Ольга Санина
Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип образовательной ситуации – «Открытие новых знаний».
Тема «Растения – лекари»
Цель: Создать условия для получения детьми знаний по теме: «Лекарственные растения»
Задачи: Образовательные :познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете; учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств. Развивающие : развивать у дошкольников познавательный интерес, любознательность; развивать умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать ситуации. Воспитателm ные: воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться, оказывать помощь. Формировать навыки сотрудничества при выполнении общего задания в малых подгруппах.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: Чтение художественных произведений: П. Синявский «Сказка о лекарственных растениях»; А. Плешаков «Зеленые страницы»; А. Онегов «Тропинка полевая»; М. Пришвин «Золотой луг»; Н. Сладков «В лес по загадки»; Н. Павлова «Загадки цветов». Просмотр мультфильма «Одуванчик – толстые щеки». Дидактические игры: «Путешествие на луг», «Аптека», «Четвертый лишний», «Заколдованная полянка», «Узнай растение».
Материал к занятию: предметные картинки лекарственных растений формата А4: подорожник, ромашка, одуванчик, мать и мачеха; картинки –подсказки по сбору лекарственных растений, д/игра «Как правильно лечится лекарственными растениями», д/игра «Поможем вылечить лесных зверей», ширма, театральные куклы: доктор Айболит, лиса, медведь, енот, заяц, волк, оса, магнитная доска, ноутбук, слайд-презентация «Лекарственные растения из Красной книги».
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, вчера в новостях по Усть-Лабинскому телевидению объявили, что, в связи с резким похолоданием, многие животные и птицы в нашем лесу начали болеть. Получилось так, что и помочь им некому, потому что лесник Иваныч уехал в город, повез лесные гостинцы своим внучатам.
- Ребята, а вы хотите помочь заболевшим животным и птицам? - А сможете помочь лесным жителям? - А как вы сможете это сделать? Ребята, есть ли у вас какие-нибудь идеи? ( Дети: Можно передать им лекарство. Можно отвезти их к знакомому ветеринару, спросить у доктора)
Воспитатель: А может быть, мы порекомендуем им воспользоваться средствами, которые растут у них в лесу?
-Их еще называют растениями «зеленой аптеки».
- А какие лекарственные растения вы знаете? ( предполагаемые ответы детей: ромашка, одуванчик, зверобой).
2. Затруднение в ситуации.
Актуализация знаний. Новые знания.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как лечится лекарственными растениями?
- А как мы можем это узнать? (Спросить у родителей, у воспитателя, узнать в аптеке, прочитать в энциклопедии)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправится на лесную полянку и познакомиться с лекарственными растениями. (Воспитатель расстилает коврик-тропинку, а вокруг тропинки расставляет картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Лес околдованный стоит И вид его мне говорит: «Зайди ко мне, я приглашаю, У входа в лес тебя встречаю». - -Ребята, тропинка в лесу узкая – нужно идти аккуратно, смотря под ноги, чтобы не навредить природе. Ой, смотрите, у самого края дорожки расположилось растение с упругими листьями и длинной стрелкой. Знаете ли вы как оно называется? (Подорожник) А как вы думаете, почему его так назвали? (Потому что он растет вблизи тропинок и дорог) Подорожник еще называют «зеленым бинтом», а в старину его называли «порезник» или «ранник». Почему у него было такое название? (Потому что очищенный от пыли и слегка поцарапанный, чтобы выделился сок, лист подорожника лечит порезы и раны) Подорожник – санитар испытанный, Врачеватель ног, в пути пораненных, Подошел к дороге, приготовился, Может, думает, кому понадоблюсь… - А знаете ли вы, что отвар подорожника лечит болезни горла? А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десна. Воспитатель: Ребята, вспомните, какое еще лекарственное растение помогает при лечении ран? (Ромашка. Можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы) Стоит кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?
- А где тут у нас растет ромашка?
-Я хочу вас познакомить с целительной силой ромашки: * Полоскай ромашкой рот и зубная боль… (пройдет) * Чай из ромашки с медом дают детям на ночь – сон будет… (крепче) * Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымиться слегка горьковатый отвар… (ромашки)
Воспитатель: На нашей полянке растет еще растение, которое любит менять наряды. Оно носит то желтый сарафанчик, то белое воздушное платьице. Вы догадались что это за растение? (Одуванчик).
Этот цветок очень яркий, красивый. В одной сказке говорится, что когда-то одуванчиков не было на земле и люди попросили солнце: «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотистые лучи, опустились эти лучи на траву, заиграли солнечные зайчики и стали веселыми желтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах и называют по-разному: то «зубной травкой» за их целебные свойства, то «подойничек» за белый, как молоко, сок, но самое смешное название этого цветка – «плешивец» за голую головку цветка после улета семян-парашютов. Одуванчик используют как средство, чтобы понизить температуру, для повышения аппетита, а также от бессонницы.
Воспитатель: Какое растение на нашей полянке очень похоже на одуванчик? (Мать-и-мачеха) Чем оно похоже? (Цветами, которые после цветения тоже превращаются в белые шапочки) Чем отличаются? (Формой листа) Ребята, кто из вас знает почему это растение назвали мать- и мачеха? (Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками, с изнанки они мягкие, светлые, бархатистые. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи) Из высушенных листьев и цветов мать-и-мачехи готовят отвар и лечатся им от кашля.
3. Физминутка.
Воспитатель: На нашей полянке много цветов, а станет еще больше. Я превращу вас в цветы небывалой красоты… Динамическая пауза: Я прошу тебя, цветок: Подними-ка свой листок, Выйди на дорожку Да притопни ножкой. Да головкой покачай Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка - Вот зарядка для цветка. А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все День встречать во всей красе! (Дети выполняют действия согласно тексту)
4. Работа с карточками-подсказками по сбору лекарственных растений.
Воспитатель: Есть ли у вас в домашних аптечках сборы лекарственных растений? Где и как их можно приобрести? (Купить в аптеке, самим собрать) Ребята, я подскажу вам, как правильно самостоятельно собирать и заготавливать лекарственные растения. Для этого существуют определенные правила. А чтобы об этом тоже узнали животные в лесу, давайте подберем карточки-подсказки.
Педагог называет правило, а дети подбирают карточку, которая является образной подсказкой.
1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохла роса. 2. Нельзя собирать растения вблизи автомобильных и железных дорог.
3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения. 4. При сборе цветков или листьев часть из них оставляют на растении.
5. Срезанные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
6. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 7. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
5. Показ слайд-презентации «Лекарственные растения из Красной книги».
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с лекарственными растениями Красноараского края, которые занесены в красную книгу. Педагог показывает слайд-презентацию охраняемых растений: зверовой, чабрец, пастушья сумка, болиголов…
Воспитатель: Наши карточки-подсказки помогут лесным зверятам правильно заготовить лекарственные травы.
Лето теплое, Лето красное! Солнце доброе, Солнце ясное! Соком полнится Зелена трава, Собирать, сушить Уж ее пора! А вы травушку Собирайте Да на зимушку Припасайте! От болезней вас Охранит она, Вам здоровья даст, Силушки сполна!
6. Пробные действия.
Дидактическая игра «Скорая помощь»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими лекарственными растениями мы познакомились сегодня на лесной полянке. (Подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка). А теперь пора спешить на помощь лесным обитателям. (Проводится дидактическая игра «Скорая помощь». Детям раздаются карточки с признаками травматизма и заболеваний животных и птиц: зубная, головная боль, кашель, простуда, ссадины, порезы… На столах разложены картинки с изображением изученных лекарственных растений – по несколько штук одного вида. Дети объединяются в группы «Скорой помощи» по 2 человека и по сигналу воспитателя: «Раз, два, три - быстро помощь окажи» участники игры подбирают картинки с изображением лекарственных растений, необходимых для лечения своего пациента. В конце игры дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки лекарственных растений. А мне хотелось бы нашим лесным друзьям оставить инструкции как правильно лечится травами. Сможем мы это сделать? (Дети делятся на 3 подгруппы и изготавливают карты-инструкции для лесных животных по применению лекарственных растений. Подбирают в правильной последовательности картинки- символы, напоминающие что нужно делать. Например: лисичка с перевязанным горлышком и цветок ромашки, корзинка с собранными цветками ромашки, цветы ромашки сушатся в тени, лисичка пьет чай с ромашкой).
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Вот мы уже и в детском саду. Расскажите, где мы с вами побывали? Вы смогли помочь лесным жителям? Хотите узнать как помогают растения –лекари доктору Айболиту? Посмотрите театральное представление.
Раздается телефонный звонок (разыгрывается кукольный театр за ширмой) - Кто говорит? - Лиса. Меня укусила оса. - Млечный сок одуванчика – вот секрет. Приложи-ка к укусу – и боли уж нет. А потом позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь. - Что такое? Неужели Ваши дети заболели? - Да-да-да! – У них ангина. - Ах, ангина. Не беда. Цветы ромашки завари, Отваром детишек своих напои. А потом позвонил енот - Что такое? - Беда! Беда! Болит голова с утра. - Чаю выпей скорей из мяты И забудешь свои ты болячки. А потом позвонила волчица: - У бедных моих волчат Уже двенадцать суток Зубки болят. А потом позвонили зайчата: - Наш братишка сегодня упал, Он коленку себе ободрал. Ладно! Бегу! Бегу! Если смогу, помогу! Ох, нелегкая эта работа -
Столько вылечить лесного народа.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, какие рекомендации вы можете дать волчице и зайчатам? Какие растения им помогут?
Воспитатель: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым близким своим друзьям.