ольга кудрелеева колесова
«Откуда в наш дом пришло электричество?» Конспект образовательной ситуации (онз) по технологии Л. Г. Петерсон «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
города Ярославля
Образовательная ситуация
«Откуда пришло Электричество в наши дома»
в технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон
для детей старшего дошкольного возраста
тип ситуации: Открытие нового знания ОНЗ
образовательные области:
• Познавательное развитие
• Социально - коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Составила
воспитатель высшей квалификационной
Публикация «„Откуда в наш дом пришло электричество?“ Конспект образовательной ситуации (онз) по технологии Л, Г, Петерсон „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
категории – Кудрелеева О. В.
город Ярославль
Цель: формирование у детей элементарные представления о электроэнергетике и профессии энергетик.
Задачи
Образовательные
1. Создать условия для открытия детьми нового знания
- о способах получении электричества в современном мире (элементарные знания о гидроэлектростанциях, атомных, ветряные, солнечные батареи).
- о профессии энергетик.
2. Закрепить знания детей о технике безопасности вблизи электростанций.
3. Продолжить знакомство с конструктором «Знаток»
- правила работы с конструктором.
- чтение электро схем- картинок при монтаже схемы с управляемой кнопкой лампочкой.
- знакомство с условными обозначениями – лампочка.
Развивающие
• Развивать зрительное внимание, памяти
• Работа по образцу (сопоставление)
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные
• Формировать умение принимать инструкцию взрослого,
• Воспитывать умение просить помощь в взрослого и сверстников.
Демонстрационный материал
• Плоскостная кукла «Электроша» - А3
• Мультфильм «Как электроэнергия попадает к нам в дома»
• Мультфильм из цикла «Фиксики советы»
Раздаточный материал
- Схемы – картинки сбора схемы с управляемой кнопкой лампочкой.
- Наборы конструкторов «Знаток» - по количеству детей.
Предварительная работа
• Опыты по выработке статического электричества,
• Поделка - оригами «Кораблик»
Ход ситуации
1. Введение в ситуацию
- Дети входят в группу, свет выключен
- Ребята, помните, мы с вами познакомились с новым другом Электрошей. (Да)
- Вам понравилось работать с Электрошиным конструктором. Кто помнит, как он называется? (Знаток).
- Хотите, снова попасть к нему в гости? (Да)
- Что надо для этого сделать? (Надо включить свет) (Надо позвать Электрошу).
Воспитатель включает свет и появляется кукла «Электроша».
- Здравствуй Электроша, нам очень понравилось в твоей стране Электричества.
- Э: здравствуйте, мои друзья, я рад вас видеть. Мне как раз нужна ваша помощь. Я решил устроить морскую регату, но у меня нет корабликов.
- Вы можете мне помочь?
- (Да) (Мы как раз вчера делали кораблики возьми).
Дети приносят кораблики.
- Все готовы отправляемся в страну электричества.
Дети встают цепочкой и идут с Электрошей, говорят слова
- Ток бежит по проводам
Интересно это нам
С Электрошей мы играем
конструктор вместе собираем.
Подрастем лишь дайте срок
Каждый скажет, он Знаток.
2. Актуализация
Дети встают полукругом у стола на котором емкости с водой, линейки пластмассовые и шерстяные кусочки материи. Вот мы и оказались в стране Электричества. Электроша приготовил всё для морской регаты.
Как заставить двигаться кораблики? (подуть) (подталкивать руками) (С помощью электричества)
- *Вы помните, что мы в стране Электричества.
- Как нашим бумажным корабликам дать электричество, чтобы он двигались? ….)
- Вспомните мы с вами играли с султанчиками, и они начинали двигаться, что вы делали? (мы терли, трясли (электричество появлялось)
- Сегодня мы будем сами получать электрическую энергию с помощью трения – такое электричество называется статическим. Сила электричества заставит кораблик двигаться. Для того чтобы появилось электричество надо потереть линейку об тряпочку и поднести к кораблику.
Дети выполняют задание и запускают кораблики в воду. Затем подносят линейку и кораблик начинает движение. Сначала быстро, а потом все медленнее.
- Что у вас происходит? (Кораблик притягивается к линейке).
Через несколько секунд воспитатель опять спрашивает.
Слушайте задание:
- На долго ли хватает заряда электричества для движения кораблика? (Нет).
- Ребята, что происходит с силой электричества? (Наверное, кончается, уменьшается).
- Попробуйте ещё раз потереть линейку.
Дети выполняют задание. Затем подносят линейку, и кораблик начинает быстрое движение, но затем опять не двигается.
- На долго ли хватает заряда электричества для движения кораблика? (Нет).
- Регата под угрозой срыва. Подумайте и скажите, как сохранить электричество на наших корабликах?
- Можно ли сохранить электричество? (Да, батарейки) (Нет)
- Неужели существует такая батарейка которая не заканчивается? (Нет такой батарейки).
- Как же сохраняют электричество? (Не знаем)
3. Затруднение.
- Я правильно, вас поняла, у вас возникло затруднение? Что вы не знаете? (Мы не знаем, можно ли хранить электричество).(Мы не знаем как сохраняют электричество)
- А если мы чего-то не знаем, что должны делать? (Спросить у того, кто знает)
- А кто у нас знает?Давайте спросим у Электроши, он же живет стране Электричества, он наверняка знает.
4. ОНЗ
- Задайте ему вопрос. (Электроша, расскажи нам, можно ли хранить электричество).
- Электроша приготовил нам мультфильм, мы посмотрим и все поймем. Присаживайтесь и смотрите внимательно.
• Дети смотрят мультфильм «Как электроэнергия попадает к нам в дома»
- Так можно ли сохранять электричество? (Нет) (оно постоянно вырабатывается на электростанциях)
- Я напомню вам сложное слово ГЕНЕРАЦИЯ - это постоянная выработка электрической энергии.
- Значит, как будет называться прибор который необходим нашим корабликам? (Генератор)
- Вы правы это ГЕНИРАТОР.
- Какой совет мы можем дать Электроше, чтобы регата состоялась? (Поставить на кораблики генераторы)
- Вы запомнили, как называются большие генераторы, которые вырабатывают электричество для наших городов? (Гидроэлектростанции, Солнечные батареи, Атомные станции, Теплоэлектростанции, ветряные электростанции….)
- *Какие виды электростанций вы запомнили?
- Может ли один человек выполнить работу по доставке электричества во все наши квартиры, детские сады, школы, магазины и т. д.? (Нет работает много людей)
- Вы правы это люди профессия которых называется энергетик.
- Что делают энергетики? (Они следят, чтобы круглосуточно подавалось электричество в наши дома, (это люди которые работают на станциях где вырабатывается электрическая энергия)
- Что должны соблюдать энергетики? (правила, порядок, ответственность)
- Вы правы, энергетики – это специалисты с высоким уровнем знаний, навыков и ответственности. Они должны быть внимательными, четко выполнять правила, если что –то нарушится, быстро принять правильное решение иначе весь город может остаться без электричества. Потому что электричество не хранится и его необходимо круглосуточно вырабатывать –генерировать.
5. Введение в систему знаний
Игра «Авария на линии электропередач»
Цель: отработка умений работать с с конструктором «Знаток».
- Хотите попробовать стать энергетиками? (Да)
Электроша приготовил для нас свой замечательный электронный конструктор «Знаток» начинаем играть.
Дети подходят к столам на которых лежат конструктора.
- Пройдите к рабочим местам. Я начальник смены. В нашем городе произошла авария на линии электропередач.
- Ваша задача дать городу свет. Для этого необходимо собрать схему с лампочкой.
- На схеме лампочка изображается таким условным знаком. Найдите его самостоятельно на схеме.
Педагог показывает детям новое обозначение, а дети ищут его на схеме.
- Внимательно посмотрите на схему-картинку. Наберите необходимые детали и соберите такую же на монтажной плате. Нажмите выключатель. Если вы собрали схему правильно - лампочка загорится.
Дети собирают схему по картинке. (Загорелась лампочка).
- Уважаемые энергетики выражаю вам благодарность в городе появился свет, потому что вы были внимательными и правильно собрали схему.
- Вот так электричество попадает и в наши дома.
- Усложняем задачу: проводим свет в дальние деревни. Для этого удлиняем провода: добавьте с каждой стороны провод номер 4. и посмотрим, что будет.
- Доложите удалось ли подать свет в дальние деревни. (Да)
Дети выполняют инструкцию взрослого и опять нажимают на выключатель, загорается лампочка.
- Свет появился.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Электричество может передавать по проводам на далекие расстояния).
- Молодцы, наше смена окончена, у энергетиков всегда порядок, разложите все детали по местам.
Дети разбирают схему и укладывают детали в коробку.
- Вы отлично выполнили роль энергетиков, потому что понимаете электрические схемы, умеете по ним собирать электрическую цепочку и поддерживаете порядок при уборке конструктора. Молодцы!
- Мы снова дети и Электроша беспокоится, знаете ли вы правила безопасности вблизи линий электропередач. (да (нет)
- Назовите их.
- Давайте себя проверим. Внимание на экран.
Просмотр мультфильма «Фиксики советы осторожно электричество».
Дети смотрят мультфильм «Фиксики советы осторожно электричество».
- Нам пора отправляемся в детский сад. Поблагодарите Электрошу. (Спасибо)
- Мы обязательно к нему придём ещё в гости. До свидания.
Дети встают цепочкой и идут, воспитатель говорит слова
- Ток бежит по проводам
Интересно это нам
С Электрошей мы играем
конструктор вместе собираем.
Подрастем лишь дайте срок
Каждый скажет, он Знаток.
6. Осмысление (итог)
- Вот мы и в детском саду.
Дети встают в круг
- Где мы с вами были? (Мы были в стране электричества).
- Что было для вас интересным? (Мне понравилось.
- С какой трудностью вы столкнулись, чего вы не знали? (Мы не знали можно ли хранить, электричество).
- Что нового узнали? (Электричество нельзя хранить,
- Какой совет дали Электроше, чтобы состоялась регата)
- Вам понравилось быть энергетиками?
- Какими качествами должны обладать люди этой профессии? (ответственность, внимательность, соблюдение правил)