Юлия Веслополова
Конспект образовательной ситуации по ОБЖ «Как вести себя, чтоб не попасть в беду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50 «Нордик» - филиала
АН ДОО «Алмазик»
Конспект ситуативно-имитационного моделирования образовательной ситуации по безопасному поведению в быту детей среднего возраста на тему:
«Как вести себя, чтоб не попасть в беду»
Подготовила воспитатель первой категории
Веслополова Юлия Валериевна
Республика Саха (Якутия) Мирнинский район
пос. Айхал
Публикация «Конспект образовательной ситуации по ОБЖ „Как вести себя, чтоб не попасть в беду“» размещена в разделах
2017г.
Цель: формирование основ безопасного поведения ребенка в бытовых ситуациях и в социуме.
Задачи:
1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту.
2. Развивать осознанное и произвольное выполнение основных правил безопасного поведения.
3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.
4. Воспитывать культуру поведения в доме.
Педагогические методики, технологии: примерная основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе; учебно-методическое пособие «Образовательная область «Безопасность» В. А. Дергунская, Т. Г. Гусарова, методическое пособие «Формирование культуры безопасности» Л. Л. Тимофеева, школа развития «Безопасность шаг за шагом» А. Лукашева.
Предварительная работа: родительское собрание с элементами практикума «Безопасность вашего ребенка дома и на улице»; анкетирование родителей; консультация для родителей : Школа для занятых родителей «Как обучать ребенка безопасному поведению», «Чем занять своего ребенка дома», «Жизненно важные правила для семьи»; постоянная рубрика «Домашнее задание» (выучить фамилию, имя и домашний адрес с ребенком; познакомить с доступными инструментами, их использованием; показать и рассказать, что может быть горячим); беседа и рассматривание иллюстраций в книге Н. Ушаковой «Что может быть опасного дома?»; чтение и обсуждение рассказов «Как Стобед наступил на иголку», Е. Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик»; отгадывание загадок об опасных предметах; моделирование ситуаций на макете комнаты : «Пожар в доме», «Достань игрушку», «Прием гостей»;
проигрывание педагогической ситуаций «Поможем няне»; дидактические игры «Мы-спасатели», «Что, где лежит», «Разрешается-запрещается»; тренинги с детьми «Позвони маме, папе», «Позови на помощь».
Материалы и оборудование: видео сюжет с персонажем Нафаня и презентация сигнала «sos»; макет комнаты для имитации действий с потенциально опасными предметами; макет входной двери; шапочка мамы-козы; опасные предметы: ножницы, нож, баночки, таблетки, спички, зажигалка; ящик для инструментов, аптечка для таблеток, шкатулка для иголок; интерактивная доска с проектором; памятки «Безопасные места в доме»; атрибуты к играм: «Телефоны безопасности», «Соедини части посуды».
Конструирование образовательной ситуации
Начальный этап деятельности.
Воспитатель активизирует внимание детей и создает положительный эмоциональный фон.
-Ребята, я знаю очень интересную игру, хотите вас научу? Я буду говорить, улыбаться, радоваться, а кто хочет вместе со мной, присоединяйтесь!
Этюд радости «Эстафета дружбы»
Мы построим ровный круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети улыбаются друг другу, воспитатель продолжает)
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Можно спичками играть?
Дети – Нет!
Можно в розетку гвоздик толкать?
Дети - Нет!
Силы жалко для труда?
Дети – Нет!
Друга выручим всегда?
Дети - Да!
Молодцы!
Основная часть образовательной деятельности.
Презентация сигнала «sos», к детям обращается Нафаня.
-Здравствуйте, ребята! Это я Нафаня из сказки про домовенка Кузю!
Ой-беда-о-е-ей! Воротился я домой,
А у Кузьмы там неполадки, не наведены порядки…
Что же делать? Как же быть? Как порядок воротить?
Кто же, кто ему поможет? Вещи по местам разложит?
Кто может рассказать, как безопасность соблюдать!
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Кузе? Чем?
Предполагаемые ответы детей: поможем навести порядок, научим соблюдать правила безопасности!
Воспитатель:
- Ребята, как называют людей, которые приходят на помощь: повар, продавец, машинист или по-другому?
Дети: спасатели
Воспитатель:
-Хотите вы быть спасателями? Тогда нам нужно спешить. Спасатели вперед!
(Дети надевают элементы костюма спасателей)
Дети и воспитатель направляются к дому Кузи, подходят к двери, воспитатель обращает внимание на открытую дверь.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какое правило безопасности нарушил Кузя?
Варианты ответов детей: оставил входную дверь открытой, забыл закрыть дверь.
Выходит мама-коза (родитель) :
-Старая сказка есть для ребят.
Мама учила глупых козлят:
-Не открывайте дубовую дверь,
Волк очень хитрый, прожорливый зверь.
Дома теперь остаетесь вы сами,
Тоненький голос запомните мамин.
Сказка окончена, настежь все двери-
Глупых козлят за ужином съели!
Воспитатель:
Мораль проста: Чужой не страшен
Когда закрыты двери ваши!
Воспитатель и дети входят в комнату Кузи, где сильный беспорядок.
Воспитатель:
-Кузя, посмотри на свою комнату…
Кузя осматривает комнату:
-А что в ней не так?
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете, что не так в комнате у Кузи?
Предполагаемые ответы детей: беспорядок в комнате, разбросаны вещи, оставил открытое окно, забыл выключить чайник, брал острые ножи, разбросал таблетки, играл со спичками.
Воспитатель:
-Есть у нас волшебная доска, сейчас мы покажем Кузе чего нельзя делать, тогда не попадешь в неприятности.
Просмотр слайдов «Безопасные места в доме»
Воспитатель:
-Ребята скажите, какими предметами категорически нельзя пользоваться без взрослых?
Ответы детей: ножами, отверткой, гвоздями, таблетками, порошками.
Воспитатель:
-А какими предметами нужно пользоваться с осторожностью?
Ответы детей: вилками, иголками, ножницами.
Воспитатель:
-Ребята, а куда нужно убрать все эти предметы?
Предполагаемые ответы детей: инструменты в ящик, таблетки в аптечку, иголки и нитки в шкатулку
Игра «Разложи предметы по местам» под музыкальное сопровождение.
(Дети раскладывают все предметы и зачитывают наизусть памятки по безопасности, Кузя им помогает)
Памятки:
-Не играйте острыми ножами,
Ведь такой игрушкой что-нибудь пораните!
-А если не больны вы, таблетки есть нельзя
Глотать их без причины опасно вам друзья!
-Ребята вам твердят не зря
Играть со спичками нельзя!
Воспитатель:
-Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнем. Ребята откуда может появится огонь в нашей квартире?
Предполагаемые ответы детей: из спички, зажигалки, включенной плиты, утюга.
Воспитатель:
-Ребята, может ли огонь быть полезным?
Дети: огонь полезный, когда согревает нас, мы готовим пищу.
Воспитатель:
-А когда он может быть опасным?
Дети: может сгореть наш дом, нанести вред здоровью.
Воспитатель:
-Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, а потом стали разгораться больше, больше, выше и выше.
Игра «Разгорайся огонек»
(Дети встают в круг, имитируют огонек)
-Огонек был маленький, яркий. Открылась форточка, и влетел ветерок-проказник. А маленькому огоньку только это и надо, он стал расти, расти, и превратился в огонь-сердитый и злой! Как вы думаете, ребята, что случилось дальше?
Предполагаемые ответы детей: начался пожар.
Воспитатель:
- Ребята какие правила безопасности нужно запомнить?
Предполагаемые ответы детей: нельзя брать в руки спички, зажигалки.
Кузя:
-Навели теперь порядок, разложили по местам
И от всей души спасибо говорю ребята вам!
А если я не досмотрю, и беда случится?
Что же делать мне тогда, куда мне обратится?
Предполагаемые ответы детей: нужно позвонить в скорую помощь, полицию, пожарную.
Воспитатель:
-А чтобы Кузя лучше запомнил номера служб спасения, я предлагаю поиграть в веселую игру «Телефоны безопасности» по мотивам песни «Если нравится тебе, то делай так…»
(После каждого куплета дети встают в круг возле обруча, с нужным телефонным номером)
Музыкальная игра «Телефоны безопасности»
-Если вдруг возник пожар, ты твердо знай (грозят пальцем, поворот влево)
Если вдруг возник пожар, ты твердо знай (грозят пальцем, поворот вправо)
Этот номер поскорее (имитация трубки телефона у уха)
Этот номер поскорее набирай…
(Дети встают в круг возле обруча с номером «01»)
-Незнакомец в дверь твою опять звонит (имитация стука в дверь)
Хочет дверь открыть, конфетою манит? (круговые движения кистями)
Ты дружочек не зевай, ему дверь не открывай,
Этот номер поскорее набирай…
(Дети встают в круг возле обруча с номером «02»)
-Если кто-то болен, ты скорей звони (рука ко лбу)
Этот номер поскорее набери (имитация трубки у уха)
Врач поможет излечиться, помощь скорая примчится (крутят руль)
Если болен, если болен, то звони…
(Дети встают в круг возле обруча с номером «03»)
Кузя во время игры путает обручи.
Воспитатель:
-Чтоб не было беды и неприятности
Всегда соблюдайте правила безопасности!
Кузя:
-Ой-е-ей! Как же нелегко мне запомнить все правила!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Кузе запомнить все эти несложные правила?
Предполагаемые ответы детей: подарить памятки-рисунки «Опасные места в доме», развесить их в комнате, там, где может произойти неприятность и не забывать соблюдать правила безопасности.
Итог образовательной деятельности
Воспитатель:
-Молодцы ребята! Вы настоящие спасатели, спасли Кузю от неприятностей!
А что вам больше всего запомнилось?
Что вас огорчило?
Что обрадовало?
Что удивило?
Предполагаемые ответы детей: понравилось спасать, играть с Кузей, раскладывать предметы по местам; огорчил беспорядок у Кузи, огорчил пожар и т. д.
Кузя:
-Спасибо вам ребята за помощь! Есть у меня для вас сундучок с подарками, но я вам его не отдам. Вначале выполните мое задание.
Кузя:
-Мама уснула, три обезьянки взяли из шкафа стеклянные банки,
Взяли стаканы, тарелки и кружки.
Три обезьянки готовили ужин.
Три обезьянки разбили посуду, вместо посуды осколки повсюду.
Вот работы прибавилось маме!
Благо, что лапы никто не поранил!
Воспитатель:
-Как же собрать все осколки, ведь можно пораниться?
Ребята, к кому мы в первую очередь обращаемся за помощью, когда случаются неприятности?
Дети: обращаемся к родителям, воспитателям, друзьям.
Тренинг «Звонок маме» (дети имитируют звонок родителям, зовут их на помощь)
Входят родители и выполняют задание «Соедини части посуды»
Кузя вручает сундучок с подарками.
Воспитатель благодарит родителей за помощь и дарит им визитки (визитки заполняются родителями, детям раздаются заначки «Юный спасатель д/с «Нордик»
Дети и родители благодарят за подарки.