Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Храм Христа Спасителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление:
Сегодня я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, рассказ- презентацию о Храме Христа Спасителя.
Материал рассчитан именно на педагогов, а уж что рассказать и показать детям каждый решает сам.
Своим ребятам- москвичам (все-таки они его достаточно часто видят во время прогулок по центру города) я рассказала первый раз о храме уже давно, в прошлом году на одном из занятий рассказывала уже более подробно; а в этом году они уже сами в письме рассказывали своим друзьям из Миасса). По детски наивно и, наверное, поэтому особо пронзительно… Конечно, детские души и разум, еще не могли понять причин разрушения такого величественного сооружения… Шестилетки так и написали в письме: «почему-то сломали, хотя строили больше 40 лет…». Но они уже запомнили очень много подробностей (к моему огромному сожалению, я не догадалась то письмо сфотографировать).
Публикация «Информационный материал для педагогов „Знакомим детей с Москвой, Храм Христа Спасителя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Московская область, город Москва
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Фотографии в тексте сделаны мной лично специально для публикаций о Москве.
Храм Христа Спасителя.
О Храм Христа Спасителя, ты снова *
Стоишь, поднявшись до былых высот!
Тебе моё восторженное слово,
Души моей восторженный полёт!
В. Тяптин
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I, в письме к ревнителю старинных традиций адмиралу А. С. Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит»
Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: по позднему (и сомнительному) преданию, Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами.
В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.
25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.
По замыслу К. А. Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, так и черты владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах заложенные массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 м, пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла до 7200 человек.
Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.
Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 22 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года.
За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани). В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.
В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово, до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии.
Как поднялась рука «творцов» лукавых
Взорвать тебя – святилище Христа,
Музей великой Бородинской славы,
Здесь созданного волею Творца?
В. Тяптин
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП (б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК: «указанный храм ликвидировать и снести»
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Снятая с Храма облицовка пошла в конце 1930-х годов на отделку здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
России быть и снова возродиться
Её великим праведным делам!
Залог тому – поднявшийся в столице
Христа Спасителя величественный Храм!
В. Тяптин
Храм заново отстроен в 1994—1997 годах.
Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. При Церетели на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре, а бронзовые композиции (горельефы, вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей вызвала споры. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Круглые скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала (в 2010 году заменены на бронзовые).
Храм строился и воссоздавался в традиции обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор храма служит памятником событиям Отечественной войны 1812 года. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году (название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя). Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений; доски заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской, посвящённой сражению, находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.
Как ты величествен и как прекрасен
В немыслимой для взора красоте
Златых крестов, и куполов, и башен,
Фигур, и стен в их снежной чистоте!
В. Тяптин