Наталья
Конспект образовательной ситуации по развитию речи «Три медведя» с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации по О. О. «Речевое развитие» на тему: «Обучение детей пересказыванию сказки «Три медведя» использованием менемотехники» во второй младшей группе
Цель: развивать речевую активность детей.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки совместно с воспитателем.
• Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций (в данном случае игрушки)
• Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.
• Развивать умение отгадывать загадки.
• Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, быть добрым и отзывчивым.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Материал: мнемотквадраты к сказке «Три медведя», плюшевый мишка, мольберт, пластилин, доски для лепки, силуэт банки.
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя»; рассматривание и обсуждение символов диких и домашних животных (медведь, коза, корова) по мнемотаблице; показ сказки «Три медведя» по коллажу; дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит». Рассматривание ягод, фруктов, овощей; лепка «Ягоды», «Фрукты, овощи».
Ход занятия:
1. Организационная часть
Воспитатель: Ребята, вы слышите к нам кто-то стучит (раздается стук в дверь) Давайте я посмотрю кто это? (в группу вносят мишку).
Ребята, кто это?
Дети: мишка.
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с Мишкой (дети здороваются с Мишкой, гладят его по очереди)
2. Основная часть
Ребята посмотрите на мишку. Какой он?
(дети описывают медведя с помощью вопросов воспитателя)
Какая у медведя шерстка, какие уши?
Что медведь любит есть?
Дети: Медведь косолапый, медведь большой, у медведя коричневая теплая шуба, маленькие уши. Любит ягоды, грибы, корешки, траву, мед.
Воспитатель: Ребята, где живет медведь?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Что он делает зимой?
Дети: Спит.
Воспитатель: Как называется дом, в котором спят медведи?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Как рычит медведь?
Дети: Рррррр
Воспитатель: А как мишка ходит? Давайте все вместе покажем.
Дети имитируют движения мишки. Проводится подвижная игра " Медведь и дети"
Мишка по лесу гулял,
И детишек он искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать:
-Миша, Мишенька, вставай!
Воспитатель: Ребята, наш Мишка очень любит сказки. А вы любите сказки? Мишка хочет послушать сказку, только нам с вами надо угадать, какую. Послушайте Мишкину загадку.
(Медведь загадывает загадку):
Чашки три и три постели,
Стульев тоже три смотри
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно три.
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить опасно
Убегай скорей сестричка
Из окна лети как птичка.
Воспитатель: Какая это сказка?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: Дети, вы хотите рассказать Мишке сказку «Три медведя»?
Воспитатель: (Показывает мнемотаблицу с картинками, просит рассмотреть, рассказать, что нарисовано и ответить на вопросы):
- Как начинается сказка?
- Что увидела девочка в лесу?
- Кто жил в доме? (Папа-медведь, мама-медведица и их сын Мишутка.)
- Какой был папа-медведь? (Папа-медведь — самый большой и самый, он говорит грубым и громким голосом.)
Аналогичные вопросы задаются про маму-медведицу и мишутку.
- Что увидела Маша в первой комнате?
(воспитатель выставляет на фланелеграф картинки трех стульев, трех мисок, трех кроватей)
- Чей стул был самый большой?
- Чей стул был поменьше?
- Чей стульчик был самый маленький?
- Почему Маша не смогла сесть на большой стул? (Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, взрослый может подсказать: «Стул — большой, а Маша.»)
Аналогичные вопросы задаются про стулья медведя и медведицы, а также про миски и ложки медведей.
- Почему Маша сломала стул? (Стул маленький, Маша на нем качалась, а качаться на стуле нельзя, и он сломался.)
- Что увидела Маша во второй комнате?
- Кому принадлежала самая большая кровать?
- Кому принадлежала кровать поменьше?
- Кому принадлежала самая маленькая кровать?
- Почему Маше было удобно на кровати Мишутки?
- Что увидели медведи, когда пришли домой?
-Каким голосом говорил папа-медведь? (Папа-медведь говорил громким грубым голосом.)
- Каким голосом говорила мама-медведица? (Мама-медведица говорила потише)
-Каким голосом говорил Мишутка? (Мишутка говорил тоненьким голосом.)
- Почему Маша убежала из дома медведей? (Маша испугалась медведей. Она испугалась того, что ее накажут за беспорядок, который она устроила в чужом доме.)
Маше было удобно сидеть на стульчике Мишутки, есть из его миски его ложкой и спать в его кроватке, потому что она была такая же маленькая, как медвежонок.
Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали сказку, Мишке очень понравилось! (Медведь благодарит детей).
Ребята, подумайте и скажите можно ли маленьким детям ходить одним в лес?
Дети: Нельзя. Потому что можно потеряться.
Ребята, а как вы думаете, девочка хорошо поступила у медведей в домике?
Дети: Нет. Нельзя заходить в дом без приглашения.
Воспитатель: Да, ребята, медведи, наверное, очень расстроились, увидев беспорядок дома. Давайте угостим медведей вкусным малиновым вареньем, чтобы поднять им настроение. А передать его поможет наш Мишка. И Мишку тоже угостим. Ребята для варенья нужны ягоды. Давайте их соберем с вами
С ветки ягодки снимаю, (пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку сложенной лодочкой, накрыть другой также сложенной лодочкой)
Я попробую немножко. Я поем ещё чуть - чуть (одна ладошка изображает лукошко, другой рукой достаем ягодки и отправляем их в рот)
Лёгким будет к дому путь (Имитируя ножки, "убегают" как можнодальше).
(дети с помощью пластилина делают ягодки, сплющивают шарики и прикрепляют на картонный силуэт баночки варенья)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы, у вас получилось отличное угощение для медведей. Но нашему гостю пора уходить. Давайте все вместе скажем ему до свидания.
Медведь благодарит детей и уходит.
Литература:
1. Большева Т. «Учимся по сказке».-СПб. : «Детство-Пресс», 2001.
2. Голицина Н. С. "Конспекты комплексно - тематических занятий 2 - я младшая группа. Интегрированный подход. Скрипторий 2003, 2015. - 224с.
2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».-СПб. : «Детство-Пресс», 2009.-64с.