Лариса Бондарева
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «В гости к деревьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей об изменениях в природе на Кубани, учить устанавливать простейшие связи между явлениями неживой и живой природы, продолжать формировать представления об условиях необходимых для жизни растений и деревьев, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к деревьям, как живым существам.
Оборудование: иллюстрации с изображением природы Кубани, карточки и картинки с изображением деревьев, произрастающих не Кубани, гербарий, тексты стихов, загадок.
Ход деятельности:
Воспитатель. Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Публикация «Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста „В гости к деревьям“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Может это воробей
Пролетая обронил?
Может, кот письмо как мышку
На окошко заманил.
-Ребята, от кого пришло письмо, вам хочется узнать?
Дети: Да.
Воспитатель читает письмо детям.
“Дорогие мои, маленькие друзья!
Я приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям – деревьям. Вы пойдёте по тропе, где вас ждут сюрпризы, но сначала вы должны будете ответить на вопросы : рябины, липы и клёна, и выполнить все их просьбы-задания, которые найдёте в письмах, а письма будут находиться на деревьях. За правильные ответы деревья приготовили вам подарки. Итак. Путешествие в гости к деревьям начинается! В путь. Желаю удачи! А я буду наблюдать за вами и в конце путешествия (по экологической тропе) мы с вами встретимся. Ваш Лесовичок”
Воспитатель: Ребята, пойдём по тропинке?
Под музыку «Дорожная» дети шагают по тропинке, по окончании песни дети останавливаются.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Воспитатель: Правильно ребята. Мы знаем, что у осени 3 периода. Первый период -ранняя осень, второй – золотая осень, а третий период- поздняя осень.
-Скажите, какие признаки поздней осени вы знаете.
Дети: Опали листья, высохла трава, опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, дни короче.
Воспитатель: Молодцы, а вы не забыли, куда мы отправились?
Дети: в гости к деревьям.
Воспитатель: Посмотрите, как много вокруг деревьев, но нам нужно найти рябину. Скажите, есть ли среди этих деревьев рябина.
Дети находят дерево, затем письмо, воспитатель читает «Письмо рябины»
Рябина: Я очень рада вашему приходу. Погладьте меня: я так люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой и царапают ножом, когда балованные мальчики ломают ветки и обдирают кору. Ребята. Листочки уже все опали, а остались плоды. Они очень вкусные, питательные, полезные для птиц, и для животных, и для вас, ребята. А кто знает, почему меня любят птицы?
Дети: Ягоды полезные, яркие, на вкус они сладко – кислые, питательные.
Воспитатель: Какие птицы прилетают к кормушке?
Дети: Синицы, воробушки, сороки, грачи.
Воспитатель: Правильно, вот сколько пернатых друзей у нас. Ребята, а вы знаете стихи о рябине.
Ребёнок читает стихотворение И. Токмаковой “Рябина”
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она горчила.
Толи эта ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
Воспитатель: А скажите, что необходимо рябине для роста.
Дети: Солнце и вода.
Рябина: Правильно ребята. Идут дожди, через рыхлую землю вода проникает до корней, и я её пью. Ребята, а у вас есть друзья?
Дети: Да.
Рябина: А у меня друзья, дождевые черви, но с приходом холодов они спрятались глубоко в земле. Но и сейчас я не одинока, меня навещают пернатые друзья, которых я угощаю своими ягодами. Я и вас могу угостить. Хотите угощение. Молодцы, мои славные путешественники. Берите угощение и не забывайте обо мне.
(у воспитателя корзина с подарками)
Воспитатель: Дети, давайте подарим рябине – кормушку для пернатых друзей. Чтобы у неё было всегда много гостей в холодные, длинные деньки. А теперь попрощаемся с рябиной.
Дети: До свидания!
Вручив подарок рябине, дети вместе с воспитателем отправляются на поиск липы. Находят липу и спрятанное письмо, воспитатель читает “Письмо липы”
Липа: Я очень рада очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте поздороваемся. А теперь мы померяемся силой, попробуйте меня вытащить из земли.
Воспитатель предлагает ребёнку подойти и за ствол вытащить из земли дерево.
Липа: Ну, кто из нас сильней. Конечно я. Подумайте и скажите, что меня в земле держит?
Дети: Корни.
Воспитатель: А для чего они нужны?
Дети: Чтобы пить воду из почвы и расти.
Воспитатель: Правильно.
Липа: Идут дожди, капельки проникают через почву до моих корней, и я их пью, а затем расту. Попробуйте мою кору руками. Какая она?
Дети: Шершавая.
Липа: Присмотритесь к моим веткам. Видите, они качаются. Почему они качаются?
Дети: Дует ветер.
Липа: Совсем недавно на мне были листочки, но прошло время, и они облетели. Почему сейчас на мне нет листьев? (ответы детей)
Липа: Верно, стало холодно, часто идут дожди, дуют сильные ветры, все листья погибли. Зато остались мои плоды – орешки. Видите, как их много. Располагаются они парами и по три – четыре орешка на веточке. А рядом с ними находится прилистник, который выполняет роль летательного аппарата. Что ж, на все мои вопросы вы ответили правильно, значит, вы любите нас, деревья, и знаете, что нам нужно для хорошей жизни. За это на память о нашей встрече, я дарю каждому из вас по моему листику.
Под деревом лежат листики. Ребята подходят к дереву, берут их и говорят «спасибо».
Воспитатель: Дети мы приготовили подарок для липы. Давайте его подарим.
Ребята дарят солнышко, чтобы в холодные деньки оно согревало липу. Дети прощаются с липой и идут на поиски клёна. Воспитатель читает «Письмо клёна»
Клё н: Милые мои дети, это хорошо, что вы ко мне пришли. Давайте познакомимся поближе. Посмотрите, я высокое дерево. Веточки мои тянутся вверх. Ствол мой шершавый. Листики не опали, а еще на веточках висят плоды. Как они называются?
Дети: Крылатки.
Воспитатель: Правильно, крылатки – детки клёна. Настанут тяжёлые холодные дни, и они полетят на землю с братьями – листьями. Лягут плотно на землю, прикроются опавшей листвой, зимой накроет их снег пушистый, будет ещё теплей. Там перезимуют, а придёт весна, солнышко пригреет, снежок растает и детки – крылатки прорастут и вырастут новые клёны. Ребята, а чтобы выросли молоденькие деревца, что для этого нужно?
Дети: Солнышко и дождик.
Воспитатель: Давайте подарим капельку воды, чтобы когда понадобится вода, дерево могло напиться.
Клён. Возьмите на память о нашей встрече крылатку. Подбросьте её вверх и посмотрите, как крылатка, кружась, ложится на землю. А вы, ребята, можете так плавно кружиться.
Дети показывают, как они могут кружиться и прощаться с клёном.
Воспитатель: Мы с вами ответили на все вопросы, выполнили все просьбы и задания деревьев. Видите, какие красивые деревья растут у нас на Кубани. Им здесь уютно и удобно. А знаете ли вы стихи о деревьях? Вот послушайте:
«Осинка»
Зябнет осина
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мёрзнет в жару…
Дайте осине
Пальто и ботинки
Надо погреться
Бедной осинке.
«Ива»
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый?
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить.
«Берёза»
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причё ску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
«Дуб»
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени, он стоит зелёный
Значит, дуб выносливый, значит закалённый.
Воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Деревья»
Воспитатель: Представьте себе, что вы деревья.
Поднимите свои ветви – руки и покачайте ими вправо, влево. Слышите, какой ветер поднялся? Расставьте ноги пошире, представьте, что это ваши корни… Чувствуете, как крепко они вас держат в земле.
Воспитатель: Жаль, что мы не можем увидеть друзей деревьев : букашек, жучков, и паучков. Дело, в том, что они спрятались от холода под опавшую листву, в трещины коры. И никто не должен нарушать их покой до весны.
Воспитатель предлагает детям вернуться в группу и поделиться своими впечатлениями об увиденном.