Марина Шария
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-обобщить знания детей о временах года, их основных приметах и последовательности;
- закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», «зимующие птицы», «деревья», «насекомые»;
- совершенствовать грамматический строй речи путем использования в речи относительных прилагательных, предлогов, согласования числительного с существительным
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать формировать умение детей во время ответов следить за своей речью, правильно произносить звуки в словах;
- развивать наблюдательность, активность, интерес к окружающей природе, умение рассуждать;
- развивать зрительное восприятие, мышление.
-развивать речеслуховое внимание, продолжать закреплять умение выполнять действия по словесной инструкции;
-поддерживать интерес на занятии, воспитывать уважение к педагогу и своим товарищам.
Интеграция образовательных областей:
-Социально – коммуникативное развитие (развитие общения, умение вести себя в коллективе, поддерживать диалог)
-Физическое развитие
-Познавательно-речевое развитие.
Дидактические игры и упражнения
«Назови дерево, подбери к нему лист»
«Подбери картинки для борща, щей и ягодного компота»
«Четвертый лишний»
«Сложи фигуру»
«Подбери картинки к лету»
«Помоги насекомым добраться до тюльпана»
«Найди одинаковые снежинки»
Оборудование:
Картинки времен года /демонстр/, плоскостные изображения кастрюль /3 шт. раздат/, картинки плоскостные овощей, фруктов и ягод /разат/, разрезные картинки зимующих птиц /раздат/, картинки «Четвертый лишний» /комп/, снежинки по 8шт /раздат/, деревья и листья: дуб, береза, сосна, ель, рябина, клен /демонстр/, мяч, картинки для игры «Подбери картинки к лету» /демонстр/, аудиозапись весенних звуков /звон ручья, пение птиц/, насекомые /демонстр/, картинка тюльпан на поляне /демонстр/.
Ход КРОД:
Дефектолог. : -Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
- А теперь поздороваемся с солнышком!
Давайте порадуемся солнцу и птицам!
А так же порадуемся улыбчивым лицам!
И всем, кто живет на этой планете,
- Доброе утро! Скажем все вместе!
Дефектолог. : - Ребята, посмотрите сюда (обращает внимание на фланелегаф)
- К нам на занятие пришли ребята из разных времен года. Они приглашают нас побывать в гостях у каждого времени года. Приготовили для вас разные игры и интересные задания. Но посмотрите-ка, по моему ребята перепутались.
-Помогите им, расположите их по своим временам года.
Дети расставляют картинки детей в соответствии с одеждой по временам года, объясняя свой выбор.
-Молодцы! Садитесь на свои места.
Дефектолог. : - В какое время года мы сейчас попадем, узнаем, если отгадаем загадку.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дефектолог. : Ребята, назовите основные приметы осени.
Дети: Осенью птицы улетают на юг.
Осенью часто идут дожди. Осенью падают желтые и красные листья и т. д.
Дефектолог. : - А вот и первое задание:
Назовите дерево и подберите к нему лист.
Дети выходят к доске, называют дерево и подбирают к нему лист.
Дети: - Это береза. Лист березы – березовый лист.
Аналогично называют деревья клен, дуб. Рябина, ель, сосна.
Дефектолог. : - Молодцы!
Дефектолог. : - А сейчас, я произнесу предложение. Вы послушайте внимательно и скажите, правильно я сказала или нет.
Дефектолог. : - Весной люди собирают урожай овощей и фруктов.
Дети: - Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
Дефектолог. : - У вас на столах лежат картинки. Возьмите, переверните их. Возьмите картинки из тарелочек и разложите их. Мальчик приготовил для вас задание. Он не знает, какие овощи, ягоды нужно взять, чтобы приготовить борщ, щи и ягодный компот. Помогите ему.
Дети первого стола выбирают овощи для борща, дети второго стола для щей, третьего – для ягодного компота.
Дефектолог. : Что вы точно не положите в борщ? Щи?
Дефектолог. : - Какие овощи можно кушать в сыром виде? Какие обязательно нужно варить, тушить, жарить?
Дети: Можно в сыром виде кушать морковь, помидор, огурец. Варить и тушить можно баклажан, кабачок, свеклу.
Дефектолог. : - Молодцы! Попрощаемся с осенью и продолжим своё путешествие.
-после осени какое время года наступает?
Дети: - После осени наступает зима.
Дефектолог. : - Вспомните и скажите, какая может быть зима? /с мячом/
Дети: - Зима может быть холодная, снежная, морозная, красивая, студеная.
Дефектолог. : - Молодцы! Мальчик для вас приготовил задание.
У вас на столах лежат части картинок. Возьмите их, и сложите целую картинку.
Кто у тебя получился?
Дети: У меня получился дятел. У меня синичка. У меня снегирь, голубь.
Дефектолог. : - назовите одним словом этих птиц.
Дети: - это зимующие птицы.
Дефектолог. : - Почему их так назвали?
Дети: - Потому что они не улетают на юг и остаются зимовать с нами.
Дефектолог. : - Правильно. Я покажу цифру, а вы называете то количество птиц, которое показывает цифра.
Дети: - У меня 6 голубей. У меня 5 синиц. У меня 10 воробьев.
Дефектолог. : - Молодцы! А теперь, посмотрите на экран и скажите, какая птица лишняя почему?
Дети: Лишний скворец, потому что он перелетная птица.
Лишний петух. Потому, что он домашняя птица, а остальные – зимующие.
Дефектолог. : - А мальчик еще для вас приготовил задание. Найдите две одинаковые снежинки.
-А теперь отдохнем на заснеженной полянке.
Физминутка.
Представьте себе, что вы зимующие птицы- вороны.
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. /скачут, машут крыльями/
-Кар! Кар! Кар! /хлопки над головой/
Целый день они кричали /наклоны вправо, влево/
- Кар! Кар! Кар!/хлопки над головой/
Спать ребятам не давали /наклоны вперед, назад/
-Кар! Кар! Кар!
Только к ночи умолкают /машут крыльями и садятся на коленки/
-Кар! Кар! Кар! /шепотом/
И все вместе засыпают /руки складывают под щечки/
- Кар! Кар! Кар!
Но, вот наступило утро и опять вороны принялись каркать.
-Кар! Кар! Кар!
А теперь, обратно в ребяток превратились. Садитесь на свои места.
Дефектолог. : - Молодцы! Попрощаемся с зимой.
- Назовите время года, которое идет перед летом.
Дети: - Перед летом идет весна.
Дефектолог. : - Сейчас какое время года идет?
Дети: - Сейчас идет весна.
Дефектолог. : - Назовите весенние месяцы.
Дети называют весенние месяцы.
Дефектолог. : - Я предлагаю вам послушать звуки весны. /Включаем аудиозапись пения птиц и журчание ручейков/
Дефектолог. :-Что вы услышали?
- А теперь, по опорным картинкам составьте предложения о весне.
/Предлагаются на наборном полотне опорные картинки/
Дефектолог. : -Как вы уже сказали, весной просыпаются насекомые.
- Каких насекомых вы знаете?
Дети называют насекомых, педагог выставляет их плоскостные картинки на магнитную доску.
Дефектолог. : - Послушайте задание. Помогите насекомым добраться до весеннего цветка –тюльпана.
Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание по инструкции педагога.
- Посади пчелу на тюльпан. – Где сидит пчела?
Дети: - пчела сидит на тюльпане.
- Посади кузнечика в траву.
- Муравья посади перед тюльпаном.
- Божью коровку посади так, чтобы она ползла вверх по стебельку тюльпана.
- Бабочку размести так, чтобы она летала над тюльпаном.
- Жука я посажу между тюльпаном и кузнечиком.
Дефектолог. : - Молодцы! Вот какая получилась красивая весенняя картинка.
- Весна закончится, какое время года будем встречать?
Дети: - будем встречать лето.
Дефектолог. : - Послушайте задание. Выберите из этих картинок те, которые подходят к лету.
Дефектолог. : Молодцы!
Итог.
Литература:
1. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Творческий Центр,М., 2008.
2. Т. А. Ткаченко «Формирование лексико – грамматических представлений у детей». М., - ГНОМ и Д, 2003.
3. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» ,Творческий Центр, М., 2004.
4. О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий (второй год обучения)», Творческий Центр, М., 2010.
5. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко
—— М. : Школьная Пресса, 2003.