!
Рассмотрите картинки с изображением живых организмов (птиц, растений и животных). Для кого, ваше дерево, является «столовой»? Для кого – «домом». Кто из животных наносит вред? Кто лечит дерево? Что может случиться с живыми организмами, если уменьшится количество деревьев? Как можно избежать уменьшение произрастания деревьев?
Воспитатель: Все верно, деревья нужно охранять, беречь.
Воспитатель: Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы детей)
О чем оно было? (ответы детей)
А с кем дружит дерево? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)
Вам понравилось? А что больше всего понравилось? (ответы детей)