Ирина Карпеш
Конспект ОД для детей средней группы «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД для средней группы — «Путешествие капельк
и».[/b]
Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна.
Цель:
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД для детей средней группы „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
- дать детям знания о круговороте воды в природе.
- Учить понимать элементарные связи между явлениями живой и неживой природы.
- Закрепить знания о свойствах и состояниях воды.
- Расширить представления о значении воды.
- Формировать у детей познавательный интерес к природе.
- Упражнять в подборе существительных, относительных прилагательных и родственных слов, образовании сложных слов.
- Активизировать и обогащать словарь сложными словами (водоворот, водопад, водолаз, водопровод, водовоз, прилагательными (дождевая, болотная, родниковая, водопроводная, мутная, глаголами (журчит).
- Вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования – свечой, экспериментированию с краской и водой.
- Совершенствовать технические навыки работы с кистью.
Материал: аудиозапись звука ручейка, презентация «Путешествие Капельки», «капельки» из бумаги; картинки-схемы свойств воды; на каждого ребенка: листы бумаги с нарисованным свечой рисунком, баночки с закрашенной водой, кисти.
Предварительная работа:
- тематические занятия по теме «Вода» (значение для человека, польза, свойства и состояния);
- организация опытнической деятельности с водой;
- чтение рассказа О. Иваненко «Сосулька»,
- рассматривание иллюстраций о временах года, пейзажей;
- чтение сказки и просмотр мультфильма по произведению Н. Грибачева «Заяц Коська и родничок»,
- занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник - рисование цветной водой, по мокрому.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем гостей.
Воспитатель: А сейчас возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, и скажите добрые слова: «Я рад тебя видеть». Я тоже рада вас всех видеть.
Стук в дверь. Второй воспитатель вносит каплю воды (шарик воздушный с наклеенными глазками)
(Звучит аудиозапись звука ручейка.)
Воспитатель берёт каплю- воздушный шарик с водой.
Воспитатель: Ой, а кто ты?
Капелька : здравствуйте! Я маленькая Капелька воды.
Воспитатель: здравствуй, капелька. А что случилось, что тебя так расстроило?
Капелька : Я потерялась!
Воспитатель: Как это произошло?
Капелька : Сейчас я вам покажу сказку обо мне, а вы поможете её рассказать. Хорошо?
Презентация «Путешествие капельки».
Воспитатель:
Жила-была маленькая Капелька воды.
Была она чистой, веселой и… какой еще могла быть капелька? (звонкой, прозрачной, озорной, хрустальной, весёлой).
Капелька очень любила путешествовать. Однажды весной, когда пригрело ласковое … (солнышко, начал таять… (снег,
маленькая Капелька проснулась, зазвенела радостно, и отправилась в далекое путешествие.
Она встретилась с … (правильно, с ручейком, который бежал по камешкам между гор.
Покажите ручками, как течет по камешкам ручеек.
В ручейке Капелька нашла себе сестричек, и побежали он быстро, а потом все быстрее и быстрее, и прибежали они к большой, гордой, полноводной, (правильно речке).
Поставьте ручки ладошками друг к другу, похлопайте, покажите, как плещется речка.
Речка несла свои спокойные волны к далекому, соленому… (да, к морю).
И Капелька с сестричками попали в это волнующееся море.
Тут они решили отдохнуть и поиграть на волнах.
Какие были волны? (большие, бурливые, пенные, высокие, игривые)
Покажите, как шумело море – махи рук вперед с произнесением звуков:
ш-ш-ш и назад – шух, шух.
Но тут солнышко протянуло свои теплые лучики к Капельке, и она стала легкой, как… что? (пух, вата).
И поднялась Капелька на небо, на белое, пушистое… (облачко).
Там Капельке стало грустно и холодно, ведь она хотела снова играть.
Поэтому она огорчилась и… как вы думаете, что она сделала? (заплакала,
(покажите, как она заплакала)
и упала на землю весенним дождиком.
Покажите, как капает маленький дождик (тихонько пальчиками по полу).
Капелька упала на травку… какая могла быть травка? (зеленая, молодая, мягкая) и стала капелька росою.
Капелька скатилась с травки на землю, а потом и под землю. Там было темно и холодно.
Но Капелька не испугалась, потому она была… какой, как вы думаете? (смелой, решительной).
Она отыскала выход на поверхность земли, и опять встретилась, как вы думаете с кем? Конечно же, с ручейком. Обрадовался ручеек, увидев снова веселую, чистую Капельку.
Покажите, как обрадовался ручеек.
Капелька отдохнула немножко и опять побежала путешествовать. Ведь она такая непоседа!
Динамическая пауза «Ручеек, речка, море».
Побежали, побежали
Наши малыши.
Побежали, побежали
Словно ручейки (бег друг за другом змейкой)
Ручейки весенние там и тут
Нашим детям весело
Песенку поют.
Речка, реченька (перестраиваются в пары, бегут парами)
Говорливый голосок.
Разольется по лужку
Не пройти нигде дружку.
Речка, реченька бежит
К морю синему спешит.
Все в кружочек соберемся (собираются в круг, берутся за руки)
Раз, два, три!
Вот какое наше море
Посмотри.
Волны подымаются,
Волны опускаются,
Капельки-сестрички
На волнах качаются.
Вот и мы с сестричками-капельками играли на морских волнах. Волны были такие большие! Мы так разыгрались, что я потеряла своих сестричек, и теперь ищу их. Скажите, может быть, они у вас?
Воспитатель: дети, давайте поможем Капельке отыскать ее сестричек. Подскажите, где можно их увидеть в нашей группе?
(на столе лежат значки-капельки. Вызванный ребенок берет значок, подходит к объекту с водой, прикрепляет его и объясняет, для чего здесь нужна вода).
В уголке природы: лейка.
Ребенок: вода нужна растениям, они живые и без воды погибнут.
Умывальная комната.
Ребенок: вода нужна, что бы мыть руки, лицо, игрушки.
Мойка.
Ребенок: вода нужна, что бы мыть посуду.
Кувшин с водой.
Ребенок: вода нужна для питья.
Воспитатель: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. А еще ребята знают, где есть вода в природе.
как можно назвать воду в озере, в болоте…
- в реке – речная
- в озере – озерная
- в море – морская
- в океане- океаническая
- в болоте – болотная
- в кране – водопроводная
- дождь – дождевая
- в роднике - родниковая и т. д.
Воспитатель: видишь, Капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.
Капелька : спасибо ребята, теперь я знаю, где искать своих сестричек.
А может быть вы поможете ещё отыскать родственные мне слова.
Д/и «Родственные слова» (по наводящим вопросам воспитателя).
Воспитатель:
-ласково скажем? (водичка).
-Транспорт, передвигающийся по воде? (водный).
-А сказочный герой? (Водяной).
-Река вышла из берегов и затопила деревню. Что произошло? (наводнение).
-Как сказать одним словом:
-вода поворачивается (водоворот,
- вода падает (водопад);
-в воду лазает (водолаз);
-вола проведена (водопровод,
- воду возит (водовоз).
Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько у тебя слов-родственников.
Капелька : хорошо, когда столько родственников. Но я среди них младшая, и пока что знаю о себе очень мало. Расскажите обо мне, какая же я, какими свойствами обладаю?
Воспитатель: мы с ребятами много о тебе говорили, изучали, проводили опыты. И сейчас расскажем о тебе.
На схемах-картинках свойства воды. Дети о них рассказывают:
1. Вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Воспитатель: то есть, вода какая? (жидкая, текучая). А может вода быть в других состояниях? Когда вода может иметь твердое состояние? А когда она бывает в виде пара?
2. Чистая вода не имеет цвета, она бесцветная; а еще прозрачная.
Воспитатель: но вода может быть не только прозрачной, она может быть мутной, грязной, если бежит ручейком по песку или по земле.
3. Вода растворяет некоторые вещества.
4. У воды нет вкуса (безвкусная) и запаха.
Воспитатель: но бесцветной, без вкуса и запаха она может тогда, когда чистая. На земле осталось очень мало чистой воды.
Люди берут воду для заводов, фабрик из реки, а выливают в неё воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить растения и животные. Иногда люди моют в водоёмах машины, выбрасывают туда остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из - под консервов. Все это вредит жизни водоёмов, они заболевают. Вода становится отравленной. Поэтому воду нужно ценить, беречь, расходовать экономно.
Человек запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Охраняй её и береги,
Мы ведь на планете не одни.
Исчезли реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немало лет,
И нет водицы, нет, нет, нет.
Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.
А как мы можем беречь воду?
Дети: Плотно закрывать кран, чтобы не тратить её просто так, не засорять ручейки, речки, моря.
Капелька : спасибо, ребята, я услышала о себе очень многое.
Дети:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Капелька, а ты знаешь, что мы с ребятами не только рассказали о тебе, но и нашли твоих потерявшихся сестричек.
Капелька : где же они?
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед каждым из вас есть стаканчики с водой. Мы с вами говорили о том, что вода (бесцветная, чистая, прозрачная). А теперь подумайте и скажите, что в воду нужно добавить, чтобы она стала цветной? Правильно, добавить краску.
Выберите ту закрашенную воду, которая вам больше нравится, возьмите кисть и опустите ее в стаканчик с водой, аккуратно размешайте краску.
Воспитатель: а на листиках, лежащих перед вами, спрятались сестрички нашей гостьи Капельки. Чтобы их увидеть, намочите кисть в окрашенной воде, и закрасьте всю поверхность листа.
Дети выполняют работу, у каждого проявляется рисунок объекта,
где содержится вода (облако, снежинка, капельки, снеговик и др.)
Какая водичка у тебя получилась? В каком состоянии? (в жидком, в твёрдом (замёрзшем, в виде пара)
Воспитатель: Вот и нашлись твои сестрички, Капелька.
Воспитатель спрашивает у некоторых детей, какое изображение
у него проявилось.
Капелька : Большое спасибо, ребята, за то, что нашли моих сестричек.
Сюрпризный момент
А на память о нашей сегодняшней встрече я хочу вам подарить вот эти кисточки, они помогут вам нарисовать ещё очень много замечательных рисунков. А ещё вот такие волшебные раскраски, для которых совсем не нужны краски, а достаточно просто воды.
Воспитатель: Давайте поблагодарим капельку. Нам было очень приятно с тобой познакомиться, Капелька. Нам с моими сестричками опять пора в путешествие.
До новых встреч, ребята.
(Капелька «уходит»).
Итог занятия.
Воспитатель: а мы, ребята, давайте вспомним, как в природе путешествует вода.
Дети:
1. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
2. То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
3. По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
4. Вокруг оглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Хором: Эта волшебница вода!
Воспитатель: Дети, а что вам особенно запомнилось в нашем сегодняшнем путешествие? О чём вы вечером расскажите своим родителям?