Мамаева Екатерина Васильевна
Конспект ООД для детей 5–6 лет «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание интереса и любви к народному искусству, русским традициям, промыслам. Донести до воспитанников, что народные промыслы являются носителями великой русской культуры.
Образовательные задачи:
• Расширять знания детей о видах народного – прикладного искусства.
Публикация «Конспект ООД для детей 5–6 лет „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
• Развивать умение составлять узоры по мотивам (дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи).
• Знакомить с характерными элементами (бутоны, цветки, листья, травка, завиток, оживка, бордюр).
Развивающие задачи:
• Развивать творчество в декоративной деятельности (предоставлять детям бумагу в форме одежды, головных уборов); предлагать расписывать узорами бумажные силуэты.
• Развивать художественно – творческие способности (подготавливать гуашевые краски к рисованию, добавлять нужное количество воды, пользоваться палитрой при разведении красок, добиваться нужного оттенка краски).
• Развивать умение ритмично располагать узор на силуэте.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям.
• Формировать осознанность детьми принадлежности к русскому народу.
• Воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской культуры.
Предварительная работа:
• Ознакомление детей с историей возникновения разных видов росписи.
• Осваивание специфики видов росписи, цветовым строем и элементами композиции.
• Ознакомление с региональным (местным) декоративным искусством.
• Посещение музея изделий прикладного искусства в дошкольном учреждении.
• Разучивание стихов о народных промыслах.
Материалы для занятия:
• Развивающее пособие В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
• Самостоятельно нарисованные фигурки людей в русских народных костюмах.
• Гуашевые краски, беличьи кисти (№3, №1, палитра для смешивания красок, баночки с водой, одноразовые ложки для использования красок и воды, влажные и тканевые салфетки).
• Электронная доска с заставкой русского хоровода вокруг берёзы, аудиозапись русской народной мелодии.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня, я приглашаю вас на прогулку по Фиолетовому лесу. Скажите, что нового появилось в сказочном лесу?
Предполагаемые ответы детей : Появилась берёзка.
Воспитатель: Чем является берёзка для нашего родного края?
Предполагаемые ответы детей : Берёзка – это символ нашей Родины, России.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним об обычае на Руси, связанный с берёзой, с приходом весны.
Предполагаемые ответы детей : Во время гулянья дети, красны девицы и добры молодцы водили хороводы вокруг берёзки.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «Хоровод»? Предполагаемые ответы детей Люди выстраивались в круг, пели хором русские народные песни, водили хоровод.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу познакомить вас с девочкой Машей и мальчиком Тёмой, которые тоже хотели бы научиться водить хоровод. Как вы думаете, Маша и Тема смогут сделать это вдвоём? Почему?
Предполагаемые ответы детей : В хороводе должны принимать участие сразу много детей или людей.
Воспитатель: Как можно им помочь?
Предполагаемые ответы детей : У нас есть нарисованные фигурки девочек и мальчиков, красных девиц и добрых молодцев и если мы их украсим (доделаем, то можем поставить в хоровод вместе с Машей и Тёмой.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, во что одеты Маша и Тёма?
Предполагаемые ответы детей : В русские народные костюмы.
Воспитатель: Расскажите, чем украшен Костюм девочки Маши, Элементами какой росписи? Предполагаемые ответы детей Элементами гжельской росписи. Значит Маша из деревушки Гжель Московской области. У Тёмы рубаха украшена элементами городецкой росписи. Значит, Тёма живет в городе Городец Нижегородской области.
Воспитатель: Как вы считаете, во что должны быть одеты ваши фигурки (Красны девицы и добры молодцы, чтобы как в былые времена водить хоровод вокруг берёзки?
Предполагаемые ответы детей : Тоже в русские народные костюмы.
Воспитатель: Наш сказочный Фиолетовый лес вмещает в себя уголки нашего края, поэтому мы с лёгкостью можем выбрать костюм для фигурки на свой вкус.
Давайте сейчас мы с вами превратимся в чудо – мастеров и постараемся украсить одежду элементами разных видов росписей. Оденем добрых молодцев и красных девиц в русские народные костюмы для встречи весны, для хоровода.
Детям предлагается занять места за рабочими столами и превратиться в «чудо - мастеров» по изготовлению нарядов для празднования встречи Весны.
Продуктивная деятельность.
Дети украшают свои фигурки выбранным орнаментом, узором. Рисование проходит под негромкую русскую народную мелодию.
В ходе занятия динамическая пауза
Мастера трудились дружно,
Отдохнуть теперь им нужно.
Топни правым каблучком,
Повернись на правый бок.
Топни левым каблучком,
Повернись на левый бок.
Повернись кругом
И в ладоши хлоп.
Потянулись смело,
Чтоб работушка кипела.
Во время изобразительной деятельности от имени Маши и Тёмы можно поинтересоваться, каким узором ребёнок украшает костюм своей фигурки, как называются элементы росписи.
Когда все поделки будут выполнены, воспитатель задаёт вопрос?
Ребята, наши поделки (фигурки) готовы. Как вы думаете, теперь могут ли Маша т Тёма петь русские народные песни и водить хоровод?
Предполагаемые ответы детей : Да, теперь получится.
Воспитатель: Ребята, вот такой был обычай на Руси – встречать весну русскими народными песнями и водить хоровод в праздничных русских народных костюмах.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, сегодня всё у нас получилось? Что мы сегодня сделали?
Предполагаемые ответы детей : Нарисовать русские народные костюмы для добрых молодцев и красных девиц. Сделать из фигурок хоровод.
Воспитатель: Посмотрите, какие радостные лица у Маши и Тёмы. Как вы думаете, понравилось им такое весёлое, весеннее гулянье, пение русских народных песен и вождение хоровода?
Давайте еще раз полюбуемся красотой сделанных поделок в русских народных костюмах, которые вы украсили своими руками. Да, вы настоящие мастера!
А у нас с вами приближается время прогулки. На прогулке мы можем полюбоваться живой берёзкой и завести хоровод вокруг неё.