Наталья Климова
Конспект ООД для детей с ТНР «Осень. Гласные звуки и буквы А, У»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с осенними явлениями природы. Научить различать гласные звуки и буквы «а», «у». Совершенствовать чтение и анализ звукокомплексов с пройденными гласными.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений об осени. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»(осень, лист,листопад; зеленеть, желтеть, краснеть, опадать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже).Составление простых предложений и распространение их прилагательными. Закрепление образа букв А, У. Совершенствование навыка чтения звукосочетаний с пройденными гласными и навыка звукового анализа слов (выделение начального гласного звука в словах).
Темочки:
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Коррекционо-развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие длительного плавного выдоха, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание уважительного отношения к ответам товарищей.
Предварительная работа:Знакомство с гласными звуками и буквами А,У. Прогулка в лесо-парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев. Сбор листьев разных деревьев. Сравнение их. Формирование умения различать лист дерева. Разучивание песенки с движением автора Е. Железновой «Ты катись, весёлый ёжик».
Выполнение артикуляционной гимнастики по сказке о «Весёлом язычке» автор Е. Косинова. Включение технологии Биоэнергопластика.
Оборудование:Наборное полотно, картинки с летними и осенними листьями деревьев. Картинки со словами на звуки «а», «у». Большие буквы А,У на листе А4. Зеркала, лоточки с прижимками, кленовый лист на ниточке,картинка- ёжик, массажный тренажёр -«ёж» (по количеству детей). Буквари- автор Нищева Н. В. Кукла-язычок. Картина: «В лесу», картинка: «младенец».
Занятие интегрированное. Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Ход организованной деятельности.
1. Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона. Настрой на занятие. повторение за логопедом слогов простой слоговой структуры с согласными звуками раннего онтогенеза, различающимися по звонкости/глухости и по мягкости/твёрдости.
Игра: «Эхо»
Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной правильно:
-па-ба, по-бо,пу-бу,пы-бы, та-да,то-до,ту-ду,ты-ды.
-па-пя, ма-мя, по-пё, мо-мё, та-тя, то-тё, бо-бё, до-дё.
Дети по очереди повторяют за логопедом. Если правильно, логопед хвалит и ребёнок садится. Если не правильно, повторяет ещё раз или меняет предлагаемый слог, добивается правильного ответа.
2. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня тема нашего занятия «Осень. Звуки и буквы А,У».
Логопед спрашивает с какими звуками и буквами мы уже познакомились.
Требует полного ответа.
Дети: Мы познакомились со звуком «а» и «у». Познакомились с буквами А,У.
Логопед:Молодцы, ребята! Чем отличается звук от буквы?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем и пишем.
Логопед: Молодцы, ребята. И подводит итог. Если что не верно сказали- исправляет на правильный ответ.
3. Уточнение произношения гласных звуков «а», «у».
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук «а». уточняется положение рта, губ,языка. Также со звуком «у». Логопед подводит к тому, чтобы дети запомнили и ответили, что это гласные звуки. После правильных ответов переходим к игре
4. Игра: «Придумай слово на заданный звук»
Логопед: назовите слова на звук «а».
Дети: называют: арбуз, азбука, ананас, автобус, аист и др.
Логопед: Хвалит и просит вспомнить слова на звук «у».
Дети: удочка, улей, улитка, утка, утята, укроп.
Логопед отмечает успех детей ипредлагает поиграть в игру
5. Игра с перемещением по группе «Выбери правильно»
Логопед: Сейчас поиграем в игру. Нужно взять картинки со словами на «а» и на «у» и встать к правильной букве.
Дети : выполняют поставленную задачу.
Логопед подводит итог игры. Хвалит детей.
6. Работа по букварям.
Логопед предлагает детям послушать маленький стишок, в котором встретятся слова на «а»,а затем другой стишок, со словами на «у».
Дети: рассматривают картинку в букваре, слушают стишки и называют слова на заданные звуки.
7. Упражнение «Разноцветные листочки». Пополнение словаря относительными прилагательными.
Логопед: наконец-то наступила золотая осень и мы можем сравнить листья, которые были летом на деревьях с осенними. посмотрите какие я приготовила листья красивые, резные, разноцветные. Я буду показывать на листочек, а вы скажите, с какого он дерева?
Дети: Это лист клёна.
Логопед: Значит он какой?
Дети: Кленовый лист. Верно. Это кленовый лист.
Дети: Это лист осины. Значит это осиновый лист. и т. д.
Логопед: Давайте сравним летние листочки и осенние и найдём им пару.
выходите на ковёр. Дети, которых я назову, возьмут осенние разноцветные листья, а остальные такие же, но такие, которые были летом.
8. Игра «Будь внимателен, смотри, слушай, верно повтори!»
Дети стоят у стульчиков.
Логопед: Если услышите звук «а»-хлопните в ладоши, а если «у» поднимите руки вверх и хлопните над головой. произносятся гласные звуки : и-а-о-о-у-э-ы-а.
Дети выполняют условленные движения.
9. Чтение с доски звуковых цепочек. (Сопряжённое чтение с логопедом.)
Логопед:Сейчас мы покатаемся на «звуковых «горках». Поём «а» и ведём пальчиком по стрелке до «у». Получилось «ау». Пойте «у» и ведём по стрелке до «а»
получилось «уа» так и доедем до конца.
10. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)
Логопед предлагает детям подвинуть зеркала и выполнить комплекс артикуляционной гимнастики по сказке о «Весёлом язычке». упражнения «Ёжик», «Качели», «Тесто», «Чашечка».Сопровождает инструкцией по выполнению упражнений.
9. Упражнение «Осенние листочки» (Развитие длительного плавного выдоха)
Логопед предлагает детям взять листочки для игры.
-Возьмите листок за верёвочку. Рот открыт, широкий язычок лежит на нижней губе. Вдыхаем носом,выдыхаем ртом через широкий язычок. Следим, чтобы выдох был плавным и длительным. Дуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. По ходу упражнения логопед корректирует выполнение.
10. Развитие мелкой моторики в игре с прижимками «Ёжик».
11. Упражнение «Колючий ёж». Координация речи с движением. Лёгкий массаж рук и ног массажным тренажёром «Ёж».
Логопед предлагает детям выйти в круг, взяв массажный тренажёр и
выполнить знакомое упражнение, сопровождая движения песенкой.
логопед выполяет вместе с детьми.
12. Окончание занятия. (Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Положительно оценивает работу детей.
Литература
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в картинках. Осень» Санкт – Петербург, «Паритет», 2005Н. Н Гусарова Беседы по картинке. Времена года. – Спб. : Детство – Пресс,1998
Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе компенсирующей направленности детского сада для детей с ОНР» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. -М. : Просвещение,1998