Кристина Раскатова
Конспект ООД для детей подготовительной группы «Храм»
Тема «Храм»
Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан;
Задачи:
Познавательная:
- Учить прослушивать произведения православной направленности, улавливать их смысловую нагрузку, отвечать на вопросы по их содержанию, тем самым знакомить воспитанников с православными традициями и особенностями жизни.
- Познакомить дошкольников с понятием «Православным храм» и его значением в жизни православных христиан;
Публикация «Конспект ООД для детей подготовительной группы „Храм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
- Посредствам образовательной деятельности дать детям подготовительной группы представление о храме как о Божьем доме;
- Посредством описания красоты храмов родной страны развивать связную речь, умение логически мыслить и воображать, что в дальнейшем способствует качественному восприятию свойства предметов окружающего мира;
Развивающая:
- В ходе образовательной деятельности, используя демонстративный материал познакомить детей с архитектурными особенностями храма, показав красоту его убранства;
- Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;
- Посредствам ознакомления детей с историей Введения во храм Пресвятой Богородицы и праздничной иконой, закрепить у дошкольников представление о храме;
Воспитательная:
- Посредствам игровой и образовательной деятельности способствовать умению рассуждать, выражать свое отношение к увиденному, услышанному, тем самым воспитывать у дошкольников интерес к православным традициям.
Материалы и оборудование:
- репродукция иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»;
- иллюстрации с изображением храмов;
-мольберт;
- иллюстрации колокола и колокольчика - полевого цветка;
- макет свечи.
Структура конспекта ООД
1. Вводная часть:
• Приветствие и эмоциональный настрой на предстоящую работу в стихотворной форме;
• Сюрпризный момент «Звук колокольного звона»;
2. Основная часть:
• «Чтение легенды о монахе»;
• Игра: «Собери таинственный цветок»;
• «Загадка о храме»;
• Игра: «Найди храм родной станицы»;
• Физ. минутка «Вот мы руки развели»;
• Рассмотрение репродукции иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
3. Рефлексия. Игра «Свеча»;
4. Заключительная часть:
• Итог ООД.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель вместе с детьми входит в группу.
1. Вводная часть. Приветствие и эмоциональный настрой на предстоящую работу.
В: Ребята, у меня такое хорошее настроение сегодня, что вспомнились строки одного стихотворения.
Доброе утро утром проснулось.
Глазки открыло, всем улыбнулось!
Всем пожелало «Доброе утро!»
И наступило лето как будто!
- Какое настроение передали эти строки?
Дети: радостное, веселое…
Воспитатель: Действительно, ребята, стало как будто теплее. Доброе утро желает нам оставить все плохое, что в нас сейчас есть (обиды, капризы, злость) - почувствовать в своей груди доброе сердце и немного поиграть в русскую народную игру «Колечко». Присядьте на стульчики.
• Сюрпризный момент: (Только дети сели, раздался колокольный звон. (Включается аудиозапись колокольного звона 10 сек).
Воспитатель: Ребята, что это за мелодия такая?
Дети: Это колокольный звон
В: Правильно, это мелодия колокольного звона. Скажите, а где мы можем услышать его звон и увидеть колокола
Дети: по телевизору, в аудиозаписях и, конечно, в храмах.
Воспитатель: Да, все верно. Колокольный звон мы можем услышать в храмах, когда идет служба. А знаете ли вы, кто придумал колокола?
Дети: выслушать варианты ответов детей.
2. Основная часть. Воспитатель: Ребята, существует одно предание о создании церковных колоколов.
• «Чтение легенды о монахе»
Послушайте его: «По легенде, давным-давно, итальянский монах заболел и отправился в лес за целебными травами. Устал и прилег на траву. Он задремал и во сне услышал удивительную музыку. Даже не музыку, а мелодичный звон. Преподобный почувствовал, что болезнь куда-то уходит, ему становиться легче. Когда он открыл глаза, то увидел у своего уха необычной красоты цветок. Монах подумал, что именно голос цветка ему помогает. Он вернулся в монастырь, сделал тот же цветок, только из металла, и стал использовать его в богослужении.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы узнать, какой цветок так вдохновил монаха?
Дети: Да
Воспитатель: Подойдите к столу. Перед вами лежат элементы пазла, собрав которые, мы узнаем, что же это был за цветок.
• Игра «Собери таинственный цветок»
(Дети собирают мозаику)
Воспитатель: Молодцы! Что же это за цветок, назовите?
- Посмотрите, на иллюстрации колокола и цветка, ведь правда они похожи?
Дети: да
В:А вы знаете, для чего в старину использовались колокола?
Дети: выслушать варианты ответов детей.
Воспитатель: В старину, всегда рядом с храмом строились колокольни, на которых располагались большие и малые колокола. Их звон звал людей на службы и праздники, а также предупреждали людей об опасности: нападениях врагов или пожарах.
Сегодня мы с вами поговорим не только о колоколах, об их красоте и значимости, а еще об одном замечательном месте. А вот о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
• Загадка:
Когда в этот дом войдешь,
Там спасение найдешь,
Поставь, свечку помолись,
Сердцем к Богу обратись.
И прейдет к тебе смиренье
И Христа благословенье.
О каком доме идет речь в этом стихотворении?
Дети: (храм, церковь)
Воспитатель: Храм - особый дом, посвященный Богу. Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то. Для верующего человека – это место особого присутствия Бога.
- Дети, как вы думаете, кто строил храмы?
Дети: выслушать варианты ответов детей.
- Их построили мастера, в своей работе они старались отразить и воплотить в жизнь всю свою любовь к Богу. Каждый строитель старался вложить в это не только все своё мастерство, но и огромное количество сил и времени. Но непревзойденная красота и величие храмов и церквей того стоили.
Воспитатель: Ребята, а как бы вы описали храмы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Любые Церкви располагаются на мощном основании, соединенном с белокаменным барабаном. Выше, находится колокольня, где расположены колокола.
Крыша на храме необычная, а имеет форму, похожую на пламя свечи и называется купол. Вершину купола украшают кресты. (ВОСПИТАТЕЛЬ ВСЕ ПОКАЗЫВАЕТ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду показывать вам карточки с изображением храмов, а вы скажите, есть ли здесь храмы, названия которых вы знаете?
• Игра: «Найди храмы своего города»
(Воспитатель показывает иллюстрации храмов России, в том числе и фото храмов, находящихся в Старом Осколе. Задача детей отгадать его).
Дети: Да. (называют храмы, которые находится в старом Осколе)
Воспитатель: Храм - святое место, которое украшает и облагораживает нашу станицу, радует глаз и успокаивает душу. Люди приходят сюда, чтобы поговорить с Богом.
Воспитатель: Как ещё называют верующих людей? Во что они верят?
Дети: Христиане – люди, которые верят в Бога Иисуса Христа
Воспитатель: В православном календаре есть особый день 7 января - праздник Рождества Христова. В этот день родился Иисус Христос и на небе засияла яркая звезда, сообщающая всем о величайшем событии.
Воспитатель: Каждое посещение храма - праздник для души всех верующих христиан.
Согласно церковному учению, при посещении Храма каждый верующий получает частицу Божьего благословения, поэтому идут в Храмы в хорошем настроении и в чистой, а зачастую нарядной одежде. Девушки и женщины носят юбки и покрывают головы шарфами или платочками.
Поскольку мы ходим не только в Церковь, мы также идем ко Христу, Сыну Божьему, это дает нам преимущество, которое мы должны заработать своим хорошим поведением.
• Физ. минутка
Вот мы руки развели (разводят руки в стороны)
Словно удивились. (приподнимают плечи к голове)
И у храма до земли
В пояс поклонились. (Делают наклон)
Наклонились, выпрямлялись, (Наклонились, затем выпрямились)
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись (Поклонились, развели руки в стороны и улыбнулись)
• Рассмотрение репродукции иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули, а сейчас я предлагаю вам посмотреть вот на эту репродукцию. (Перед детьми вывешивается репродукция иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»).
Воспитатель: Расскажите, что вы видите на ней.
Выслушать варианты ответов детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображено, как маленькая девочка поднимается по высокой лестнице без помощи взрослых. Все были очень удивлены тем, как она смогла ее преодолеть. У дверей Храма ее поджидает священник в праздничном облачении, радостно приветствовал и проводил в храм. Это репродукция иконы, а называется она «Введение во Храм Пресвятой Богородицы». Девочку Марию назвали Пресвятой Богородицей, так как прошло много лет, Мария провела все свое детство в храме. Она много молилась, училась, работала и была очень доброй девочкой, поэтому ее окружали забота и любовь, а, когда она выросла, то стала матерью Бога - Богородицей.
3. Рефлексия: Игра «Свеча»
Воспитатель: Давайте с вами немного поиграем. У меня в руках свеча, которая хочет с вами поиграть. Ваша задача передавать ее друг другу, пока звучит музыка, как только музыка перестанет играть, тот у кого в руке осталась свеча отвечает на вопрос от свечки. (Дети становятся в круг, звучит музыка.)
Вопросы к игре:
Чем храм отличается от обычного дома?
Для чего люди приходят в храм?
- Вы знаете, кто изображается на иконах?
- Что обычно стоит перед иконами?
- Что ставят в подсвечники?
- Что было интересным сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
Заключительная часть:
• Итог ООД Дети, сегодня мы увидели много красивых русских храмов, некоторые из которых вам запомнились своей красотой и величественной архитектурой, и я предлагаю дома, совместно с родителями нарисовать любой храм, который вам понравился, и принести свой рисунок в группу, где мы организуем выставку «Храмы России».